Скоблина Н.А., Бокарева Н.А., Милушкина О.Ю. - Принятые к публикации материалы - III "Окружающая среда и здоровье населения" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Понедельник, 05.12.2016, 13:37
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [77]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » III "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

Скоблина Н.А., Бокарева Н.А., Милушкина О.Ю.

Анализ причин снижения мышечной силы современных школьников


Скоблина Н.А.1, Бокарева Н.А.1,2, Милушкина О.Ю.1,2


1ФГБУ «Научный центр здоровья детей РАМН, Россия, Москва

2ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России.



Актуальность. Физическое развитие детей и подростков характеризуется комплексом морфофункциональных признаков, обуславливающих структурно-механические свойства и функциональные резервы организма. Впервые функциональные показатели (артериальное давление и мышечную силу) включили в схему изучения физического развития в 1927 г. (проф. В.Г. Штефко). Мышечная сила кистей рук (кистевая динамометрия) это интегральный показатель функционального состояния нервной и мышечной систем ребенка, а также показатель тренированности и выносливости организма [1]. В современных условиях установлено выраженное снижение мышечной силы школьников по сравнению со сверстниками 1960-ых и 1980-ых гг.

Снижение функциональных показателей детей, подростков и молодежи в XXI веке отмечают многие ученые, исследования проводятся в разных регионах России (Нижний Новгород, Архангельск, Киров) и в разных возрастных группах [2].

В литературе снижение силовых возможностей связывают с отсутствием интереса к активным занятиям спортом, широким внедрением в жизнь технических средств, нарушением питания, ухудшением экологической обстановки [2, 3, 4]. Однако образ жизни современных школьников позволяет предположить, что ведущая роль в снижении функциональных показателей принадлежит низкой двигательной активности.

Цель. Целью исследования явился анализ эндогенных и экзогенных факторов у детей и подростков с различной мышечной силой.

Пациенты и методы. Изучено физическое развитие 1409 школьников 8-16 лет Москвы и Московской области с определением средних и ошибок средних значений мышечной силы. Оценивались следующие факторы: биологический возраст, соматотип ребенка, образ жизни школьников, двигательный режим в учреждении, характер образовательной деятельности (классы с углубленным изучением предметов), уровень санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) учреждения, экологическая обстановка в административном округе дислокации учреждения (по данным Мосэкомониторинга).

Результаты. Сравнение детей по уровню биологического развития позволяет констатировать, что мальчики с опережающими темпами биологического развития имеют достоверно большие показатели мышечной силы кистей рук (р≤0,003-0,001). Дети с задержкой биологического созревания имеют низкие показатели мышечной силы. Изучение типов телосложения (по Штефко-Островскому) показало, что дети с мышечно-дигестивным и дигестивным соматотипом имеют высокие показатели мышечной силы по сравнению с детьми астеноидного и торакального типов телосложения. Т.е. в биологии детей за последние 50 лет ничего не изменилось и, таким образом, основной теорией снижения мышечной силы является факторная теория.

Проведено сравнительное исследование динамометрии правой кисти у школьников 7-16 лет в обычных школах и в школах с расширенным двигательным режимом. Выявлены достоверные различия (р<0,05-0,001) во всех возрастно-половых группах, за исключением девочек 11 лет и мальчиков 14 лет. У мальчиков 7, 8, 9, 10, 13 и 15 лет различия достоверны с вероятностью 99,9%. Так, в возрасте 7 лет у мальчиков из обычных школ средние значения мышечной силы правой кисти составляют 5,6±0,2 кг, в школах с расширенным двигательным режимом – 8,2±0,3 кг, у девочек – 4,1±0,3 и 6,8±0,2 кг соответственно. В возрасте 12 лет у мальчиков – 16,3±0,4 кг и 19,0±0,8 кг, у девочек 14,7±0,3 кг и 16,7±0,9 кг соответственно. В возрасте 16 лет у мальчиков – 33,6±0,9 кг и 38,2±2,0 кг, у девочек – 21,4±0,4 кг и 23,2±0,7 кг соответственно.

Интересен тот факт, что в сравнении со сверстниками 1980-ых гг. у мальчиков 13-16 лет из школ с расширенным двигательным режимом достоверных различий не выявлено. Таким образом, удовлетворение биологической потребности в движении существенно повышает функциональные резервы организма школьников.

Изучение образа жизни современных школьников позволило установить, что от 6 до 15 часов в неделю проводят за компьютером 39,8% девушек и 36,4% юношей, более 30 часов в неделю 6,2% и 13,1% соответственно. На просмотр телевизионных программ и фильмов до 5 часов в неделю тратят 42,5% девушек и 45,5% юношей; от 6 до 15 часов в неделю – 39,8% и 31,3% соответственно. Занятия, не связанные с двигательной активностью, 2-3 раза в неделю посещают 66,4% девушек и 63,2% юношей. Проведенный анализ статистически значимые связи между сниженной силой кистей рук и временем, проводимым за компьютером (р<0,05). Кроме того, установлено, что у девочек 13 и 15 лет в классах с углубленным изучением предметов достоверно ниже показатели мышечной силы (р<0,01). Полученные результаты подтверждают теорию о том, что одним из ведущих факторов снижения функциональных показателей является малоподвижный образ жизни. Низкая двигательная активность и нереализованная биологическая потребность в движении в младшем школьном возрасте приводит к формированию сначала функциональных, а затем в процессе обучения и органических поражений органов и систем, таких как сердечно-сосудистая, нервная, костно-мышечная, эндокринная и т.д. Кроме того, малоподвижный ребенок перенесет этот образ и во взрослую жизнь, в свою семью.

У девочек 13 и 15 лет в классах с углубленным изучением предметов достоверно ниже показатели мышечной силы. В учреждениях с низким уровнем СЭБ (балльная оценка) достоверно ниже средние значения мышечной силы у школьников. Изучение влияния экологии (на примере загрязнения воздуха) на показатели мышечной силы не показало достоверных различий во всех возрастно-половых группах, за исключением девочек 10, 13, 15 лет, в более чистом районе средние значения мышечной силы ниже (но на наш взгляд, этот показатель требует более детального анализа).

Заключение. Таким образом, снижение мышечной силы современных школьников обусловлено действием экзогенных факторов, таких как: низкая двигательная активность, высокие учебные нагрузки, низкий уровень СЭБ учреждения. Использование программ с расширенным двигательным компонентом в образовательных учреждениях приводит к увеличению функциональных показателей школьников.


Cписок литературы:

  1. Stark Т., Walker В., Phillips J. K. et al. Hand-held dynamometry correlation with the gold standard isokinetic dynamometry: a systematic review. PMR 2011; 3(5): 472-9.

  2. Kuchma V.R., Milushkina O. Yu., Bokareva N.A., Skoblina N.A., Il'chinskaya E.P. Effect of Modern Students' Lifestyle on their Physical Development. International Journal of Biomedicine. 2012; 2(4): 284-6.

  3. Boreham C., Riddoch C. The physical activity, fitness and health of children. J Sport Sci. 2001:19: 915-929.

  4. Chakravarthy M.V., Joyner M.J., Booth F.W. An obligation for primary care physicians to prescribe physical activity to sedentary patients to reduce the risk of chronic health conditions. Mayo Clin Proc. 2002; 77: 165-173.


Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (18.04.2013)
Просмотров: 531 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки