Стёпкин Ю.И., Каменев В.И., Леонов В.И. - Принятые к публикации материалы - V "Окружающая среда и здоровье населения" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Воскресенье, 04.12.2016, 06:49
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [51]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » V "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

Стёпкин Ю.И., Каменев В.И., Леонов В.И.

Современные учебно-методические проблемы подготовки студентов медико-профилактического факультета.

Стёпкин Ю.И., Каменев В.И., Леонов В.И.

ГБОУ ВПО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко»

Воронеж, Россия

Значительные масштабы и динамичность экономических, социальных и экологических изменений, связанных с современным развити­ем России, ухудшение качества окружающей среды и снижение уровня здоровья населения с начала 90-х годов, потребовали от специалистов в области здравоохранения использования но­вых подходов к проведению мероприятий по охране здоровья населения.

Современный подход заключается в приме­нении глобальной стратегии медицины от про­филактики и лечения заболеваний к управлению, конструированию популяционного и ин­дивидуального здоровья с целью максимально полной реализации врожденного потенциала жизни. В основе этой методологии лежат социально-гигиенический мониторинг и гиги­еническая диагностика донозологических со­стояний человека.

С принятием в 1999 г. Закона «О санитар­но-эпидемиологическом благополучии населе­ния» в деятельности госсанэпиднадзора страны произошли коренные изменения – переход на экономические механизмы хозяйствования и управления, внедрение современных техноло­гий на основе технического перевооружения, социально-гигиенический мониторинг, юри­дическое обоснование принимаемых решений.

Эти качественные преобразования привели к изменению приоритетов в деятельности са­нитарно-эпидемиологической службы от преимущественного надзора за исполнением требований санитарного законода­тельства к управлению здоровьем населения страны. Движущей силой в решении этих задач может быть профессиональное совершенствование врачей – гигиенистов. Для этого необходимо включение в программы обучения врачей медико-профилактических специальностей современных инновационных технологий, ос­воение принципов системного анализа эколого-гигиенических исследований, так как высокая антропо-техногенная нагрузка на здоровье населе­ния в сочетании с неблагоприятной социально-экономической ситуацией в России создает ре­альную угрозу широкого распространения экологически зависимых заболеваний.

На современном этапе одним из ключевых вопросов в подготовке врачей по медико-профи­лактическим специальностям является освое­ние навыков научного обоснования методоло­гии управления здоровьем населения на базе системного подхода к оценке показателей здо­ровья и факторов его формирующих. Врач должен знать, что основой гигиенической оценки качества окружающей среды и состояния здоровья населения служит комплексное определение антропо-техногенной нагрузки, и он должен уметь осуществить гигиеническое ранжирование территорий (отдельных объектов) по степени напряжения санитарно-гигиенической ситуации. Это осо­бенно необходимо для решения вопросов с ус­тойчивым, многофакторным, комплексным загрязнением объектов среды обитания, кото­рое обуславливает высокий риск неблагоприят­ных изменений в здоровье населения.

Для управления такого рода системами врачу необходимо реализовать адекватный комплексный подход, включающий в себя наблю­дение за состоянием системы (мониторинг), аналитическую (анализ состояния, определение связей, закономерностей развития и прогнози­рование) и собственно управление (определение целей, способов их достижения, организацион­ные процессы). Это определяет необходимость совершенствования информационно-аналитического обеспечения учебного процесса за счёт широкого внедрения в практические занятия  студентов компьютерных методов сбора, обработки и анализа данных, математического прогнозирования проблемных санитарных ситуаций.

Решение ситуационных задач в процессе обучения с применением современных гигиени­ческих технологий позволят в будущем врачу медико-профилактического профиля вести комплексные иссле­дования факторов среды обитания человека, со­здавать информационно-аналитические систе­мы для оценки значительных массивов факти­ческого материала о здоровье и среде обитания населения, формировать банки данных, вести поиск интегральных показателей значимости факторов и их сочетаний, давать оценку рискам нарастания негативных внешних влияний на различные группы населения и прогнозировать возможные варианты развития событий.

На основе качественного и количественного определения риска здоровью населения от от­дельных неблагоприятных факторов среды обитания и их сочетаний врач должен научиться разрабатывать комплексы приоритетных для данной территории гигиенических и оздорови­тельных мероприятий.

Наряду с традиционными базами обучения (лаборатории вузов) могут использоваться до­полнительные формы проведения занятий на базе производственных и научно-исследовательских лабораторий центров Роспотребнадзора.

В последние десятилетия произошло интен­сивное развитие всех предметных областей гигиенической науки. При этом система научного знания, сохраняв­шая традиционную дисциплинарную структу­ру, столкнулась с принципиально новым  феноменом приведшим к усилению ин­теграционных процессов, что потребовало реализации комплекс­ного про­блемного подхода в процессе обучения студентов медико-профилактического факультета. В этой связи необходима реализация программ междисциплинарной интеграции при обучении врачей-гигиенистов: управления роспотребнадзором; питания человека; ги­гиены труда; охраны здоровья детей и подрост­ков; коммунальной гигиены; лабораторной ди­агностики. В этой связи возникает необходимость создания сквозных учебных программ по профильным гигиеническим дисциплинам и интегрирования всех гигиенических знаний получаемых в учебном процессе за весь период обучения в вузе.

Соответственно изменились и требования к объему знаний, навыков и умений студентов указанного профиля. Студенту гигиенисту необходимо получить более глубокие зна­ния по предмету, значительно пополнить и рас­ширить знания по смежным дисциплинам, оз­накомиться с опытом современного решения проблем в  своей и смежных областях деятельности, ов­ладеть современными методами научного по­знания. Требуется изменение традиционной технологии обучения.

Программы обучения должны включать вопросы юридического, экономического и финансового обеспечения деятельности специалистов, организации и ведения социально-гигие­нического мониторинга, организации текущего и предупредительного санитарного надзора в соответствии с законодательными и распоряди­тельными документами, состояния окружаю­щей среды и санитарно-гигиенического благоустройства зданий, специальной оценки условий труда, рационального питания, гигиенической экспертизы товаров и т.д.

Для обучения специалистов по диагностике донозологических состоя­ний и профилактике различной патологии на организменном и популяционном уровне необ­ходимо иметь оснащенные современным обору­дованием лаборатории, овладеть методикой анализа и интерпретации полу­ченных результатов на различных экологически опасных территориях.

Подготовка специалистов медико-профилактического профиля по орга­низации и ведению социально-гигиенического мониторинга (для построения многокомпонентных информационных систем, расчета риска здоровью населения, прогнозирования заболе­ваемости населения, моделирования безопас­ных и безвредных условий жизнедеятельности человека) требует использования в учебном процессе современных компьютерных техноло­гий системного анализа.

Методическое обеспечение учебного про­цесса требует создания в вузе информационно-аналитического центра, связанного с глобаль­ными сетями Internet, с обеспечением доступа каждому заинтересованному подразделению к законодательным актам, нормативно-методи­ческим и нормативно-техническим документам и к информации о санэпидблагополучия регио­нов страны. Необходима компьютеризация учебного процесса с использованием всех воз­можностей современного программного обеспе­чения для создания обучающих программ, наглядных пособий и тестового контроля знаний.

С целью повышения качества учебной рабо­ты учебные планы и программы должны стать более гибкими, ориентированными на углубление и индивидуализацию образования. 

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: k2 (09.06.2015) | Автор: Стёпкин Юрий Иванович E
Просмотров: 281 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки