Масалева И.О., Ласков В.Б., Третьякова Е.Е., Ласкова И.В. - Принятые к публикации материалы - V "Окружающая среда и здоровье населения" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Понедельник, 05.12.2016, 13:39
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [51]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » V "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

Масалева И.О., Ласков В.Б., Третьякова Е.Е., Ласкова И.В.

 

Здоровье студентов медицинского вуза

Как фактор национальной безопасности. 

Масалева И.О., Ласков В.Б., Третьякова Е.Е., Ласкова И.В.

Курский государственный медицинский университет, г. Курск, Россия

Национальная безопасность современного государства в определенной степени определяется качеством и доступностью медицинской помощи населению. В свою очередь, эффективность здравоохранения в условиях возрастающих психологических и физических нагрузок на медицинских работников приобретает зависимость от качества их здоровья. Профессиональное «выгорание», астенизация врачей при вынужденном совместительстве и повышенной интенсивности труда стали в современной России реальностью; при этом проблема нормы и патологии профессионального здоровья существенно расширилась в связи с феноменом преждевременной смертности и инвалидизации населения [2, 4]. В этом плане оценка длительности и эффективности работы будущих врачей - выпускников медицинского вуза, а также качество и ожидаемая продолжительность их жизни нуждаются в оценке и прогнозировании.  

Являясь частью российского общества, студенты медицинского вуза находятся в той же российской бытовой, психосоциальной среде, которая служит фактором риска преждевременной потери здоровья и сокращения жизни; после завершения вузовского этапа обучения выпускники также в полной мере подвергаются негативным влияниям социальной среды.

Одной из основных причин преждевременной смертности и инвалидизации в России служит распространение пьянства, алкоголизма, табакокурения, рост числа наркозависимых среди молодежи [1, 3, 4]. Проблема обеспечения социально-психологической адаптации школьников и студентов  в обществе крайне актуальна, причем социально-психологическая и бытовая адаптация не ограничивается трудовым, профессиональным аспектом. Важной составляющей является умение молодого человека противостоять массированной пропаганде вредных привычек в среде обитания (семье, школе, на улице, в трудовом коллективе), то есть его приверженность здоровому образу жизни.

В этой связи призывы к гармоничной интеграции (инклюзии)  молодого поколения в общество выглядят двусмысленно, так как отторжение массовых питейно-табачных и наркотических стереотипов населения как раз и  способствует сохранению потенциала здоровья молодого специалиста.  

Жертвами официальной и неофициальной рекламы алкоголя, табака и наркотиков и устоявшихся порочных представлений и стереотипов поведения больших масс российского населения становятся все новые поколения - дети, подростки, молодые люди. Сложившаяся система профилактики инсультов и иных социально значимых заболеваний, определяющих раннюю смертность и инвалидность и возникающих в связи с вредными привычками, не учитывает таких реалий, как укорочение срока формирования вредных привычек, зависимости от алкоголя, табака и наркотиков, а также доминирование порочной поведенческой модели у все более молодых людей.

В этой связи актуально изучение распространенности представлений студентов вуза о значимости здорового образа жизни, допустимости вредных привычек – факторов риск социально значимых заболеваний, снижающих качество жизни и ограничивающих ее продолжительность.

Цель работы - изучить толерантность будущих специалистов к деструктивному влиянию окружающей среды, их способность противостоять формированию вредных привычек и на этой основе оценить перспективы сохранения профессионального здоровья. 

Материал исследования - 330 студентов первого и выпускного курсов медицинского вуза. Методы исследования: оригинальные анонимные опросники и визуальные аналоговые шкалы для самооценки тревожности и астении, связанных с процессом обучения [3]. Для оценки депрессивных проявлений использовали русскоязычную версию шкалы депрессий Центра эпидемиологических исследований. Полученные данные обработаны общепринятыми статистическими методами.

Результаты проведенного обследования показали, что значительная доля студентов имеет ложные представления о допустимости и последствиях курения, алкоголизации и наркотизации. Так, вредные привычки в виде курения табака и/или алкоголизации выявлены у 63% шестикурсников; при этом 39% их не считают курение вредной привычкой (несмотря на то, что курение является одной из форм наркомании).

Доля студентов, считающих похмелье обычным состоянием для здорового человека, колеблется от 20 до 30%.  Среди опрошенных алкоголь употребляют один раз в день 6% первокурсников, раз в неделю - 16%, в месяц - 44%. Около 60% студентов уверены, что всегда смогут прекратить прием алкоголя по собственному желанию;  70% студентов полагают, что смогут решить проблему с помощью врача. Не менее 20% студентов первого и шестого курсов считают пиво полезным напитком, а более 80% респондентов предлагали употребить алкогольные напитки другим людям. Около 50% студентов считает умеренные дозы алкоголя полезными. Все это создает питательную среду для формирования вредных привычек, ведущих к развитию алкоголизма, наркомании и курения, а также артериальной гипертензии, атеросклероза, пороков развития нервной и сосудистой системы. Не менее 8% студентов считают, что можно употреблять наркотики и не стать наркоманом, поэтому можно употреблять наркотики.

На 1-ом курсе регулярно курили до поступления в вуз 13%, пристрастились к курению во время обучения еще 17% и планируют научиться курить еще 10%. Распространенность вредных привычек (факторов риска инсульта, инфаркта миокарда, алкоголизма и наркомании) объясняется не только пропагандой алкоголизма и табакокурения в России в последние 20 лет. По нашим данным, доля лиц с тревожно-депрессивными переживаниями среди выпускников - 43%, при этом  тяжелую ее степень имеют около 9%. Причины депрессии - неуверенность в будущем, трудности трудоустройства. Депрессия выступает как причина и следствие вредных привычек, а также база для развития алкоголизма и наркомании.

Обсуждение. Среди выпускников вуза имеется значительная доля лиц с зависимостью и вредными привычками, которая имеет существенный риск снижения трудоспособности и качества жизни. В сознании студентов не сформировано понимание связи вредных привычек и инсультов, инфарктов миокарда, эпилепсии и деменции.

В  связи с этим разработаны образовательные программы, адресованные школьникам (с 3-го класса), их родителям и учителям, а также студентам вузов и колледжей. Она  предусматривает предоставление реальной информации о последствиях вредных привычек и причинах развития инсульта и энцефалопатии, ранней смертности населения. Информация учитывает возраст и уровень образования адресата. Принципы программы изложены в «Медицинской газете» (№ 43 от 10.06.2011).

         Образовательные программы знакомят: 1) с причинами и факторами риска преждевременной смерти и инвалидизации; 2) причинами и механизмами развития инсульта и энцефалопатий; 3) с последствиями вредных привычек и нездорового образа жизни применительно к развитию инсульта и энцефалопатий (мультимедийные лекции). Программы являются частью проекта по когнитивной поддержке учащихся на различных этапах обучения [2, 3].   

         Проект реализуется в рамках концепции университета по пропаганде здорового образа жизни в рамках летнего адаптационного лагеря у первокурсников. Подобные образовательные программы могли бы стать  эффективным дополнением к деятельности «Центров здоровья». Реализация  проекта направлена на формирование осознанной приверженности здоровому образу жизни, сохранение потенциала профессионального и национального здоровья. Пример врача, ведущего здоровый образ жизни, имеет большое воспитательное значение.

         Выводы. Большая  часть студентов вуза входит в группу риска по преждевременной смертности и инвалидности и является носителем вредных привычек. Студенты с вредными привычками не могут выступить пропагандистами здорового образа жизни для населения. Профессиональное здоровье студентов вуза – носителей вредных привычек подвергается негативным влияниям токсических факторов.

         Актуально внедрение образовательной программы, направленной на информирование о реальных последствиях нездорового образа жизни, коррекцию неверных представлений о допустимости вредных привычек и на создание осознанной приверженности здоровому образу жизни.

Список литературы

  1. Ласков,  В.Б. Профилактика и коррекция вредных привычек и когнитивной дисфункции у учащихся вузов и школ //Инновационные парадигмы в медицине и педагогике. Материалы межрегиональной научно-практической конференции / В.Б. Ласков, И.В. Ласкова. – Курск: КГУ, 2009. – С. 67-68.
  2. Ласков, В.Б. Воспитание здорового мозга: инициативная образовательная программа неврологического сопровождения учащихся средней общеобразовательной школы… и первичной профилактики у них  вредных привычек, облегчающих развитие инсульта, сосудистой деменции и других социально значимых неврологических заболеваний: Учебное пособие /В.Б. Ласков, И.В. Ласкова, Н.В. Воронина. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010. - 43 с.
  3. Ласкова, И.В. Программа комплексного неврологического сопровождения учащихся средней школы на этапах их обучения: обоснование, цели и методика: Монография /И.В. Ласкова, В.Б. Ласков. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010. – 83 с.
  4. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/demography/
Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: k2 (06.06.2015) | Автор: Ласков Виталий Борисович E
Просмотров: 238 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки