Богатых В.А. Лиштванова Н.А. - Принятые к публикации материалы - V "Окружающая среда и здоровье населения" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Суббота, 10.12.2016, 21:26
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [51]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » V "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

Богатых В.А. Лиштванова Н.А.

Индивидуализация и дифференциация обучения на современном этапе

(на примере ГБОУ ВПО КГМУ СПО медико-фармацевтического колледжа)

Богатых В.А. Лиштванова Н.А.

ГБОУ ВПО  « Курский государственный медицинский университет»

Минздрава РФ медико-фармацевтический колледж.

Главная цель профессионального образования - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение.

Одним из возможных путей успешной деятельности студентов является дифференцированный подход в обучении, при котором каж­дый студент обучается на доступном ему уровне трудности.

  В основе дифференцированного подхода лежит идея объедине­ния деятельности преподавателя и студентов по достижению диффе­ренцированных по уровню целей обучения.

Процесс обучения состоит всегда из двух взаимосвязанных про­цессов - преподавание и учение. Процесс преподавания - это дея­тельность преподавателя, а процесс учения - деятельность студентов. Как бы активно не стремился преподава­тель сообщить знания студентам, без знания индивидуальных особен­ностей процесс обучения фактически не протекает.

Необходимым является четкое определение минимума, без ко­торого студент не сможет двигаться дальше в изучении данного пред­мета. Это минимальный уровень, уровень общих требований, который задается в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые студент должен уметь ответить, в виде образцов типовых задач, которые должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить студентам и на повышен­ном уровне.

Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления образования.

Проблемой дифференцированного подхода преподаватели медико-фармацевтического  колледжа  занимались в составе творческой инициативной группы на протяжении трех лет. За истекший период был изучен и обобщен теоретический материал по данной проблеме. Следующим этапом была практическая дифференциация студентов на группы по наличию познавательных интересов, учебной рефлексии, самоорганизации.  Была проведена индивидуальная диагностика студентов  2 курса  лабораторного, фармацевтического отделения  с использованием диагностических карт обучаемости и обученности. (Таб. 1 по Шамову)

Таблица 1

Диагностика обученности и обучаемости студентов

Организация преподавателем внутригрупповой дифференциации включает несколько этапов:

  1. Определение критерия, на основе которого выделяются учащихся для дифференцированной работы.
  2. Проведение диагностики по выбранному критерию.
  3. Распределение студентов по группам с учетом результатов диагностики.
  4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
  5. Реализация дифференцированного подхода к студентам на различных этапах урока.
  6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Каждый учащийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю образовательную среду, дающую возможность проявить себя. И только когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, можно рекомендовать наиболее благоприятные для развития учащихся дифференцированные формы обучения и  определить основные критерии дифференциации.

Рис.1. Критерии типологии студентов.

        Дифференциация обучения и воспитания основана на различии особенностей личности студента, его способностей, интересов, склонностей, готовности к образованию.

       Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей преподавателю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому студенту и способствовать общей активизации группы. Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса "единства требований" ко всем учащимся без учета особенностей их индивидуально-психологического развития тормозит их нормальное обучение, становится причиной отсутствия учебных интересов.

Студенты ощущают себя полноправными соавто­рами учебного процесса. При концентриче­ской системе обучении таких уроков может быть множество.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Студенты с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки, им требуется на это дополнительное время. Остальные учащиеся затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех студентов.

         Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив студентам задания в виде карточек, кроссвордов,  тестов.

Домашнее задание предлагается дифференцированно, его объем обычно определяется со­вместно. Преподаватель вместе с студентами обсуждает во­прос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен (прием особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно задает препо­даватель, достаточно разнообразны).

Студенты подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связы­вающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной преподавателем (прием позволяет каждый раз посмотреть на свои знания немного под другим углом зрения).

Три уровня домашнего задания:

1. Обязательный минимум (по силам любому студенту).

2. Тренировочный (для желаю­щих хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу по усмотрению преподавателя эти студенты могут освобождать­ся от задания первого вида).

3. Творческое задание

      Применение дифференциации заданий даёт возможность максимального усвоения знаний студентами с разным уровнем знаний.

    Дифференцированное обучения студентов каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления. Это повышает активность студентов на занятии, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.

         Проводя исследования по изучению качества знаний в начале изучения курса биологии, анатомии и физиологии человека и качества знаний студентов в конце изучения курса этих предметов обнаружили рост осознанного изучения предметов, возрастание глубины и прочности знаний.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М., 2010.
  2. Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного обучения // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. - Мн., «Народная асвета», 2012.
  3. Кон И.С. Социология личности. - М., 2009.
  4. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. - М., 2007.
  5. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - Педагогика, 2011.

 

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: k2 (06.06.2015) | Автор: Богатых В.А. Лиштванова Н.А.
Просмотров: 272 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки