Черных А.М., Кузнецова Ю.С., Должикова О.А., Буреломова С.В. - Принятые к публикации материалы - III "Окружающая среда и здоровье населения" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Суббота, 10.12.2016, 21:26
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [77]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » III "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

Черных А.М., Кузнецова Ю.С., Должикова О.А., Буреломова С.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА

СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ

Черных А.М., Кузнецова Ю.С., Должикова О.А., Буреломова С.В.

Курский государственный медицинский университет, Курск, Россия



Перспективы демографического и социально-экономического возрождения любого государства определяются ее трудовым потенциалом. Проблема здоровья молодежи является особенно актуальной в сложившихся условиях России.

Исследования последних лет [6,7] содержат убедительные доказательства ухудшения состояния здоровья студентов с отрицательной динамикой его за период обучения в вузе, высоких показателей  и темпов прироста заболеваемости, распространения негативных тенденций в образе жизни студентов.

Анализ представленных в литературе методов  определения  здоровья свидетельствует о том, что  к настоящему времени все более распространенной становится  точка зрения  о  необходимости  комплексного подхода к его оценке. Оценка образа жизни и уровня физической подготовленности студентов во взаимосвязи с показателями самооценки здоровья может также рассматриваться как фактор формирования положительной мотивации к самокоррекции образа жизни, физической подготовленности и сохранению здоровья молодежи [3].

Целью работы явилось изучение самооценки образа жизни, состояния здоровья студентов и выявление факторов риска его ухудшения.

Для достижения цели использовался комплекс методик по субъективной оценке состояния индивидуума: опросник  ВОЗКЖ-100, методика Р.Т.Раевского [5], а также вопросы, разработанные авторами исследования. В результате была сформирована анкета из 15 вопросов с 58 подвопросами.

Объект исследования – выборка из 600 студентов 1, 4, 6 курсов (по 100 девушек и 100 юношей с каждого курса) лечебного факультета КГМУ. Анкеты заполнялись анонимно, что повышает степень честности ответов.

Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью стандартного пакета прикладных программ Статистика 6.0 после предварительного формирования базы данных в Microsoft Excel. Достоверность различий определялась по непараметрическому критерию χ2. Критический уровень значимости принимался равным 0,05.

Проанализировав ответы студентов на вопросы анкеты мы получили следующие достоверные результаты (р<0,05 по χ2).

В группе лиц мужского пола выявлено снижение общего уровня физической культуры, о чем свидетельствует значительное уменьшение к 6 курсу количества молодых людей, относящихся к основной группе физического воспитания – с 79 чел. на 1 курсе до 50 чел. на 6 курсе. В группе девушек четкой динамики не выявлено, однако, отмечена тенденция к увеличению общего количества студенток, не относящихся к основной группе физического воспитания с 29% на 1 курсе до 58% опрошенных на 6 курсе. При этом у девушек старших курсов определена выраженная склонность к учащению заболеваемости (временной промежуток - последний год жизни): если на 1 курсе 77 респондентов отметили, что не болели ни разу, то на 6 курсе это цифра уменьшилась до 11 чел.

К 6 курсу среди лиц мужского пола отмечена негативная динамика в отношении регулярных занятий спортом – только 41 % опрошенных (на 35 % меньше, чем на 1 курсе), в 2 раза снизился этот показатель в отношении девушек. При этом 25% обучающихся старших курсов считают, что им недостаточно условий для занятий спортом, что, вероятно, связано с отсутствием занятий по физкультуре  на старших курсах. (Рис.1)

Рис. 1. Характеристика изменения количества студентов регулярно занимающихся спортом в период с 1 по 6 курсы


Только 2% студенток 6 курса оценивают свой образ жизни, как здоровый (против 12% на 1 курсе), 78% полагают, что он нуждается в незначительной коррекции. Также считают и 66% опрошенных на 6 курсе молодых людей, по сравнению с 1 курсом эта цифра возросла на 17%.

При оценке уровня функционирования каждой из основных систем организма среди молодых людей выявлена отрицательная динамика в отношении дыхательной системы – на 6 курсе уже 11 опрошенных оценивает его как низкий или ниже среднего; нервной системы – 10 чел. 4 курса считают его низким или ниже среднего (на 1 курсе таковых не выявлено). Отмечено снижение уровня слуха и зрения на 22% по сравнению с показателями 1 курса. Уровень функционирования мочеполовой системы 100% опрошенных на 1 курсе оценивают как высокий, и лишь 59% считают также на 6 курсе.

Только 2% опрошенных девушек 6 курса считают уровень функционирования дыхательной системы высоким (против 31% на 1 курсе), при этом 32% расценивают его как низкий или ниже среднего. Аналогично оценивает каждая пятая студентка 6 курса нервную систему. По оценке молодых людей за 6 лет обучения уровень функционирования дыхательной системы снизился на 60%. Выявлена динамика и в отношении мочеполовой системы: 64% первокурсниц считают уровень ее функций высоким, а к 6 курсу так полагают лишь 36%.

На 27% к окончанию университета снижено количество студенток постоянно следящих за своим здоровьем. Более 60% опрошенных молодых людей в среднем не очень бережно относятся к состоянию своего здоровья, однако, в общем-то следят за ним.

60% опрошенных лиц, мужского пола считают, что их здоровье ухудшилось или ухудшилось значительно (против 11%, которые отметили улучшение), также полагают 70% девушек 6 курса (против 2%, указывающих на улучшение). Лица мужского пола, учащиеся на 1 курсе указывают на частые случаи ОРЗ, наличие миопии, к старшим курсам список пополняет аллергия и хроническая усталость. Студентки 1 курса отмечают обеспокоенность наличием мигреней, хронического гастрита, миопии. На старших курсах, кроме того, указывают и на иные виды соматической патологии: хронический бронхит, бронхиальную астму, хронический тонзиллит, остеохондроз, сколиоз, цистит, артралгии, высокая частота случаев невроза; как проявление ухудшения общего состояния здоровья наиболее часто выделяют ОРЗ и ОРВИ.

В анкету был включен вопрос о наиболее беспокоящих проявлениях ухудшения самочувствия. Девушки наиболее часто отметили быструю утомляемость (39% в среднем), ощущение постоянной усталости (54% в среднем), депрессивные настроения (35% в среднем), сонливость (31% в среднем). Среди лиц мужского пола получены разные данные: на 1 курсе студенты в большинстве случаев указывают на депрессивные настроения (38%), сонливость (40%), а также 44% указывают на полное благополучие. Старшекурсники же чаще отмечают быструю утомляемость, ощущение постоянной усталости и сонливость.

Четкой динамики количества курящих девушек на 1, 4 и 6 курсах не наблюдается. Количество курящих парней на 6 курсе в 4,8 раза меньше по сравнению с 1 и 4 курсами. Количество девушек, употребляющих алкогольные напитки на 4 курсе, возросло по сравнению с 1 курсом в 2 раза.

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы.

В целом, среди старшекурсников наблюдается снижение общего уровня физической подготовленности, что, по нашему мнению, напрямую связано со снижением количества учащихся, регулярно занимающихся спортом по сравнению с началом обучения.

Большинство студентов полагают, что за период обучения в ВУЗе состояние их здоровья ухудшилось. Наибольшие нарушения отмечены со стороны дыхательной, нервной системы, кроме того, снижены показатели слуха и зрения. Из общих проявлений ухудшения самочувствия учащиеся старших курсов часто указывают на быструю утомляемость, сонливость, ощущение постоянной усталости и депрессивные настроения. Последние, по-видимому, связано с беспокойством относительно трудоустройства и преодолением очередного важного жизненного рубежа.

Среди причин ухудшения общего состояния здоровья респонденты отметили неправильное питание, стрессы, недостаток времени для занятия собой, неправильное чередование режима труда и отдыха. Вредные привычки, на наш взгляд, не стоит расценивать как первопричину, так как в процессе обучения выросло количество студентов активно выступающих за отказ от них.

В целом, состояние здоровья оценено большинством учащихся как «удовлетворительное», а образ жизни как «требующий незначительной коррекции». Однако, для улучшения этих показателей следует рекомендовать ежедневные занятия утренней гигиенической гимнастикой; посещение спортивных кружков как минимум 2-3 раза в неделю; рациональное планирование свободного времени; проведение коррекции питания – 3-4 приема пищи в день с расширением пищевого рациона; установление строгого режима труда и отдыха. Кроме того, следует полностью отказаться от вредных привычек. Реализация этих направлений, вероятно, может повысить качество жизни будущих врачей и качество медицинской помощи населению.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беликова Е.А. Зависимость влияния учебных нагрузок на здоровье студентов от уровня физического развития. Здоровье и образование. М 2002; с.102.

  2. Валентинович Л.И., Домрачев О.Е. Социально-гигиеническая характеристика студентов медицинского колледжа. Профилактическая медицина 2010; 3: с. 3-6.

  3. Коршак В.М., Секретный В.А. Самооценка здоровья студенческой молодежи в зависимости от образа жизни и физической подготовленности. Всероссийский конгресс «Медицина для спорта». Материалы. М.: 2011; 29 1: с. 327–334.

  4. Круглякова И.П. Медико-социальные технологии управления здоровьем студенческой молодежи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра мед. наук. - М., 2004. – с. 236.

  5. Раевский Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов /Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский; Под общ. ред. Р.Т. Раевского. – О.: Наука и техника, 2008. — 556 с.

  6. Чернышева Р.В. Структура заболеваемости студентов специального учебного отделения. Международный конгресс «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке»: Материалы. М 2004;3: с. 311—312.

  7. Шагина И.Р. Влияние учебного процесса на здоровье студентов/ /Астраханский медицинский журнал, 2010 - №2. - 0,4 п.л.

  8. Agostinelli, G. Effects of normative feedback on consumption among heavy drinking college students / G. Agostinelli, J.M. Brown, W.R. Miller // J. Drug Educ. -2005.-Vol.25, №1.-P.31 -40.

  9. Sergio Baldassin, Tânia Alves, Arthur de Andrade, Luiz Nogueira Martins. The characteristics of depressive symptoms in medical students during medical education and training: a cross-sectional study // BMC Medical Education, 2008.

  10. Weisberg, E. Sexual activity and condom use in high school students / E.Weisberg, P.Noth, M.Buxon // Med. J. Aust. 2000. - Vol. 156(9); - P.612 - 613.



Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (09.04.2013)
Просмотров: 532 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки