Платонова А.Г., Подригало Л.В. - Принятые к публикации материалы - IV "Окружающая среда и здоровье населения" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Воскресенье, 04.12.2016, 06:48
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [63]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » IV "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

Платонова А.Г., Подригало Л.В.

НАУЧНОЕ обоснование ГигиеническоЙ регламентации электронных ОБУЧАЮЩИХ средств для ДЕТЕЙ

 

Платонова А.Г., *Подригало Л.В.

 

ГУ Институт гигиены и медицинской экологии им. А.Н. Марзеева НАМНУ,

г. Киев, Украина

* Харьковская государственная академия физической культуры, г. Харьков, Украина

 

 

Интенсивное развитие инновационных технологий обусловливает стремительное обновление и усложнение учебно-воспитательных программ. Для оптимизации учебного процесса Министерством образования и науки Украины предусмотрено широкое внедрение в практику технических средств обучения, к которым относятся аудио-, видеосистемы, интерактивные доски, различные мультимедийные технологии, в том числе и электронные обучающие средства.

Проведенные нами исследования подтвердили существенное место мультимедийных технологий в обучении и досуге современных детей, подростков и молодежи, а также позволили оценить их как фактор риска развития донозологических состояний. Это обусловливает необходимость гигиенической регламентации данного вида технических электронных средств обучения, что позволит обеспечить его безопасность, повысить качество обучения и будет способствовать профилактике нарушений здоровья пользователей.

Исходя из изложенного, целью работы явилось обоснование методологических подходов к регламентации продукции для детей на электронных носителях. В качестве последовательных задач исследования были выполнены обоснование гигиенических принципов регламентации электронных обучающих средств (ЭОС) и их гигиенической классификации, разработка методики оценки, основанной на применении квалиметрических подходов.

В качестве материалов использованы результаты гигиенической оценки электронных средств, расположенных в сети Интернет и учебных сайтов; результаты натурных исследованиях по оценке влияния элементов оформления электронной продукции на функциональное состояние детей школьного возраста.

Проведенные исследования дали возможность обосновать гигиенические принципы регламентации ЭОС, к которым относятся:

  • учет возрастных анатомо-физиологических особенностей детского организма и  развития зрительной системы, изменений психофизиологического состояния и т.п., введение возрастной «адресности» данной продукции;
  • обеспечение минимального напряжения и максимального зрительного восприятия в процессе использования;
  • оптимальность параметров оформления, обеспечивающих максимальную визуальную безопасность данного вида продукции;
  • интегральный и комплексный характер оценки, сочетающий использование эргономических, психологических и других подходов с абсолютным приоритетом гигиенического заключения о характере воздействия ЭОС на организм;
  • экспериментальный подход для непосредственного исследования влияния ЭОС на функциональное состояние детей;
  • использование методик прогнозирования для оценки характера влияния ЭОС на детей.

Полученные результаты позволили обосновать классификацию электронных обучающих средств, согласно которой выделяются четыре основных класса:

1. по назначению - в зависимости от функционального назначения, подразделяемые на следующие виды: учебники, учебные пособия (хрестоматия, курс лекций и т.п.), практикумы (задачник, сборники по оценке и контролю усвоения знаний и др.);

2. по кратности использования в школе -  разделяемые в зависимости от области знаний и дисциплины, объема учебного материала для единовременного прочтения и усвоения материала, объема текста для непрерывного чтения на гуманитарные, математические, естественные и специальные;

3. в зависимости от возрастной категории читателей на три группы, соответственно для детей младшего, среднего и старшего возраста;

4. по способу предъявления информации ЭОС подразделяют на электронные книги, отображающие информацию на экране с помощью отраженного света и технологии электронной бумаги и электронные компьютерные средства обучения, отображающие изображение на экране и/или мониторе с помощью светящейся точки.

Комплексный анализ ЭОС для школьников позволил выделить основные недостатки в их оформлении, спрогнозировать их возможное влияние на функциональное состояние школьников.  Однако отсутствие комплексной методики оценки качества и безопасности ЭОС не позволяет давать им адекватную оценку, что существенно повышает риск для здоровья пользователей. В данном контексте объединение указанных понятий позволяет обеспечить безопасность для здоровья пользователей путем выполнения гигиенических требований к качеству оформления данного вида продукции для детей.

Количественная мера качества – это количественное выражение уровня удовлетворенности потребителя проявлением свойств, составляющих качество в оцениваемом объекте (т.е. в ЭОС). При оценке их качества эксперт имеет дело преимущественно с комплексными свойствами, которые должны быть предварительно декомпозированы, т.е. разложены на более простые. Это принципиальный момент квалиметрии, так как сложные свойства непосредственно измерить нельзя, только декомпозиция позволяет получить показатели, к которым могут быть применены различные  методы измерения (статистические, инструментальные или экспертные). Графическим представлением этого процесса является  построение дерева свойств, как графическое выражение алгоритма расчета комплексной оценки качества, осуществленное нами и приведенное на рис. 1.

Как видно из рисунка интегральное качество ЭОС определяется 33 простыми, квазипростыми и сложными свойствами. С точки зрения квалиметрии необходимо указать, что высота дерева составляет четыре яруса, оно разделяется на пять основных ветвей, соответствующих обоснованной и разработанной схеме гигиенической оценки ЭОС. Проведенные исследования позволили отнести к ним паспортные данные, общее, текстовое и иллюстративное оформление, параметры набора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качество электронного обучающего средства

29.Паспортные данные

1.Автор

2.Название

3.Возрастное назначение

4.Адрес

30.Общее оформление

5.Дополнительная информация

6.Вид управления

7.Удобство работы

 

 

 

31.Текстовое оформление

26.Соотношение толщины штрихов (контраст)

8.Толщина основных штрихов

9.Толщина дополнительных штрихов

10.Размер

11.Гарнитура

12.Зернистость

13.Контраст с фоном

14.Контраст в пределах строки

32.Набор

27.Объем информации на экране

15.Количество символов

16.Количество бит

17.Длина строки

18.Доля используемого экрана

33.Иллюстративное оформление

28.Вид иллюстраций

19.Черно-белые

20.Цветные

21.Площадь иллюстраций

22.Печать на цветном фоне

23.Оптическая плотность

24.Наличие анимации

25.Контраст иллюстраций

Рис.1. Дерево свойств электронного обучающего средства.

Следующим моментом квалиметрической оценки является определение весомости установленных свойств, понимаемой как его важность, значимость, а коэффициент весомости является количественной характеристикой этой значимости. Оценка весомости выделенных свойств осуществлена экспертным методом с использованием симметричной вспомогательной шкалы, которая затем переведена в шкалу положительных оценок, на основании которых и рассчитаны нормированные коэффициенты весомости.

В процессе расчета коэффициентов весомости установлено, что для пяти признаков она составила не более 0,1, что является основанием для признания этих свойств несущественными и удаления их из алгоритма. К этим свойствам относятся указание адреса ЭОС из группы паспортных данных, контраст в пределах строки (текстовое оформление), вид иллюстраций (цветные, черно-белые) из соответствующей группы.

Дерево свойств с указанием уточненных коэффициентов весомости приведено на рис.2, причем итоговая весомость простого свойства для интегрального качества ЭОС (т.е. относительно нулевого уровня) определяется как произведение всех промежуточных весомостей «ярусов дерева». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качество электронного обучающего средства

24.Паспортные данные 0,17

1.Автор 0,14

2.Название 0,29

3.Возрастное назначение 0,57

25.Общее оформление 0,17

4.Дополнительная информация 0,21

5.Вид управления 0,37

6.Удобство работы 0,42

 

 

 

26.Текстовое оформление 0,23

22.Соотношение толщины штрихов (контраст) 0,46

7.Толщина основных штрихов 0,18

8.Толщина дополнительных штрихов 0,16

9.Размер 0,18

10.Гарнитура 0,16

11.Зернистость 0,16

12.Контраст с фоном 0,16

27.Набор 0,23

23.Объем информации на экране 0,54

13.Количество символов 0,17

14.Количество бит 0,17

15.Длина строки 0,30

16.Доля используемого экрана 0,35

28.Иллюстративное оформление 0,20

17.Площадь иллюстраций 0,20

18.Печать на цветном фоне 0,23

19.Оптическая плотность 0,23

20.Наличие анимации 0,14

21.Контраст иллюстраций 0,20

Рис.2. Уточненное дерево свойств ЭОС с указанием коэффициентов весомости

Одним из основных принципов квалиметрии является то, что каждое свойство (качество) определяется двумя числами: относительным показателем и весомостью. Относительный показатель характеризует выявленный уровень измеряемого свойства, а весомость — сравнительную важность разных показателей.

Расчет относительного показателя качества свойства, характеризующего ЭОС, производится путем нахождения отношения реального значения показателя к его нормативной величине. Это позволяет перевести все оцениваемые свойства в общую безразмерную шкалу измерений.

Таким образом, проведенные исследования позволили научно обосновать гигиенические принципы регламентации ЭОС, которые применены  при разработке гигиенической классификации электронных обучающих средств и методике оценки качества и безопасности электронных обучающих средств для детей с позиций квалиметрии. На основании анализа результатов лабораторно-инструментальных исследований и гигиенической оценки построено дерево свойств ЭОС для детей, определены коэффициенты весомости оцениваемых свойств, установлено максимально возможное качество ЭОС, которое может быть использовано в качестве эталона. Методика позволяет дать интегральную гигиеническую оценку продукции для детей и определяет алгоритм действий специалиста-эксперта. 

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: k2 (13.04.2014) | Автор: Платонова Алина Георгиевна E
Просмотров: 408 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки