Корогодина Т. В, Шепелева О. М. - Принятые к публикации материалы - III "Окружающая среда и здоровье населения" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Воскресенье, 04.12.2016, 06:51
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [77]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » III "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

Корогодина Т. В, Шепелева О. М.

ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА ОРГАНИЗМ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Корогодина Т. В, Шепелева О. М.

Курский государственный медицинский университет, г. Курск, Россия




Здоровье молодежи, особенно обучающихся в образовательных учреждениях, составляет предмет внимания для современной медицины и физиологии. Нарушения здоровья обучающихся обусловлены комплексом факторов: информационные нагрузки и эмоциональное напряжение в процессе учебной деятельности, гиподинамия, нарушение режима питания, жизнь в экологически неблагоприятной среде обитания. Кроме того, преобладающие в двигательном режиме учащейся молодежи локальные нагрузки способствуют нарушению кровообращения и опорно-двигательного аппарата [5].

Для школьников и студентов экзаменационная сессия является стрессовым фактором, поэтому изучение механизмов патофизиологических изменений во время экзаменов представляет научно-практический интерес для медицинских наук. Понимание таких механизмов необходимо для разработки средств психофизиологического оздоровления для обучающихся и привития навыков психогигиены, психопрофилактики, как неотъемлемой части здорового образа жизни.

Цель работы заключалась в сравнительной оценке стрессоустойчивости и функциональных изменений в организме под влиянием экзаменационного стресса у школьников 9-х, 11-х классов и студентов.

Методики исследования:

Наблюдения были выполнены на 19 здоровых учащихся 9-го класса, 20 учащихся 11-го класса школы №27 города Курска и 20 студентах Курского государственного медицинского университета. В исходном состоянии (за 1 день до экзамена) на приборе «AND UA-767 AC» автоматически осуществляли регистрацию АД и частоты пульса; проводили подсчет частоты дыхательных движений. Определение типа личности осуществляли при помощи тест-опросника Г. Айзенка, определяли нейротизм, адаптивые способности. Уровень личностной тревожности определяли при помощи теста Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина, также проводили психологический тест на стрессоустойчивость. Перед экзаменом (за 25 ± 10 минут до него) исследование, кроме определения типа личности, проводили вновь.

Достоверность наблюдавшихся при действии исследованных препаратов изменений параметров, как абсолютных, так и относительно от исходного уровня, определяли разностным методом вариационной статистики с нахождением средних значений сдвигов (М), средней арифметической (+m) и вероятности возможной ошибки (Р) по таблицам Стьюдента. Различия оценивали как достоверные, начиная с р<0,05. Для расчётов использовали программу для статистического анализа Microsoft Excel 7.0.

Результаты исследования и обсуждения:

Воздействие экзаменационного стресса приводило к достоверному увеличению значений показателей функциональных систем (таблица 1).


Примечание: ЧСС — частота сердечных сокращений, ЧДД — частота дыхательных движений, САД — систолическое артериальное давление, ДАД — диастолическое артериальное давление.


Изменение значений показателей ЧСС среди школьников 9-х классов под влиянием экзаменационного стресса составило 3,54%, ЧДД – 3,74%; значения АДС и АДД увеличились на 2,37% и 3,07% соответственно.

Среди учащихся 11-х классов изменение значений ЧСС составило 4,2%, значений ЧДД – 13,4%. Изменения значений показателей АДС и АДД составили 3,02% и 3,83% соответственно.

Изменение значений показателей ЧСС у студентов составило 3,62%, ЧДД - 9,6%. Значения АДС и АДД увеличились на 3,7% и 3,71% соответственно.

Анализ распределения школьников 9-х классов по уровню стрессоустойчивости показал, что для 52,6 % исследованных был характерен низкий уровень, для 31,6 % – средний, для 15,8 % – высокий уровень стрессоустойчивости.

Среди школьников 11-х классов 63,63% испытуемых имели низкий уровень стрессоустойчивости, 27,3% - средний уровень и 9% - высокий уровень.

Среди студентов для 61,7% исследуемых был характерен низкий уровень стрессоустойчивости, для 24,7% - средний уровень, для 13,6% - высокий уровень (таблица 2).


Таким образом, экзаменационный эмоциональный стресс приводит к достоверному увеличению значений показателей функциональных систем (сердечно – сосудистой, дыхательной). Наибольшие изменения показателей функциональных систем наблюдались среди школьников 11-х классов.

При проведении сравнительного анализа стрессоустойчивости было выявлено, что для большинства исследованных среди школьников и студентов был характерен низкий уровень стрессоустойчивости. При этом наибольшее количество исследованных с низким уровнем стрессоустойчивости было среди школьников 11-х классов.

Результаты корреляционного анализа связи между уровнем стрессоустойчивости и значениями показателей функционирования сердечно – сосудистой системы свидетельствуют об отсутствии достоверных связей, как в исходном состоянии, так и перед экзаменом.

Своевременное проведение оценки стрессоустойчивости и особенностей реагирования функциональных систем организма необходимо для раннего выявления неоднородности здоровой популяции, разделения ее на группы с различной подверженностью влияния экзаменационного стресса и проведению профилактических мероприятий в данных группах.



Список использованной литературы:

  1. Апчел В. Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека – СПб, 1999 – 86 с.

  2. Борисова И.И. Параметры сердечно-дыхательного синхронизма у людей с различными типами высшей нервной деятельности / И.И. Борисова, А.Г. Похотько, Е.А. Малигонов // Кубан. науч. мед. вестн. – 2000. - №2 (50). – С. 49-50.

  3. Карелин А.А. Психологические тесты. – М., 2000. – Т.1. – 312 с.

  4. Ноздрачев А.Д. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы / Ноздрачев А.Д., Ю.В. Щербатых // Физиология человека. – 2001. – Т.27. 36. – С. 95 – 101.

  5. Покровский В.М. Сердечно-дыхательный синхронизм: выявление у человека, зависимость от свойств нервной системы и функциональных состояний организма / В.М. Покровский, В.Г. Абушкевич, Е.Г. Потягайло, А.Г. Похотько // Успехи физиол. наук. – 2003. – Т. 34. №3. – С. 68 – 77.

  6. Потягайло Е.Г. Влияние психоэмоционального стресса во время экзаменов на параметры сердечно-дыхательного синхронизма у школьников / Е.Г. Потягайло, Е.В. Харитонова // Кубан. науч. мед. вестн. – 2000. - №2 (50). – С. 54-55.

  7. Потягайло Е.Г. Особенности феномена синхронизации дыхательного и сердечного ритмов у детей с различными типами нервной системы / Е.Г. Потягайло, В.М. Покровский // Журн. высшей нервной деятельности. – 2003. - Т. 53. №1. – С. 41 – 45.

  8. Похотько А.Г. Влияние стрессообразующих факторов на динамику сердечно-дыхательного синхронизма у людей / А.Г. Похотько, И.И. Борисова, В.Г. Абушкевич // Кубан. науч. мед. вестн. – 2000. - №2 (50). – С. 52 – 54.

  9. Спицын, А.П. Психофизиологическая характеристика адаптации учащихся и студентов к учебной деятельности: автореф. дис. …д-ра. мед. наук – Архангельск, 1999.

  10. Украинцева Ю.В. Особенности эмоциональной сферы и спектральных характеристик ЭЭГ у лиц с различным состоянием симпатоадреналовой системы / Ю.В. Украинцева, Т.Т. Чеснокова // Тез. XXX Всероссийского совещания по проблемам высшей нервной деятельности, посвященного 150-летию со дня рождения И.П. Павлова (15- 18 мая 2000, СПб). – СПб,2000. – С. 423 – 424.

  11. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: автореф. дис.…. д-ра биол. наук / Ю.В. Щербатых. – СПб., 2003. – 15 с.


Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (27.04.2013)
Просмотров: 661 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки