д.м.н., профессор Черных А.М., Должикова О.А., Кузнецова Ю.С., Буреломова С.В. - Принятые к публикации материалы - III "Окружающая среда и здоровье населения" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Понедельник, 05.12.2016, 13:39
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [77]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » III "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

д.м.н., профессор Черных А.М., Должикова О.А., Кузнецова Ю.С., Буреломова С.В.

ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ И САМОКОРРЕКЦИЯ РЕЖИМА СНА И БОДРСТВОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КГМУ

 Черных А.М., Должикова О.А., Кузнецова Ю.С., Буреломова С.В.

ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет»

г.Курск, РФ

Введение. Режим дня является основой здорового образа жизни: правильное чередование труда и активного отдыха, регулярный прием пищи, определенное время подъема и отхода ко сну, позволяют длительно поддерживать высокий уровень работоспособности. Большое значение в профилактике нервно-психических перенапряжений, целого ряда психосоматических болезней является рациональное чередование сна и бодрствования [1,3].

Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения за 2011 год, расстройствами сна и восприятия циркадных ритмов страдают около 40 % всех жителей планеты. У каждого четвертого из них эти патологии провоцируют набор веса, депрессию и поведенческие расстройства [5]. Соблюдение правил гигиены сна и поведенческая терапия являются основой коррекции любой формы инсомнии независимо от ее происхождения, что было продемонстрировано в исследовании C. M. Morin с соавт. [4]. Студенты вузов - «это особый социальный слой населения, который испытывает большие интеллектуальные нагрузки, резкие изменения привычного образа жизни» [2].

В связи с этим актуальной представляется проблема своевременного выявления и коррекции нарушений сна у лиц молодого возраста, вовлеченных в активную социальную и производственную. Мы полагаем, что самокоррекция режима сна и бодрствования студентов позволит значительно улучшить качество их здоровья, труда и оптимизировать процесс обучения.

Целью работы явилась оценка рациональности режима сна и бодрствования, а также улучшение качества здоровья студентов путем формирования мотивации к коррекции своего режима дня. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: 1) проанализированы рациональность планирования рабочего дня студентами КГМУ в динамике по курсам; 2) выявлены группы риска по заболеванию инсомнией и другим нарушениям сна; 3) выявлены основные причины нарушения режима сна и бодрствования.

Материалы и методы исследования. Объектом исследования стали студенты 1, 4 и 6 курсов, лечебного факультета. С каждого курса 100 юношам и 100 девушкам предлагалось заполнить анкету, в которую были включены вопросы относительно их физического, психоэмоционального здоровья, а также режима сна и бодрствования. Анкета включала 78 вопросов. Часть вопросов о режиме сна и бодрствования были взяты из анкеты Отсберга – анкеты на определение хронотипа человека. Полученные данные после подсчета были внесены в таблицы Excel, статистический анализ данных проводился с использованием пакета прикладных программ STATISTICA 6.0 с определением достоверности различий по непараметрическому критерию χ2.

Результаты исследования. В результате анализа полученных данных получены следующие результаты. Между курсами наблюдаются существенные отличия в продолжительности сна. На 4-ом и 6-ом курсах достоверно (р<0,05 по χ2) больше юношей, продолжительность сна которых составляет менее 7 часов (14%, 31% и 42% соответственно), для девушек достоверные отличия выявлены между первым и 6-ым курсами (7% против 23%). При этом на всех курсах, количество девушек, которые высыпаются редко или крайне редко, в 1,44 раза больше, чем количество студенток, которые высыпаются почти всегда.

Больше 50% юношей на всех курсах на вопрос «высыпаетесь ли вы» ответили утвердительно. На первом курсе после занятий в университете всегда или часто устают 100%девушек и 88% юношей; на 4 курсе эти показатели составляют соответственно 90% и 65%, а на 6 курсе 84% и 85%. Достоверных отличий в количестве студентов, которые устают после занятий, за годы обучения (динамика по курсам) не произошло.

Свыше половины студенток (65% девушек 1 курса, 75% 4 курса и 60% 6 курса) больше всего устают в первые дни рабочей недели. У юношей 4 и 6 курсов эти показатели аналогичны. Студенты - юноши 1 курса больше всего устают в конце рабочей недели – в четверг и пятницу. Основной причиной перегрузки на занятиях студенты называют большой объем учебного материала, студенты 6 курса выделяют также быстрый темп обучения.

На 4 курсе наблюдается достоверно меньшее количества студенток, которые успевают подготовиться к занятиям. На вопрос «что вам мешает при подготовке к занятиям» наиболее часто (35%) студенты всех курсов отвечали «усталость». Другими причинами были названы пробелы в знаниях (13%), состояние здоровья (17%), семейная обстановка (10%), неумение сосредоточиться (14%) и отсутствие силы воли (11%). За годы обучения в университете наблюдается достоверное увеличение количества студентов, которые бросают занятия и отдыхают, если чувствуют усталость. Имелось три варианта ответов: преодолеваю себя и продолжаю подготовку, бросаю занятия и отдыхаю, принимаю тонизирующие препараты.

Основной причиной ухудшения здоровья за годы обучения студенты называют неправильное чередование режима труда и отдыха, стрессы и эмоциональное напряжение.

Выводы. Таким образом, в целом режим сна и бодрствования студентов оценивается как нерациональный, требующий значительной коррекции. Средняя продолжительность и качество сна за время обучения в университете у студентов снижаются, причиной чего является нерациональное планирование рабочего дня, подготовка к занятиям в ущерб полноценному отдыху. Основной группой риска по заболеваниям инсомнией и другими нарушениями сна являются девушки 1, 4 и 6 курсов, а также юноши 6 курса.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ковальзон В.М. О функциях сна // Журн. эволюц. биохимии и физиологии. - 2009; 29 (5–6): с 627–634.

  2. Ковальзон В.М. Центральные механизмы бодрствования – сна. В кн.: Материалы 5-й Российской конференции «Сон – окно в мир бодрствования». Ростов – на –Дону. - 2009: с 30-41.

  3. Левин Я.И., Вейн А.М., Нарушения сна и бодрствования. // М.: Медицина,1974.–383 с.

  4. Daley M., Morin C. M., LeBlanc M., Gregoire J.-P., Savard J. The economic burden of insomnia: direct and indirect costs for individuals with insomnia syndrome, insomnia symptoms, and good sleepers // Sleep. 2009; 32 (1): 55–64.

  5. Сайт Всемирной организации здравоохранения www.who.int/ru/

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (14.04.2013)
Просмотров: 539 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки