Фертикова Т.Е. - Принятые к публикации материалы - V "Окружающая среда и здоровье населения" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Понедельник, 05.12.2016, 13:37
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [51]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » V "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

Фертикова Т.Е.

Удовлетворенность студентов медико-профилактического факультета процессом преподавания дисциплин на кафедре общей гигиены воронежской медицинской академии.

 

Фертикова Т.Е.

 

ГБОУ ВПО «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, г. Воронеж

 

 

Перед отечественной системой образования поставлена задача улучшения качества педагогического процесса. Задача решается путем повышения профессиональной и педагогической квалификации преподавателей, освоения и применения инновационных педагогических технологий, совершенствования материально-технического и учебно-методического оснащения.

Оценить качество обучения в ВУЗах можно по ряду объективных показателей. Применяется также субъективная оценка удовлетворенности процессом преподавания учебных дисциплин. Была разработана анкета из 20 вопросов, на которые нужно ответить развернуто или выбрать из предложенных вариантов ответов: «Да», «Нет» и «Затрудняюсь ответить», или выбрать ответ по 5-балльной шкале. Анализ анкетирования необходим для формирования обратной связи с опрошенными, тем более что анкета носит анонимный характер.

Вопросы в анкете сгруппированы по нескольким блокам:

  • индивидуальные сведения (факультет, курс, пол);
  • удовлетворенность материально-техническим и учебно-методическим оснащением;
  • собственно удовлетворенность процессом преподавания и организацией учебного процесса на кафедре;
  • оценка возможности влияния студентов на организацию учебного процесса;
  • удовлетворенность внеаудиторной работой со студентами на кафедре;
  • практическая значимость учебной дисциплины для себя и применения в работе врача.

В работе поставлена задача сравнить удовлетворенность учебным процессом на кафедре общей гигиены Воронежской государственной медицинской академии (ВГМА) студентов медико-профилактического факультета (МПФ) 3 курса разных лет обучения. Были проанкетированы 30 и 38 студентов МПФ 3 курса ВГМА в 2014 г. и 2015 г. соответственно.

Из 30 опрошенных студентов 3 курса МПФ ВГМА в 2014 г. было 8 юношей и 22 девушки. Только 1 студент из 8 и 1 студентка из 22 отметили неудовлетворенность оснащением учебных аудиторий. 23,3% респондентов выразили неудовлетворенность обеспеченностью учебной и методической литературой по дисциплине, преподаваемой на кафедре.

Юноши оценили удовлетворенность процессом преподавания дисциплины «общая гигиена, социально-гигиенический мониторинг» на «отлично» в 37,5%, «хорошо» – в 12,5%, «удовлетворительно» – в 37,5%, «отрицательно» – в 12,5% случаев из-за плохого изложения материала преподавателем на практических занятиях. Удовлетворенность процессом преподавания на «отлично» оценили 18,2%, «хорошо» – 40,9%, «удовлетворительно» – 31,8%, «отрицательно» – 4,5% девушек.

Считают, что оказывают влияние на организацию учебного процесса на кафедре 2 из 8 юношей и 3 из 22 девушек 3 курса МПФ в 2014 г. 83,3% респондентов вполне удовлетворены поощрением тех, кто проявляет активность в процессе обучения.

14 человек из 30 не видят недостатков в лекционном курсе, 4 указали на малое количество лекций, 2 – на несоответствие тематики лекций и практических занятий. 4 студентов не устраивает большое количество вопросов, которые задает преподаватель в ходе лекции, 6 студентов прямо называют лекции «скучноватыми». Таким образом, 66,7% опрошенных вполне удовлетворены лекционным курсом, 13,3% не устраивает активное взаимодействие лектора с аудиторией, 20% не полностью удовлетворены подачей материала.

Отвечая на вопрос анкеты «Кто из преподавателей кафедры наиболее полно соответствует Вашему представлению о личности и профессиональных качествах преподавателя Вуза?», большинство опрошенных (63,3%) отметили преподавателя, ведущего практику, 13,3% – лектора. 13,3% респондентов не смогли выделить никого из преподавателей.

36,6% студентов отрицательно охарактеризовали психологический климат на кафедре или испытали затруднения с ответом на данный вопрос.

73,3% опрошенных студентов оценили практическую значимость знаний, полученных на кафедре, для применения в работе врача на современном этапе на «хорошо» и «отлично».

70% опрошенных студентов МПФ считают, что преподавание общей гигиены, социально-гигиенического мониторинга способствует выработке у них установки на здоровый образ жизни, противоположного мнения придерживаются 16,6% респондентов.

Результаты промежуточной аттестации студентов 3 курса МПФ 2014-2015 учебного года показали достаточно низкий средний балл экзаменационных оценок – 3,3, что коррелирует со строгой оценкой качества прочитанных лекций и проведенных практических занятий по курсу «общая гигиена, социально-гигиенический мониторинг». Высокие требования студентов к преподавателям на фоне низкого уровня подготовки к экзамену заставляют задуматься об оптимизации преподавания дисциплины.

Из 38 опрошенных студентов 3 курса МПФ ВГМА в 2015 г. было 12 юношей и 26 девушек. Только 2 студента из 12 отметили неудовлетворенность оснащением учебных аудиторий. Все студентки вполне удовлетворены оснащением аудиторий, за исключением одной, затруднившейся с ответом. Однако 2 студентки выразили неудовлетворенность санитарно-гигиеническим состоянием помещений кафедры. 13,2% респондентов не довольны обеспеченностью учебной и методической литературой по дисциплине, преподаваемой на кафедре.

Юноши оценили удовлетворенность процессом преподавания на «отлично» в 33,3%, «хорошо» – в 50%, «удовлетворительно» – в 16,7% случаев. Удовлетворенность процессом преподавания на «отлично» оценили 38,5%, «хорошо» – 42,3%, «удовлетворительно» – 19,2% девушек. 1 студент (8,3%) и 2 студентки (7,7%) не довольны доступностью изложения материала преподавателем на практических занятиях.

Считают, что оказывают влияние на организацию учебного процесса на кафедре 4 из 12 юношей и 6 из 26 девушек 3 курса МПФ ВГМА в 2015 г. 89,5% опрошенных вполне удовлетворены поощрением тех, кто проявляет активность в процессе обучения.

31 человек из 38 не видят недостатков в лекционном курсе, при этом 4 человека указали на недостаточное количество лекций, 1 – на несоответствие тематики лекций и практических занятий. 2 студента называют лекции «скучными». Таким образом, 94,7% опрошенных вполне удовлетворены лекционным курсом, 5,3% не полностью удовлетворены подачей материала. Даже такой момент, как малое количество лекционных часов, можно отнести к выражению положительного отношения студентов к лекциям. 10,5% респондентов словесно отметили достаточно высокий уровень чтения лекций.

Отвечая на вопрос анкеты «Кто из преподавателей кафедры наиболее полно соответствует Вашему представлению о личности и профессиональных качествах преподавателя Вуза?», 21,1% опрошенных отметили лектора, 44,7% – лектора вместе с другими преподавателями кафедры. 5,3% респондентов не смогли выделить никого из преподавателей.

18,4% студентов либо дали отрицательную оценку психологическому климату в процессе преподавания дисциплины, либо затруднились с ответом на данный вопрос.

Все опрошенные студенты, за исключением одного, оценили практическую значимость знаний, полученных на кафедре, для применения в работе врача на современном этапе на «хорошо» и «отлично».

78,9% опрошенных студентов 3 курса МПФ в 2015 г. считают, что преподавание дисциплины «общая гигиена, социально-гигиенический мониторинг» способствует выработке у них установки на здоровый образ жизни, противоположного мнения придерживаются 7,9% респондентов, затрудняются с ответом 13,2% респондентов.

Подводя итог, отметим удовлетворенность студентов оснащением и санитарно-гигиеническим состоянием учебных аудиторий. 23% и 13% опрошенных в 2014 г. и 2015 г. не удовлетворены учебно-методическим обеспечением дисциплины.

Степень удовлетворенности процессом преподавания на кафедре общей гигиены на «хорошо» и «отлично» выразили 56,7% и 81,6% респондентов в 2014 г. и 2015 г. соответственно. 16,7% и 26,3% опрошенных студентов 3 курса МПФ 2014 г. и 2015 г. отметили, что могут оказывать влияние на организацию учебного процесса на кафедре. Ни один респондент в 2015 г. не оценил удовлетворенность преподаванием на кафедре как «плохо» и «отрицательно». Таким образом, студенты МПФ 2015 г. в большей степени удовлетворены процессом обучения на кафедре.

66,7% и 94,7% студентов 3 курса МПФ 2014 г. и 2015 г. соответственно выразили удовлетворенность качеством лекционного курса при том обстоятельстве, что лектор – один и тот же человек. 13,3% и 10,5% респондентов отметили малое, по их мнению, количество лекционных часов. 20% и 5,3% опрошенных студентов МПФ 2014 г. и 2015 г. соответственно выразили претензии к лекциям, применив термины «скучноватые», «однообразные», «малосодержательные».

13,3% и 21,1% студентов 3 курса МПФ 2014 г. и 2015 г. соответственно отметили лектора как человека, наиболее полно соответствующего их представлениям о личности и профессиональных качествах преподавателя ВУЗа. 13,3% и 5,3% респондентов вообще не смогли выделить кого-либо из преподавателей.

На основании комплекса полученных в результате анкетирования данных можно сделать вывод, что более высокую оценку удовлетворенности процессом преподавания на кафедре общей гигиены демонстрируют студенты МПФ 2015 г.

От 70 до 79% опрошенных третьекурсников МПФ сочли, что полученные знания по дисциплине «общая гигиена, социально-гигиенический мониторинг» способствуют формированию установки на здоровый образ жизни. Несомненно, этот факт свидетельствует о достижении позитивных целей в процессе преподавания дисциплины, формирующей необходимые знания, умения и навыки будущих врачей-гигиенистов и эпидемиологов.

Анкетирование студентов МПФ разных периодов обучения позволяет взглянуть на организацию и содержание образовательного процесса глазами студентов, получить обратную связь с ними и предпринять меры по дальнейшему совершенствованию педагогических технологий.

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: k2 (22.05.2015) | Автор: Фертикова Татьяна Евгеньевна E
Просмотров: 312 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки