Бимеева А.Р. - Принятые к публикации материалы - V "Окружающая среда и здоровье населения" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Воскресенье, 04.12.2016, 06:51
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [51]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » V "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

Бимеева А.Р.

Развитие производства Ульяновского автозавода и изменение экологической обстановки в городе

 

Бимеева А.Р.

 

Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Россия

 

 

Современная городская экосистема является источником негативных изменений окружающей среды. Наибольшее влияние на загрязнение окружающей среды на протяжении многовековой истории оказывали промышленные предприятия, а с появлением и с многократным увеличением уже во второй половине ХХ века автомобильных промышленных предприятий, это воздействие значительно увеличилось.

Как известно, за годы Советской власти на территории нынешнего Ульяновского экономического административного района, как и во всей нашей стране, производительные силы в своем развитии сделали огромный шаг вперед. Если за период до 1940 года темпы промышленного развития в регионе были значительно ниже среднего показателя по стране, и крупное промышленное строительство почти не осуществлялось, то в послевоенный период темпы эти даже возросли относительно среднего показателя по стране. Валовая продукция промышленности СССР за этот период выросла в 4,5 раза, а по Ульяновской области в 5,7 раза, причем развивалась в основном машиностроительная отрасль промышленности, были построены несколько крупных предприятий, в том числе автомобильный завод, который выпускал свою продукцию уже в годы Великой Отечественной войны [1]. Ведущим промышленным предприятием Ульяновска являлся автозавод. Поэтому в проекты перспективных планов, осуществлявшихся в годы Советской власти, входило наращивание производства автомобилей в данном регионе, что не могло не сказаться на экосистеме региона.

На ХХ конференции Ульяновской областной организации КПСС, которая прошла 11 января 1986, особенный акцент был сделан на идеологической стороне охраны окружающей среды. А именно, чтобы в вопросах использования земель, водных, лесных, минеральных и других природных ресурсов все управления, ведомства, предприятия, учреждения, научно-исследовательские и проектные институты, местные Советы народных депутатов «прониклись чувством глубокой ответственности за сохранение и применение природных богатств для нынешних и последующих поколений». Было рекомендовано также улучшать благоустройство зеленых зон городов и поселков [2].

Известно, что «при формировании зеленого фонда города необходимо максимально использовать виды растений, обладающие высокими средообразующими возможностями, ассимиляционной и функциональной активностью» [7]. Соответствующие исследования ведутся уже довольно давно, ведь именно такие виды, а именно тополь черный, береза и липа должны стать ведущими видами в озеленении промышленных центров. Вдоль территории УАЗа по Московскому шоссе высажены в больших количествах именно эти деревья, что говорит об ответственном отношении к данной проблеме и о знакомстве администрации предприятия с исследованиями экологов.

Очевидно, что автозавод – высокомеханизированное предприятие, использующее в производстве всевозможные и природные ресурсы. Поэтому с целью сохранения природной среды на заводе постоянно разрабатываются и выполняются мероприятия по охране водоемов, почвы и атмосферного воздуха от загрязнения вредными стоками и промышленными выбросами [6]. Отдел охраны окружающей среды на Ульяновском автомобильном заводе осуществляет контроль за промышленными выбросами и стоками, за утилизацией, складированием, захоронением и уничтожением отходов производства. За период с 1997 по 2000 год, согласно «Программе по экологическому оздоровлению окружающей среды области», разработанной Госкомэкологией Ульяновской области, автозавод выполнил множество мероприятий, способствующих оздоровлению окружающей среды: построил и внедрил немало новых объектов и технологий. Например, в 1998 сдано в эксплуатацию хранилище для захоронения промышленных отходов. Всего же для захоронения промышленных отходов заводом построено четыре полигона с гидроизоляцией дна и стенок, три бетонированных приямка с гидроизоляцией дна и стенок, исключающей загрязнение окружающей среды. С 23 февраля 1999 года прекращен сброс заводских промышленных стоков в реку Сельдь, что только за 1999 год предотвратило экологический ущерб на сумму 2, 17 млн. рублей [Там же].

Нами был проведён опрос жителей Ульяновска относительно их мнения о роли автозавода в жизни города, в том числе, о его воздействии на экологию. В общей сложности были опрошены 57 человек. Из них отметили отрицательное воздействие завода на окружающую среду 21 человек, из них только трое опрошенных (все в возрасте от 18 до 25 лет) согласились с пунктом об однозначно негативной экологической роли завода. Любопытно, что ни у одного из этих трёх человек никто из родных или знакомых не работает на заводе. При этом двое из них считают, что УАЗ – часть жизни нашего города, а значит, их жизни тоже (кстати, всего такой ответ дали 9 человек – примерно 1/6 от всего количества респондентов). В общей сложности 18 человек полагают, что, как и любое промышленное предприятие, УАЗ не улучшает экологическую обстановку, но что проблема эта решаемая. Никаких серьёзных расхождений по полу или возрасту среди согласившихся с последним пунктом, не выявлено. Также в последнем случае не имело значения, связаны ли респонденты лично с заводом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что примерно каждого третьего жителя нашего города – независимо от пола или возраста – волнуют экологические проблемы, связанные с промышленным производством, однако большинство из них настроены оптимистично, что налагает на руководство местных предприятий определённые обязательства не только юридического, но и морального характера.

Не только промышленное предприятие, но и выпускаемая им продукция, в частности автомобиль, влияет на окружающую среду, и является специфическим источником ее загрязнения: «Зоны загрязнения окружающей среды, формируемые выбросами автотранспорта, характеризуются высокими значениями концентрации загрязняющих веществ и распространяются на большие территории» [3]. Если в 1992 году выбросы от автомобилей составляли 54%, всех источников загрязнения, то в начале ХХI века – уже 75%. К этому времени в атмосферу поступило 479,183 тыс. т. загрязняющих веществ, увеличившись за несколько лет в 3 раза [4 С.45]. Вскоре были приняты определенные меры, чтобы снизить отрицательное влияние автотранспорта на экосистему как отдельно взятого города, так и во всей стране. В 2004 правительственная концепция развития автопрома продекларировала переход к выпуску автомобилей соответствующих экологическим нормам «Евро-2». Это значит, что в выхлопах автомобилей, которые сошли с конвейеров автозаводов в 2005 году, стало в десять раз меньше вредных веществ для окружающей среды. В Европе уже давно действует стандарт «Евро-3», а это на 30 % чище. Ульяновский автозавод, как и другие предприятия, тоже должен был перестроиться под данный стандарт, указанный правительством. К концу 2003 года он должен был перейти на массовое производство экологически «дружелюбных» автомобилей [5]. Переход на данный стандарт дался Ульяновскому автозаводу непросто. Как считают некоторые эксперты, переход на стопроцентный выпуск автомобилей «Евро-2» мог оказаться слишком опасным шагом для автозавода, поскольку автомобиль, оснащенный антитоксичными системами, заметно дорожает. По их мнению, «государство должно стимулировать покупателя, который заботится об экологии», как это делается в Европе и Америке: за покупку более экологического автомобиля даются либо дотации, либо налоговые льготы. Очевидно, что переход на Евро-2 не может сразу улучшить экологическую ситуацию в стране или в отдельно взятом городе, потому что еще долго будут эксплуатироваться автомобили «Евро-0» и «Евро-1», а стимула пересаживаться на более экологичные автомобили у потребителя нет. Таким образом, если правительство обеспокоено экологической ситуацией в стране, то в первую очередь от него ожидается поощрение как отечественного производителя, так и его покупателя, тогда обстановка могла бы значительно улучшиться.

Кроме того, не все «УАЗики» могут быть оснащены антитоксичными системами. Например, конструкция так называемых «буханок» остается неизменной с 1957 года. Компоновочные решения этого автомобиля настолько сложны, что дешевле было бы выпустить новую модель, чем переделывать эту. Таким образом, инвестиции в подобные усовершенствования не всегда имеют смысл. По всей видимости, эти требования было бы разумнее и эффективнее вводить постепенно, причём только для определенных регионов страны и в определенной последовательности. Необходим переходный период, в течение которого можно было бы отработать процедуру контроля бензина. Дело в том, что в России в большом количестве бензин этилируется путем добавления тетратилсвинца, а автомобили, оснащенные импортной антитоксичной системой, не могут «питаться» этилированным бензином [Там же].

Таким образом, постановление правительства о «переходе автомобилей на «Евро-2»» поставило в трудное положение, как ульяновский автозавод, так и его покупателей. Кроме того, данная ситуация лишний раз доказывает, что градообразующим предприятиям сложно существовать в условиях рынка, примером чему является Ульяновский автозавод. Однако, несмотря на все трудности, это предприятие не только модернизирует и улучшает качество своей продукции, но и заботится о сохранности своей окружающей среды, вкладывая большую часть своих средств, для реализации вышеизложенных программ, с меньшим вредом для природы и с большой пользой для общества.

Литература

  1. ГАНИ УО  (Государственный архив новейшей истории Ульяновской области) Ф.13. Оп. 1. Д. 2931. Л. 2.
  2. ГАНИ УО Ф. 8. Оп. 87. Д. 1. Л. 163.
  3. Коровина Е.В., Сатаров Г.А. Оценка состояния почвенного покрова урбоэкосистемы // Вопросы современной науки и практики. Университет имени  В.И.Вернадского. 2009. Вып. 3. [Электронный ресурс] URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2009/03/rus_22_2009_3.pdf.
  4. Кривошеев В.А. Влияние промышленности на земноводных и пресмыкающихся обитающих на территории г. Ульяновска // Экология и промышленность России. 2003, № 3. С.45–47.
  5. Народная газета. № 104, 05.09.2003.
  6. Панорама УАЗ. 23.01.1997, № 7(6362).
  7. Шарифзянов Р.Б. Давыдова О.А., Климова Е.С. Пути оптимизации городских экосистем (на примере г. Ульяновска). // Успехи современного естествознания. 2011. № 4. С.110-110 .
Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: k2 (22.05.2015) | Автор: Бимеева Альфия Равилевна E
Просмотров: 297 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки