Туровцева Е.В. - Принятые к публикации материалы - III "Окружающая среда и здоровье населения" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Понедельник, 05.12.2016, 13:37
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [77]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » III "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

Туровцева Е.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНЫ


Туровцева Е.В.


ГОУ СПО Тверской медицинский колледж, Тверь, Россия


Вопросы экологической безопасности России на любом уровне, в том числе и на уровне профессиональной деятельности фельдшера, медицинской сестры, могут эффективно решаться специалистами, бережно и грамотно относящимися к своему здоровью, а также овладевшими на высоком уровне экологической компетентностью.

Проведенный в Тверском медицинском колледже поисковый эксперимент по изучению состояния проблемы формирования экологической компетентности будущего фельдшера, медицинской сестры в теории и практике обнаружил ряд противоречий:

- противоречие между социальной потребностью общества в специалистах, эффективно использующих методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности в своей профессиональной работе, и недостаточной разработанностью теоретических основ подготовки фельдшеров, медицинских сестер, способных удовлетворить эту потребность;

- противоречие между потребностью общества в фельдшере нового типа, который обладает устойчивой экологической компетентностью, общечеловеческими качествами, отвечающими гуманистическим идеалам развития общества, и доминированием в медицинском образовании методологических подходов к обучению, не обеспечивающих у будущих фельдшеров необходимую мотивацию получения систематических знаний по вопросам безопасности жизнедеятельности и готовность их применять в профессиональной практике;

- противоречие между традиционным подходом к профессиональному обучению будущего фельдшера вопросам безопасности жизнедеятельности, построенному на усвоении фиксированной суммы знаний, умений и навыков, и высокой динамикой в развитии прогрессивных тенденций в профессиональном образовании.

Таким образом, противоречия выдвигают проблему исследования: обогатить теоретические и практические основы формирования профессиональной компетентности при подготовке фельдшеров и медицинских сестер; определить структуру экологической компетентности и выявить возможности и особенности ёе формирования в медицинском колледже.

Экологическую компетентность мы рассматриваем как характеристику личности фельдшера, медицинской сестры, выраженную в единстве его теоретических знаний, практической подготовленности, способности и готовности осуществлять все виды своей профессиональной деятельности, которые удовлетворяют заданным требованиям лечебного учреждения и охраны труда, обеспечивают необходимый уровень здоровья, безопасность жизнедеятельности человека и экологическую безопасность среды обитания.

Мы связываем экологическую компетентность со способностью студента самостоятельно переносить и комплексно применять общеучебные умения и предметные знания для проектирования и организации экологически безопасной деятельности (действий, поведения), здоровья человека и безопасности жизни.

Экологическая компетентность предполагает формирование:

- знаний естественнонаучных и социо-культурных закономерностей жизнедеятельности человека в окружающей среде; связи деятельности с экологическими рисками для окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни;

- умений проектировать свою деятельность с точки зрения ее экологической безопасности (ставить цель, прогнозировать последствия, планировать, организовывать, взаимодействовать, оценивать риски для экологической безопасности);

- ответственного отношения к последствиям своей деятельности для экологической безопасности окружающей среды, здоровья и безопасности человека.

В технологии развития экологической компетентности впервые:

- предложено четко обозначить круг развиваемых компетенций: осознание ценности здоровья; осознание связи экологической обстановки и здоровья человека; готовность предупредит чрезвычайные ситуации, опасные для здоровья человека; готовность к поддержанию экологически безопасной окружающей среды; готовность к выявлению (к анализу) экологических правонарушений; готовность к профилактике экологических правонарушений.

- разработан входной и итоговый контроль для мониторинга;

- интегрированы процессы коллективной творческой и индивидуальной деятельности;

- синтезированы такие методы обучения, как проектная деятельность, деловая игра, ролевая игра, решение ситуативных задач, анализ решения конкретных задач, кейс-метод;

- объединены для решения единой цели, такие формы обучения, как лекция-экскурсия, лекция-исследование, лекция вдвоем, деловая игра, лабораторные работы.

Особенностью инновационной технологии является использование краеведческого подхода к изучению и решению региональных экологических проблем. Краеведение считается одним из основных принципов экологической культуры личности. Опора на региональный материал дает возможность изучения проблем окружающей среды непосредственно на конкретных примерах и способствует формированию экологического воспитания и патриотизма. Так, например, студентам в проектной деятельности предлагается сравнить степень шумового загрязнения в разных районах города Твери, исследовать потребительский рынок с целью вычисления на нем модифицированных продуктов. Ценные рекомендации по здоровьесбережению, сформулированные студентами в проектной и исследовательской деятельности в сотворчестве с преподавателем в дальнейшем распространяются как в образовательном пространстве колледжа, так и на других уровнях (региональном, всероссийском).

В технологии формирования здоровьесберегающего пространства в условиях дисциплины «Гигиена с основами экологии» впервые нами предложены такие элементы как:

- здоровый образ жизни преподавателя как пример для своих студентов и преподавателей колледжа (беседы – внушение, убеждения, просветительские беседы;

- применение здоровьесберегающих технологий (построенных на принципе уважения к личности, бережного отношения к психике студента, рационального построения занятия);

- формирование кабинета как экологической зоны;

- решение экологических проблем в исследовательской деятельности студентов (воздействие шума, электромагнитных полей, генетически модифицированных продуктов питания на здоровье человека);

- предъявление опыта по здоровьесбережению педагогическому обществу (мастер-классы, выступление на педсоветах, конференциях в ТГМА и др.);

- сотрудничество с общественными организациями по вопросам экологии;

- организация внеклассного пространства на основе решения экологических проблем.

Под здоровьесберегающими технологиями мы будем понимать способ организации последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса в рамках реализации программы «Гигиена с основами экологии» на основе учета индивидуального здоровья студента, особенностей их возрастного, психофизического, духовно-нравственного состояния и развития, направленных на сохранение здоровья.

В Тверском медицинском колледже обучаются студенты разных возрастных групп: 16 -18, 19-23, 24 -30, 31- 40, 41 -45, 45 – 55. Предлагаемая технология имеет подходы как к студентам, которые пришли сразу после школы, так и к взрослым студентам. Мы обязательно учитываем в технологии возрастные кризисы, тяжело переживаемые взрослыми студентами семейные кризисы, профессиональные кризисы, наблюдаемые также у взрослых студентов. Мы понимаем, что снисхождения к медицинским работникам в будущем не будет, поэтому решение педагогической проблемы находим в таких технологиях, как адаптивные, дистанционные, модульные. Для некоторых выбираем индивидуальную траекторию обучения.

Результатом реализации инновационного опыта стала

  • положительная динамика в развитии экологической компетентности будущих специалистов,

  • приглашение озвучивать экологические проблемы и пути их решения на региональные конференции,

  • победы студентов на всероссийских конкурсах,

  • признание коллегами опыта создания здоровьесберегающего пространства.

Таким образом, предлагаемый инновационный опыт, направлен на улучшение качества образования в Тверском медицинском колледже, на подготовку конкурентоспособных специалистов, способных решать экологические вопросы в рамках своей профессиональной деятельности.

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (10.04.2013)
Просмотров: 496 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки