Звягинцева Л.В., Шевцов Ю.А. - Принятые к публикации материалы - III "Окружающая среда и здоровье населения" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Воскресенье, 04.12.2016, 06:49
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [77]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » III "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

Звягинцева Л.В., Шевцов Ю.А.

ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА


Звягинцева Л.В., Шевцов Ю.А.


Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения

«Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области», Курск, Россия



В настоящее время основным виновником загрязнения атмосферного воздуха в городах является детище научно-технического прогресса - автомобиль. Поглощая столь необходимый для жизни кислород, он интенсивно «обогащает» воздушную среду токсичными компонентами, наносящими вред всему живому и неживому.

В денежном исчислении величина ежегодного экологического ущерба от функционирования автотранспортного комплекса РФ достигает 2-3 % валового национального продукта при общих экологических потерях 10 % и затратах на природоохранные мероприятия не более 1 %. Основная доля ущерба от автотранспорта (78 %) связана с загрязнением атмосферного воздуха выбросами вредных веществ, что во многом объясняется низким качеством отечественных топлив в сравнении с европейскими стандартами. По окиси углерода вклад автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы составляет до 90% , по окислам азота - до 70%.

Химический состав выбросов зависит от вида и качества топлива, технологии производства, способа сжигания в двигателе и его технического состояния. Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего 15% его расходуется на движение автомобиля, а 85% «летит на ветер». Наиболее неблагоприятными режимами работы являются малые скорости и «холостой ход» двигателя, когда в атмосферу выбрасываются загрязняющие вещества в количествах, значительно превышающих выброс на нагрузочных режимах. Отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания содержат около 200 компонентов. Период их существования длится от нескольких минут до 4-5 лет. По химическому составу, свойствам, воздействию на организм человека их объединяют в группы.

Первая группа. В нее входят нетоксичные вещества: азот, кислород, водород, водяной пар, углекислый газ. В этой группе заслуживает внимания углекислый газ (СО2), содержание которого в отработавших газах в настоящее время не нормируется, однако вопрос об этом ставится в связи с особой ролью СО2 в «парниковом эффекте».

Вторая группа. К этой группе относят одно вещество - оксид углерода, или угарный газ (СО). Продукт неполного сгорания нефтяных видов топлива, он не имеет цвета и запаха, легче воздуха, обладает выраженным отравляющим действием. Оно обусловлено его способностью вступать в реакцию с гемоглобином. Образуется карбоксигемоглобин, который не связывает кислород. Вследствие этого нарушается газообмен в организме, появляется кислородное голодание и нарушается функционирование всех систем организма. Отравлению угарным газом часто подвержены водители транспортных средств при ночевках в кабине с работающим двигателем, а также прогреве двигателя в закрытом гараже.

Третья группа. В ее составе оксиды азота, главным образом, NO - оксид азота и NO2 - диоксид азота. NO2 - газ бурого цвета с характерным запахом. Он тяжелее воздуха, поэтому собирается в углублениях, канавах и представляет большую опасность при техническом обслуживании транспортных средств, особенно дизельных.

Четвертая группа. Углеводороды различных гомологических рядов: парафиновые (алканы), нафтеновые (цикланы) и ароматические (бензольные), всего около 160 компонентов. Они образуются в результате неполного сгорания топлива в двигателе. Поступления углеводородов в атмосферный воздух происходит не только при работе автомобилей, но и при разливе бензина. По данным американских исследователей в Лос-Анджелесе за сутки испаряется в воздух около 350 тонн бензина. И повинен в этом не столько автомобиль, сколько сам человек. Чуть-чуть пролили при заливке бензина в цистерну, забыли плотно закрыть крышку при перевозке, плеснули на землю при заправке на автозаправочной станции, и в воздух потянулись различные углеводороды.

Пятая группа. Альдегиды, в основном формальдегид, акролеин и уксусный альдегид. Наибольшее количество альдегидов образуется на режимах холостого хода и малых нагрузок, когда температуры сгорания в двигателе невысокие. Альдегиды раздражают слизистые оболочки человека, дыхательные пути, поражают центральную нервную систему.

Шестая группа. В нее входят взвешенные твердые вещества: сажа и другие мелкодисперсные частицы, способные находиться во взвешенном состоянии в течение суток. Проблема загрязнения воздуха городов мира взвешенными частицами диаметром менее 10 мкм, называемыми обычно РМ-10, признана одной из важнейших. В России внимание этому вопросу начинает уделяться только сейчас.

Седьмая группа. Сернистые соединения - такие как сернистый ангидрид, сероводород. Они выделяются, если используется топливо с повышенным содержанием серы. Больше серы в дизельных топливах. Особенно это характерно для отечественных месторождений нефти. Сернистые соединения обладают резким запахом, тяжелее воздуха, раздражают слизистые оболочки горла, носа, глаз, могут привести к нарушению углеводного и белкового обмена, угнетению окислительных процессов.

Восьмая группа. Свинец и его соединения. Встречаются только при использовании этилированного бензина, имеющего в своем составе присадку, содержащую свинец и повышающую октановое число. Хотя в России с 2000 г. запрещено производство этилированного бензина, но полной гарантии отсутствия его на рынке нефтепродуктов нет.

Отдельно следует сказать о бенз(а)пирене - типичном представителе канцерогенных веществ, способствующих развитию онкологических заболеваний. Бенз(а)пирен также содержится в выхлопных газах. В этом многие учёные видят причину увеличения смертности от рака лёгких, который в городе распространен намного выше, чем в сельской местности.

Первичные загрязнители в атмосфере могут взаимодействовать друг с другом, образуя новые токсичные вещества, например, фотооксиданты. Атмосферный воздух следует рассматривать как вторичный реактор для образования вредных веществ, токсичность которых в некоторых случаях значительно превышает токсичность первичных компонентов. Кроме того, один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы более 4 т кислорода. Выхлопные газы автомобиля выступают причинами головных болей, усталости, немотивированного раздражения, низкой трудоспособности, воздействуют на святая святых — генетический аппарат, способствуя бесплодию и врожденным уродствам. В больших городах широко распространены заболевания органов кровообращения и дыхания, инфаркты, инсульты, гипертония, новообразования.

Специфика источников загрязнения (автомобилей) проявляется:

- в высоких темпах роста численности автомобилей;

- в их пространственной рассредоточенности (автомобили распределяются по территории и создают общий повышенный фон загрязнения);

- в непосредственной близости к жилым районам (автомобили заполняют все местные проезды и дворы жилой застройки);

- в более высокой токсичности выбросов автотранспорта;

- в сложности технической реализации средств защиты от загрязнений на подвижных источниках;

- в низком расположении источника загрязнения, в результате чего отработавшие газы автомобилей скапливаются в зоне дыхания людей (приземном слое) и слабее рассеиваются по сравнению с промышленными выбросами.

Перечисленные особенности подвижных источников приводят к тому, что автотранспорт создает в городах обширные зоны с устойчивым превышением санитарно-гигиенических нормативов загрязнения воздуха.

Результаты всероссийской операции «Чистый воздух», ежегодно проводимой в крупных городах, показали, что из-за неисправностей или неправильных регулировок систем питания и зажигания экологическим нормам не соответствует 25—30% автомобилей, находящихся в эксплуатации. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» ежегодно в рамках своей компетенции участвует в операции «Чистый воздух». Контролируется уровень загрязнения атмосферного воздуха на 7 оживленных автодорогах города: Льговском повороте, перекрестке ул. 50 лет Октября – Запольная, Московской площади, ул. Ленина в районе ЦУМа, перекрестке ул. Союзная- 2-я Рабочая, перекрестке ул. Хрущева – Студенческая, перекрестке ул. Дзержинского – В. Луговая. С 1990 г. по настоящее время % неудовлетворительных проб вырос с 25 % до 44 %. Уровни загрязнения окисью углерода увеличились в среднем в 1.7 раза, двуокисью азота – в 2 раза. Максимальное превышение ПДК по окиси углерода до 3-х раз наблюдается в районе наибольшего скопления автотранспорта на Льговском повороте и перекрестке улиц Дзержинского - В. Луговая возле Центрального рынка, до 2,5 раз - на Московской площади, на перекрестке ул. 50 лет Октября-Запольная, ул. Ленина в районе ЦУМа. Увеличение уровня загрязнения атмосферы окислами азота возможно послужило одной из причин изменения максимально-разовой ПДК диоксида азота с 0,085 мг/м3 до 0,2 мг/м3 . Т.е. норматив стал менее жестким в 2,35 раза. Подтверждает рост негативного влияния автотранспорта и увеличение среднегодовых концентраций формальдегида в атмосфере Курска до 3-4 ПДК.

Уже сейчас установлена возможность корреляционной связи между повышенным содержанием в атмосферном воздухе формальдегида и двуокиси азота (влияние автотранспорта) с ростом заболеваемости органов дыхания, системы кровообращения и нервной системы.

Поэтому, разработка и проведение мероприятий, направленных на ограничение загрязняющего влияния выбросов автотранспорта приобретает исключительную актуальность. Эффективен может быть только комплексный подход, включающий организационные, технологические, технические, санитарно-гигиенические, экономические и социально-правовые мероприятия.














Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (27.04.2013)
Просмотров: 635 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки