Кубрушко Т.В., Бартенева Т.В., Пащенко В.Е., Оловаренко Л.В. - Принятые к публикации материалы - III "Окружающая среда и здоровье населения" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Воскресенье, 04.12.2016, 06:52
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [77]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » III "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

Кубрушко Т.В., Бартенева Т.В., Пащенко В.Е., Оловаренко Л.В.

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАННЕМ ПОСТНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Кубрушко Т.В., Бартенева Т.В., Пащенко В.Е., Оловаренко Л.В.

ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, КИНПО (ПК и ПП) СОО,

КУРСК, РОССИЯ


Профилактическая роль гигиены полости рта убедительно доказана в современных исследованиях. Гигиена полости рта является средством предупреждения заболеваний органов полости рта, челюстно-лицевой области и общих заболеваний организма, об этом убедительно свидетельствуют данные специального изучения стоматологического статуса в зависимости от уровня гигиены полости рта (Васина С.А., Федоров Ю.А., Леус П.А.)

При изучении интенсивной индивидуальной профилактики P. Ltadtler, G. Gelle , H. L. Gulzow, L. Y. Jürgeпs определили эффективность проведения специальных занятий по гигиене полости рта: индекс бляшки был наполовину меньше в той группе, где вели программу по уходу за полостью рта.

Исследователи Г.И. Кадникова, Л.Х. Барон, Б.А. Симбала и др. пришли к выводу, что, несмотря на хорошую организацию вторичной профилактики, имелась тенденция к увеличению интенсивности кариозного процесса. Благодаря активной санитарно-просветительной работы, проводимой в масштабах республики выступления по телевидению, радио, публикации в газетах и журналах, чтение лекций и проведение семинаров по стоматологии в течение 2 лет, показатели интенсивности и распространенности кариозного процесса стабилизировались.

Мотивация больного к соблюдению гигиены полости рта во время проведения беседы, по мнению А. Fesseler H.Muller-Fahbusch зависит от правильно построенного разговора врача и больного: отсутствие резких выражений и эмоций, деловой тон, осторожность и деликатность. Отмечена важность необходимой информации объективных симптомов патологии тканей пародонта, связанного с плохим гигиеническим состоянием полости рта при проведении индивидуальной беседы.

В исследованиях Федорова Ю.А. отмечено, что у школьников, регулярно чистивших зубы, было в два раза меньше кариозных зубов и несколько раз меньше заболеваний пародонта. При анкетировании, проводимом во время амбулаторного приема, установлено, что регулярно проводят профилактические гигиенические мероприятия не более 40% обследованных. В своих исследованиях (Сунцов В.Г., Леонтьев В.К. и др.) рекомендуют вовлекать родителей в обучение детей, так как в этом возрасте дети слишком малы, чтобы понять необходимость ухода за полостью рта.

Установлено, что именно приобретённые в этом возрасте навыки становятся особенно прочными и усвояемыми на всю жизнь. И самое главное, в этом возрасте закладываются основы формирования личности. В исследованиях Л.М.Лукиных отмечено, что этапы развития формирующейся психики ребёнка можно разделить на моторный (длится до года), сенсомоторный (с 6месяцев и до 6-7лет), аффективный (с 6месяцев до 6-7лет, формирование индивидуального сознания), рассудочный (с 12 летнего возраста - одновременно понимая важность и необходимость проведения профилактики).

Следует отметить, что знакомство с элементами гигиены полости рта ребёнок может получать в семье в 1 год и 6месяцев и закреплять в младшей ясельной группе (2-3года). Виноградовой Т.Ф отмечено, что у 3-летних детей кариозные полости обнаруживаются в местах порочно развитой в антенатальном периоде эмали: на губной и жевательной поверхностях зуба, а с 4 лет появляются кариозные полости на боковых поверхностях зубов, потому что ребёнок не научился чистить зубы, удалять пищу из межзубных промежутков. Очевидно, что как ребёнка обучат в детстве, какие привьют ему навыки, так он и будет относиться к уходу за своими зубами.

Цель исследования. Разработать алгоритм организации проведения гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Первым этапом гигиенического обучения первой младшей группы (2-3года) является изучение эпидемиологической ситуации в этой группе. Изучается распространённость и интенсивность заболеваний твёрдых тканей зубов, структура заболеваемости в данной возрастной группе, проводится анкетирование родителей. Следует отметить, в разработанной анкете должны быть вопросы, отражающие знания родителей о гигиенических навыках полости рта самих родителей, о режиме питания ребенка, диете ребенка и о значение гигиены полости рта для здоровья ребенка. Проводится статистическая обработка полученных данных, результаты докладываются на родительском собрании. Стоматолог на основании полученных данных говорит о критериях стоматологического здоровья по рекомендации ВОЗ.

Родителям доводится информация о значимости привития детям привычек по гигиене полости рта. Основная цель занятия – убедить родителей, что правила гигиены должны прививаться в семье. Необходимо составить перспективный план с родителями. Каждая тема предложенных занятий должна быть показана родителям. Семью необходимо сделать союзником в работе по привитию детям привычек здорового образа жизни (именно привычек, а не навыков и умений).

В группе необходимо создать уголок гигиены, где собраны все атрибуты по уходу за телом и полостью рта для занятий и проведения игр (зубные щётки-детские, зубные пасты-детские, стаканчик для ирригации полости рта, мыло жидкое, шампунь, полотенце, зеркало и т.д.). Итог работы будет выражаться в самостоятельном выполнении полученных знаний.

Гигиенического обучения и воспитания детей направлено на формирование представления и навыков: необходимо долго грызть морковку, яблоко, зубы портятся от сладостей, молочные продукты полезны для зу­бов, нельзя сосать соску, пальцы, игрушки, после приема пищи и сладкого надо полоскать рот водой. У каждого должна быть своя щетка. Перед чисткой зубов надо мыть руки и щётку, чистить зубы вертикальными движениями зубной щётки на передней поверхности передних зубов, на передней поверхности боковых зубов

Воспитатель организует занятия с детьми по гигиене полости рта, совместно с родителями. Занятие проводит старшая медицинская сестра и врач стоматолог. Контроль над гигиеной полости рта осуществляет старшая медицинская сестра каждые 10 дней. Дошкольное учреждение несёт профессиональную гражданскую ответственность по организации гигиенического воспитания за детьми. Ребёнок до 7 лет запрограммирован на уход за ним со стороны взрослых - это в первую очередь семья и их помощники воспитатели.

Гигиенисты стоматологи, воспитатели на наглядных примерах показывают и разъясняют значимость гигиенических процедур в соответствии с психологическими особенностями развития детей соответствующей возрастной группы.

При проведении санитарно-просветительной работы среди родителей, необходимо уделить внимание своевременного выявления и устранения факторов рис­ка, способствующих возникновению заболеваний органов полости рта у детей. В своевременном выявлении факторов риска, большое значение имеет активное участие родителей, меди­цинского персонала и воспитателей детских дошкольных уч­реждений. Непременным условием этого участия является их осведомленность по всему аспекту вопросов, касающихся при­чин возникновения стоматологических заболеваний у детей, включая зубочелюстные аномалии.

Содержание этой работы включает следующие вопросы: значение рационального режима труда, отдыха и пита­ния беременной женщины для состояния плода и здоровья будущего ребенка, важности ежедневного употребления мо­лочных, овощных, фруктовых и рыбных блюд для полноцен-­
ного формирования тканей зубов плода. Необходимо отметить влияние заболеваний матери, осложнений беременно­сти, неблагоприятных факторов внешней среды, курения, ал­коголя и других воздействий на развитие и формирование челюстно-лицевой области и тканей зубов у плода. Влияние заболеваний раннего детского возраста на раз­витие заболеваний зубов и полости рта. Следует обратить внимание на основные кариесогенные факторы и роль родителей, персонала дошкольного учреждения в своевременном их уст­ранении. Причины и последствия сосания пальцев, кулачка, по­сторонних предметов, приемы борьбы с указанными привыч­ками; значение своевременного (на первом году жизни) обра­щения с ребенком к детскому стоматологу, особенно в тех случаях, когда беременность у матери протекала с осложне­ниями или закончилась рождением ребенка с низкой массой тела.

Тактика врача-стоматолога при выявлении факто­ра риска должна включать следующие мероприятия: консультацию и лечение ребенка у ЛОР - специалиста. Консультация и лечение ребенка у педиатра необходима при нормальной про­ходимости носовых путей и наличии признаков аллергоза дыхательных путей и бронхолегочных заболеваний.

Список литературы

1.Кубрушко Т.В., Оловаренко Л.В. Уроки Мойдодыра. Удивительные приключения Незнайки в поисках ослепительной улыбки на всю жизнь /Методическое пособие. КИНПО (ПКи ПП) СОО. Второе издание (дополненное) Серия «Семья» Курск, 2006-35с

2. КубрушкоТ.В., Чесноков П.Е,,Клименко Г.Я., Разинкин К.А., Хайн С.С. Управление эпидемиологической ситуацией и профилактикой патологий полости рта у подростков, проживающих в различных климатогеографических зонах /Истоки - Воронеж, 2009-140с

3.Мониторинги оценка оздоровления полости рта: Доклад комитета экспертов ВОЗ./Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов %782.-Женева,1991-73с.

4.Федоров Ю.А.Гигиена полости рта -2-еизд., перераб. и доп.- Л.:Медицина,1987.-64с.


Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (09.04.2013)
Просмотров: 745 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки