Лунева Н.В., Яцун С.М., Алферова Е.Ю. - Принятые к публикации материалы - IV "Окружающая среда и здоровье населения" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Вторник, 06.12.2016, 18:59
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [63]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » IV "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

Лунева Н.В., Яцун С.М., Алферова Е.Ю.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА У СТУДЕНТОВ С  РАЗЛИЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ

 

Лунева Н.В., Яцун С.М., Алферова Е.Ю.

ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск, Россия

 

 

Студенты вуза подвергаются значительным психоэмоциональным и физическим нагрузкам, сопровождающихся адаптацией к студенческому образу жизни, находясь в условиях гиподинамии, авитаминоза  и гипоксии. В последнее время отмечается снижение адаптационных возможностей организма (АВО) студента, на что указывают научные исследования в этом направлении [1].

В медицине, на начальной стадии функциональных изменений все чаще уделяется внимание методам неинвазивной диагностики для определения дисфункций органов и систем организма. Речь идет о профилактике заболеваний, когда определяется  уровень здоровья в сочетании с прогнозом.

Цель нашего исследования состояла в оценке влияния различной двигательной активности на уровень заболеваемости студентов и адаптационные возможности студентов.

В ходе реализации поставленной цели нами проведено изучение АВО студентов с различным уровнем двигательной активности.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет» (КГУ), кафедра физической культуры и спорта (ФФКиС), кафедры индустриально-педагоческого факультета (ИПФ), кафедры культурологии. В проводимых нами исследованиях приняли участие 132 студента (с первого по третий курсы)  ФГБОУ ВПО КГУ.

Первую группу составили студенты, занимающиеся спортом (n=70). Средний возраст составил 20,04±0,33. Юноши – 45, девушки – 25 человек. Вторую группу составили студенты, не занимающиеся спортом (n=62). Средний возраст составил 19,28±0,33. Юноши – 38, девушки – 24 человека.

Для достижения цели и решения поставленных задач нами применялись методы исследования, включающие в себя: анкетный опрос; анализ заболеваемости по данным учета врачебных посещений в амбулаторных и поликлинических учреждениях форма 039/У-02, сведений о числе заболеваний и травмах форма, кабинета спортивной медицины факультета физической культуры ГКУ, здравпункта КГУ, а также анализ жалоб,оценку здоровья по интегративной балльной шкале количественной оценки уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко; оценка психического состояния при помощи методики «Спилбергера-Ханина», математической  статистики [2].

Изучение заболеваемости студентов проводилось за период с 2010 по 2013 г.

От общего числа обращений за медицинской помощью в ЛПУ студенты 1, 2 и 3 курсов составили в среднем 58%. Нами выявлено, что в структуре заболеваемости у студентов, занимающихся спортом, преобладают грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), что составляет в среднем 38,7 случая и 19,8% дней временной нетрудоспособности, последующие ранговые места занимают травмы –27,2% и 27,8%; заболевания верхних дыхательных путей – 6,5% и 6,4%, обращения составил – 9,9% от общего числа обращений,  причем у юношей наибольшее число обращений связано с ОРВИ, травмами, в структуре которых ведущее место занимают травмы конечностей, что соответствует 30% и 25% соответственно от числа обращений. Вместе с тем, в структуре заболеваемости студентов, не занимающихся спортом преобладают грипп и острые респираторные вирусные инфекции, что составляет в среднем 39,9  дней временной нетрудоспособности, 2-е место занимают заболевания верхних дыхательных путей – 21,2% и 33,4%; травмы – 3-е место – 18,3% и 24,4%; а также  заболевания желудочно-кишечного  тракта -12,9 и гинекологические заболевания – 4,5% и 15,1%соответственно (у девушек). Среди девушек удельный вес случаев обращения составил 30% от общего числа обращений, в структуре которых преобладают гинекологические заболевания и ОРВИ. У юношей временная нетрудоспособность преимущественно связана с ОРВИ и заболеваниями верхних дыхательных путей.

В ходе изучения функциональных резервов организма студентов с различной двигательной активностью нами было установлено следующее: несмотря на то, что все обследуемые лица считали себя практически здоровыми, у большинства из них (85,6%) отмечались изменения в функциональном состоянии организма., у студентов 1-й группы (n=70) преобладали жалобы на сонливость – 57,1%, (n=40), усталость – 24,3%, (n=17); плохое настроение – 7,2%, (n=5); головные боли – 5,7%, (n=4); легкое головокружение при наклонах и приседаниях – 5,7%, (n=4). Студенты 2-й группы(n=62), чаще жаловались на усталость – 50%, (n=31); сонливость – 19,3%, (n=12); плохое настроение – 11,3%, (n=7); головные боли – 9,7%, (n=6); головокружение – 9,7%, (n=6).Таким образом, для студентов, занимающихся спортом (1-я группа), более выражена сонливость. У студентов, не занимающихся спортом (2-я группа), более выражена усталость, что сопровождалось отсутствием ощущения бодрости, свежести и полноценного отдыха.

По данным тестовой системы Г.Л. Апанасенко – среднегрупповые показатели уровня физического здоровья по сумме баллов, интерпретируемые как выше среднего преобладали у студентов 1-й группы (49%), в сравнении с обследуемыми студентами 2-йгруппы (26%), (p≥0,05), где преобладающим являлся средний оценочный балл (40%). По данным психологического тестирования с использованием шкал самооценки САН и Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, приняли участие 104 студента, в том числе в первой группе (n=53), во второй группе (n=51). У 52,8% обследованных студентов 1-й группы (n=28) тест САН соответствовал группе (n=53), во второй группе (n=51).

У 52,8% обследованных студентов 1-й группы (n=28) тест САН соответствовал высокому оценочному баллу – 52,10 ±2,24. У 58,8% студентов 2-й группы (n=30), также соответствовал высокому оценочному баллу – 56,08±0,52. Средние групповые значения по данному показателю составили 50,11±0,33 баллов (высокий), 52,24±1,91 балла (высокий) соответственно, (p≥0,05).Показатель САН отмечен как низкий у 7 студентов 1-й группы, в отличие от студентов 2-й группы (p≥0,05), где низкий показатель САН не определялся.

В ходе сравнения данных исследования уровня реактивной и личностной тревожности, полученных нами в первый месяц учебного года установлено, что у 10,3%студентов, занимающихся спортом определялся высокий уровень РТ – 54,72±1,12 балла, у 5,2% – высокая ЛТ (54,47±1,84) балла, в отличие от студентов, не занимающихся спортом, у которых высокие показатели РТ и ЛТ отмечались у 20,3% и 11,8% лиц и составляли 55,31±1,24 и 52,44±1,06 балла, соответственно (p≥0,05). Вместе с тем определено, что количество лиц, с высоким показателем ЛТ (53,26±1,32) увеличилось к концу учебного года в указанных группах до 28,9% и 48,6% соответственно, (p≥0,05). Полученные среднегрупповые результаты свидетельствуют о том, что у практически здоровых студентов, занимающихся спортом после хронического стрессового раздражения и психоэмоционального напряжения (сдача экзаменов) повышается уровень ЛТ от 35,39±1,14 до 40,47±2,04 баллов, p≥0,05. У студентов, не занимающихся спортом, в отличие от студентов-спортсменов наблюдается статистически значимо выраженное эмоциональное напряжение, проявляющееся в росте уровня ЛТ от 37,41±1,12 баллов до 46,18±1,04 баллов, что указывает на снижение психоэмоциональной устойчивости к психическим и физическим нагрузкам.

Оценка эффективности биоинформационных технологий при исследовании адаптационных возможностей организма студентов проводилась нами на основе исследования функционального состояния организма по данным тестирования психической нагрузки (ПН). Оценка психической нагрузки (ПН) проводилась нами для исследования реакции организма на действие психотравмирующих факторов с применением метода ВРТ «Имедис-тест». Результаты исследования ПН оценивались по восьми степеням – с I по VIII. При этом VII-VIII степени, характеризовались как высокие, требующие коррекции. По ходу исследований сравнивались результаты студентов, занимающихся спортом первой группы (n=50) и студентов не спортсменов второй группы (n=40). Всего обследовано 90 человек, из них 59 – юношей и 31 – девушка. Высокая степень ПН выявлена у 70% обследуемых первой группы (n=35), что составило 7,42+0,22. У 67,5% студентов второй группы (n=27) тестировалась ПН, соответствующая 6,93+0,64 степени. Характер обнаруженных изменений свидетельствует о том, что студенты, с выявленными высокими показателями тревожности и сниженными показателями самочувствия, отклонениями от физиологической нормы  и сниженным уровнем физического здоровья по интегративной бальной оценке Г.Л. Апанасенко имеют высокую степень ПН, что указывает на информационность данного показателя и возможность его применения для мониторинга психофизиологического состояния студентов с различным уровнем двигательной активности в учебном и тренировочном процессе,  данных ПН и уровня физического здоровья. У студентов-спортсменов коррелировали в большей степени с ПН (r=0,71) и в меньшей степени с уровнем физического здоровья (r=0,41).

У студентов, не занимающихся спортом ПН (r=0,72) находились в зависимости от уровня физического здоровья (r=0,84), что позволяет судить о прямой связи функционального состояния органов и систем, степени напряжения регуляторных систем и тестируемой степенью ПН.

На основании полученных данных нами сделаны следующие выводы:

1. Уровень заболеваемости у студентов, не занимающихся спортом, имеет тенденцию к увеличению показателя количества дней нетрудоспособности, обусловленного продолжительностью течения заболеваний и связанного с сопутствующими осложнениями. Регистрируемое преобладание заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями у студентов, занимающихся спортом, косвенно указывает на снижение иммунной защиты организма.

2. Для студентов характерна высокая степень психической нагрузки- 68% (7,17+0,41).

3. Адаптационные возможности организма студентов, занимающихся спортом, отличаются устойчивостью психоэмоционального состояния и более высоким уровнем приспособительных реакций на учебные нагрузки по сравнению со студентами, не занимающимися спортом.

 

Литература:

1.  Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 248 с.

2.  Давиденко Д.Н. Психологические основы функциональных состояний: учеб. пособие / Д.Н.Давиденко, В.И. Григорьев. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2005. – 242 с.

 

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: k2 (27.03.2014) | Автор: Лунева Наталья Васильевна E
Просмотров: 488 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки