Кетова Н.А., Филиппович М.С., Филиппович Ю.С. - Принятые к публикации материалы - V "Окружающая среда и здоровье населения" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Понедельник, 05.12.2016, 13:40
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [51]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » V "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

Кетова Н.А., Филиппович М.С., Филиппович Ю.С.

Взаимосвязь социально-психологического статуса школьника и заболеваемости.

Кетова Н.А., Филиппович М.С., Филиппович Ю.С.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Курский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации

г. Курск, Российская Федерация

В настоящее время все большую актуальность приобретает психосоматический подход в определении причин возникновения и течения заболеваний у детей.  По мнению ряда авторов[2, 3, 4, 6, 7], общение с родителями и окружающим миром через социальные факторы влияют на здоровье ребенка.

Человек с определенного возраста начинает искать способы нахождения своего места в социуме. В школьной среде поиск наиболее престижного статуса уже сложен для большинства подростков и школьников младших классов. Р. Мертон полагает, что статусный выбор индивида является совокупностью всех статусов, принадлежащих одному индивиду, который неповторим во всех деталях. Он становится «совокупностью точек в физическом пространстве, принадлежащих одному телу»[5].

Социальный статус влияет на психологическое самочувствие индивида и на его психологический статус. Однако в нашем исследовании социальный статус приобретает форму несколько конкретную, то есть мы рассматриваем с точки зрения социально-психологического статуса. Последний имеет тесную связь с социально-педагогическим статусом. В этом случае мы будем рассматривать  влияние окружающей  образовательной среды на самого школьника: как учебный процесс влияет на его здоровье, заболеваемость. Процесс школьного обучения сопряжен с большим количеством стрессов, которые влияют на уровень тревожности  школьника.

Тревожность - это некоторая узость в понимание какого-либо предмета или окружающей среды в целом. Из-за неприятия или непонимания, у молодежи возникает страх, тревога за себя.

К примеру, В.Н. Дружинин отмечает, что тревожность коррелирует со способностью порождать множество гипотез (креативность). Тревожность как следствие повышенной чувствительности индивида к внутреннему дискомфорту (по Г. Айзенку) порождает умственную активность по поиску путей избавления от тревоги, заставляет человека порождать варианты картины мира, а также искать пути для их реализации.

Состояние тревожности у ребенка во время школьного обучения связано со стрессовыми ситуациями. И уровень тревожности как эквивалент переживаниям часто находит свою причину в душевном состоянии. То есть психосоматические заболевания, где следствием является боль физическая, истоком которой - восприятие окружающего.

В классификациях болезней психосоматические расстройства рассматриваются под разделом соматоформные расстройства, которые хоть и характеризуются физическими симптомами соматического заболевания, но не обнаруживают их органическое проявление, которое можно было бы отнести к болезни в медицине. 

Однако многие авторы пытаются ввести классификации, которые могли бы занять место во взаимосвязи психических заболеваний с заболеваниями в медицины. Например, А.Л. Гройсман выделяет следующие виды соматических патологий, где ведущими являются психосоматические и соматопсихиатрические соотношения[8]:

  1. В гастроэнтерологии  язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, синдром раздраженной толстой кишки и другие расстройства пищеварения;
  2. В кардиологии и ангиологии - кардиалгии функциональной природы, функциональные аритмии, транзиторные гипертонии, вегетодистонии;
  3. В пульмонологии - бронхиальная астма, астомоидный бронхит, невротические и психогенные профессионально обусловленные расстройства дыхания;
  4. В эндокринологии - сахарный диабет, гипертиреоидные и гипотиреоидные реакции, гормональные дисфункции, нервная анорексия и другие;
  5. В хирургии - застойные функционально-динамические послеоперационные нарушения и дезадаптация.

Наиболее частый симптом, проявляющийся у детей на неприятные, стрессовые ситуации - это боли в животе. Так же эпизодическим явлением может выступать психогенная рвота, извержение пищи из желудка. Все это связано с гневом, отвращением или страхом или постоянной реакцией на любые жизненные трудности[1].  Частый насморк, кашель, постоянно воспалены аденоиды, ему трудно дышать. Ребенку как бы становится трудно дышать из-за частой критики[2].

Нами было проведено исследование, основанное на выделении взаимосвязи между уровнем тревожности и субъективными ощущения здоровья школьника с объективными данными. В частности были исследованы особенности зависимости между уровнем тревожности и субъективным состоянием школьников. Выборку составили 63 школьника трех 8-х классов от 13 до 15 лет средней общеобразовательной школы г. Курска.

 Мы считаем, что социально-психологический статус школьника повышает уровень тревожности, приводящий к низкой сопротивляемости в стрессовых ситуациях, что увеличивает заболеваемость.

Для проведения исследования мы использовали следующие методы: два вида анкетирования и методика «Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан)». Первая анкета была необходима для выявления субъективного ощущения состояния здоровья, вторая - для уточнения и сравнения болезней, травм, которыми страдали школьники, с медицинскими картами.

В школе есть три восьмых класса, один из которых (8 «В») стал экспериментальным. Подбор экспериментального класса, осуществлялся  исходя из данных классных журналов. В экспериментальном классе у обучающихся низкая успеваемость, часты пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительной причины. Проанализировав состояние субъективного ощущения и уровня тревожности мы выяснили, что экспериментальный класс чаще других страдает заболеваниями, которые относятся к психосоматическим.

Сравнение результатов исследования уровня тревожности у всех классов позволило зафиксировать следующие значения. В первых двух классах («А» и «Б») уровень тревожности находится в нормальном состоянии, соответствующих возрасту. Однако у экспериментальной группы уровень тревожности значительно выше. По медицинским картам было выявлено, что эти дети чаще страдают головной болью (31%) по сравнению с двумя другими классами (А – 17%, Б - 9%).

Дети контрольного класса чувствуют, что больны, когда признаков простуды нет (среди мальчиков 43%, а девочек – 60%, когда у другого, более близкого класса, мальчики ощущают себя больными 34%, а девочки – 57%). Среди этих детей чаще встречается аллергия.

В связи с волнением, возникающим у школьников, понижается уровень невосприимчивости к заболеваниям. Ф.Б. Бассин отмечает, что болезнь как процесс зависит не только от внешних, но и от внутренних, субъективных моментов, от личности больного, от его эмоциональных переживаний. Нами был предложен вопрос, касающийся ощущения себя как здорового человека. В экспериментальной группе ощущение себя таковым было воспринято лишь 68% учеников, в двух других классах более 78% ответили, что они ощущают себя здоровым. Также было выявлено, что контрольная группа чаще остальных страдает простудными заболеваниями, ОРВИ и гриппом.

Из-за напряжения при подготовке к занятиям, само присутствие на них эмоционально влияет на школьников. При вопросе «Часто ли вы впадаете в депрессию?» мальчики из контрольной группы в большей степени подвержены меланхолическому состоянию (30% по сравнению с 23%), чем их сверстники из экспериментальной группы.

Результаты исследования показывают, что социально-психологический статус школьника несет заведомо в себе тревогу и определенный уровень ответственности за свою учебную деятельность. Экспериментальный класс потому и подвержен повышенной тревожности, что уровень их школьной подготовки не так высок, что становится тяжелым «прессом» для их здоровья.

Также мы не должны отбрасывать факт, что существует и другое влияние на пропуски занятий. Ведь и общение с друзьями вне школы сказывается на этом, однако их физическая подготовка (22% находятся в специальной группе), заставляет нас присовокупить и социально-психологический статус школьника.

Как видно из таблицы 1, девочки 8 «В» класса страдают хроническими заболеваниями в два раза выше, чем из других классов, что же касается  мальчиков, то здесь – наоборот.

Таким образом, мы считаем, что социально-психологический статус школьника, ожидания от соответствия ему и несение ответственности за исполнение действий, сказывается на повышении уровня тревожности, и, как следствие, возникновение психосоматических заболеваний.

С анализом результатов  нашего исследования мы выступили на малом педагогическом совете и родительском собрании обучающихся 8-х классов. На основании данных исследования социальный педагог и психолог школы скорректировали программу работы с восьмыми классами.

Табл. 1

№ вопроса

 

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

  1. Болели ли Вы в прошлом году?

«Да»– 66%

«Да» - 92%

«Да» - 66%

«Да» - 100%

«Да» - 70%

«Да» - 100%

«Нет»-34%

«Нет» - 8%

«Нет» - 34%

«Нет» - 0%

«Нет» - 30%

«Нет» - 0%

  1. Есть ли у Вас хронические заболевания?

«Да»- 23%

«Да» - 33%

«Да» -12%

«Да» - 12%

«Да» - 10%

«Да» - 60%

«Нет»-34%

«Нет»- 50%

«Нет» - 88%

«Нет» - 35%

«Нет» - 50%

«Нет» - 20%

«Не знаю» - 23%

«Не знаю» - 17%

«Не знаю» - 0%

«Не знаю» - 42%

«Не знаю» - 40%

«Не знаю» - 20%

 

Список используемой литературы

  1. Бочанова Е.В. Психосоматические заболевания: полный справочник. / под ред. Ю.Ю. Елисеева. – М.: Эксмо, 2003. - 605 с.
  2. Ваганова В.Е. Причинно-следственный анализ психосоматических заболеваний у детей / В. Е. Ваганова // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. -2014. -№5(7). - С. 58-62.
  3. Великанова Л.П. Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства: современное состояние проблемы (часть 1) / Великанова Л.П., Шевченко Ю.С. // Социальная и клиническая психиатрия. – 2005. - №4. – том 15
  4. Дмитриева Т.Б. Воложина А.И. Социальный стресс и психическое здоровье. Монография. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ 2001. – 248 с.
  5. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина.  - М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 608 с.
  6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991. – 287 с.
  7. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен / К. Р. Сидоров // Вестник удмуртского университета. – 2013. - №3-2. - С. 42-52.
  8. Стефаненко Т.Г. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие. - М.: Аспект Прогресс, 2002. – 368с.

 

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: k2 (01.06.2015) | Автор: Кетова Наталья Александровна E
Просмотров: 232 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки