Агеева И.Б., Ю.Л. Копылова - Принятые к публикации материалы - IV "Окружающая среда и здоровье населения" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Понедельник, 05.12.2016, 13:36
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [63]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » IV "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

Агеева И.Б., Ю.Л. Копылова

Современные подходы   к нормированию  условий организации обучения школьников

 

Агеева И.Б., Ю.Л. Копылова

 

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения

«Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» 

 

Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве. Приоритетной средой обитания для детей школьного возраста являются общеобразовательные учреждения. Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит  не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное, социальное, и гражданское самоопределение, но и  формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всего остального -   здоровье. Специальными исследованиями установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся факторов внутришкольной среды, вклад которых достигает 27%.  Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» рассматривает образовательную деятельность как потенциально опасную для человека.

Учитывая реалии, характеризующие состояние здоровья современной популяции школьников (устойчивые тенденции к росту  числа школьно обусловленных болезней, дисгармоничности физического развития, снижению числа здоровых во всех возрастных группах), одна из важнейших задач современного школьного образования – создание благоприятных условий для реализации программ обучения детей и подростков.

Высокая степень зависимости состояния здоровья учащихся от факторов внутришкольной среды и форм обучения особенно четко прослежена в гигиенических исследованиях последних лет, когда школьное обучение приобрело вариативный характер.

     В последние годы увеличивается число детей, начинающих обучение в более раннем  возрасте, в 6-6,5 лет, а нередко и ранее, активно разворачивается предшкольное обучение на базе общеобразовательных учреждений, что повышает роль и значение благоприятных, с гигиенической точки зрения, условий школьного обучения.  Процесс гигиенического нормирования условий и организации обучения детей и подростков имеет свои особенности.

 Особенности нормирования условий и организации учебной деятельности детей и подростков – это научно обоснованное определение тех параметров (или той интенсивности) воздействующих на организм факторов школьной среды, которые оказывают благоприятное или безвредное влияние на детский организм. При этом гигиенической нормой считаются такие интенсивность и длительность воздействия фактора, которые обеспечивают сохранение здоровья детей и подростков, своевременное и гармоничное их развитие.

 Согласно Постановлению главного санитарного врача РФ Г.Онищенко, с 1 сентября 2011 года, на смену разработанным еще в 2002 году санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН), пришли новые. Действие этого документа распространяется на средние общеобразовательные учреждения: школы, лицеи, гимназии. Согласно новому СанПиНу, школьная территория должна быть огорожена забором и озеленена не менее чем наполовину. Школам теперь понадобятся не только площадки и футбольные поля, но и зоны отдыха на территории пришкольного участка. Особые требования предъявляются и к тому, что уже сформировано годами: беговые дорожки и спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Также должны быть предусмотрены снарядные, раздевалки для мальчиков и девочек, туалеты и, что важно - душевые кабины. Еще больше требований предъявляется к самому зданию школы. Начальные классы настоятельно рекомендуют размещать в отдельном блоке или здании, в котором есть выход на открытую площадку. Продленка для первоклассников возможна только с тихим часом, спальни для мальчиков и девочек должны быть раздельными. Запрещены двухъярусные кровати.  Нововведения регулируют и школьную нагрузку- в отличие от предыдущих правил, нагрузка увеличена на 1 час за счет проведения трех уроков физкультуры. При этом заменять уроки физической культуры другими предметами нельзя. Данное новшество касается всех учебных классов. Для первоклассников допускается только пятидневная учебная неделя и не больше четырех уроков в день, пятым можно ставить только физкультуру, чтобы общая нагрузка была не более 21 часа в неделю. Остальным можно учиться шесть дней в неделю. В 10-11-х классах в день может быть до семи уроков и не более 37 часов в неделю. Занятия у начальной школы должны начинаться не ранее 8.00 часов утра. В классе должно быть не более 25 человек.                                                                                Объем домашних заданий по всем предметам вместе не должен превышать во 2-3 классах – 1,5 часа, в 4-5 классах  - 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – 3,5 часа.   В новом СанПиНе, также как и в предыдущем, прописано, что для профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Помимо этого в документе описаны комплексы упражнений для физкультурных минуток и гимнастики для глаз, а также даны рекомендации по формированию правильной рабочей позы у школьников. Для всех уроков, независимо от степени трудности предмета, действует правило: через каждые 7-10 минут - для младших классов, и каждые 15 минут - для всех остальных, нужно делать физкульт-пятиминутки. Кроме того, новые нормы ввели ограничения веса портфеля с учебниками и письменными принадлежностями: для учеников 1-2 классов – не более 1,5 кг, 3-4 классов – 2 кг, 5-6 классов – 2,5 кг, 7-8 классов -3,5 кг и 9-11 классов – не более 4 кг.При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее двух дней. При продолжительности экзамена 4 часа и более необходима организация питания обучающихся.    По новым нормам библиотеки должны быть не просто местом хранения книг, а справочно-информационными центрами. Кроме того, они будут расширены. В новой школьной библиотеке обязательно должны быть компьютерные базы данных.               Помещения медицинского назначения – кабинет врача, процедурный, прививочный и стоматологический кабинеты должны располагаться на первом этаже. Кабинет врача, процедурный, прививочный и стоматологический кабинеты оборудуют в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Прививочный кабинет оборудуют в соответствии с требованиями по организации иммунопрофилактики инфекционных болезней. Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, в общеобразовательных учреждениях должны быть предусмотрены  отдельные кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда.

   Что касается учебных классов, то по новому стандарту, здесь измерена каждая мелочь: расстояния между столами (60 см), от первой парты до доски (300 см), от последней парты до задней стены (70 см), от пола до доски (70-90 см). Классные доски должны хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным: черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого. Потолки, двери и окна – белые, стены – желтые, розовые, зеленые или голубые. Потолки и стены в школе должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций и признаков поражений грибком. И никаких обоев – их не вымоешь дезинфицирующими средствами.           Большое внимание уделяется  рассадки детей в кабинете. На первые парты нужно сажать тех, кто плохо слышит и видит и тех, кто меньше ростом. Высоким отводится задние ряды. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангиной и бронхитом, нельзя сажать к наружной стене класса.

Кроме того, не менее двух раз за учебный год сидящих на крайних рядах меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

      В правилах отдельное место уделено школьным санузлам. Их требуется устанавливать по два на каждом этаже – один для мальчиков и один для девочек. В туалетах должны быть педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами должно быть размещено электрополотенце или приспособление для бумажного полотенца. Унитазы - оборудованы сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами. Для вновь строящихся школ авторы рассчитали нормативы: по унитазу на каждые 20 школьниц и по умывальнику – на 30. Для мальчиков ориентиры другие: комплект из унитаза, писсуара и умывальника на каждые 30 ребят. Всё это вдвое больше в сравнении с действующими нормами.

   Таким образом, в новых гигиенических требованиях, обеспечивающих безопасные для нормального роста и  развития   условия реализации основных общеобразовательных стандартов, приоритетными являются меры, направленные на устранения причин, вызывающих школьно обусловленную патологию. Они касаются, как оптимизации школьно-средовых факторов, так и организации  самого учебного процесса  (образовательная нагрузка и технологии обучения,  оптимальное чередование учебы и отдыха, комплектация классов, обеспечение достаточного объема двигательной активности и др.) и всех  тех ресурсов, которые его обеспечивают (учебная мебель,  учебники, включая электронные, ТСО, а также  медицинское обеспечение).

 

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: k2 (14.04.2014)
Просмотров: 343 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки