Понедельник, 24.04.2017, 04:31
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [63]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » IV "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В., Цыренова Н.М., Шелонина О.А.

ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЬНИКОВ

Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В., Цыренова Н.М., Шелонина О.А.

ГБОУ ВПО Российская медицинская академия последипломного образования Министерства здравоохранения России, Москва

 

         Оптимизация образовательной среды, как комплекса благоприятных внешних воздействий на растущий организм, способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся и повышению их академической успеваемости при реализации Государственного образовательного стандарта (ГОС). Актуальность проблемы гигиенической оценки школьной образовательной среды возрастает в условиях реализации нового Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, ст. 41, 2012г.).

            Цель исследований: разработка методики гигиенической оценки  образовательной среды школьников.

Результаты и обсуждение. Методика гигиенической оценки образовательной среды рассматривается как система гигиенических принципов научного исследования, которые связаны друг с другом и согласованно взаимодействуют для достижения общей цели - охраны здоровья обучающихся. В методику заложено три научных принципа: 1) комплексный подход к оценке показателей образовательной среды; 2) учет критических возрастных периодов на этапе созревания детского организма; 3) учет влияния  образовательной среды на здоровье обучающихся.

Образовательная среда – это многокомпонентная  динамическая система внешних воздействий, которая является обязательным условием реализации образовательного стандарта, влияющая на процесс роста, развития и формирование здоровья обучающихся. Ее можно условно представить в виде комплекса выделенных шести показателей: недельная учебная нагрузка; режим образовательного процесса; технология обучения; условия обучения и воспитания; величина суточной двигательной активности; организация питания (в условиях школы).

    Первый принцип -комплексный подход к оценке показателей образовательной среды.

         Недельная учебная нагрузка - важная характеристика учебно-воспитательного процесса школьного образования. Она обладает информацией о медико-физиологической величине, способствующей сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Учебная нагрузка определяется Уставом образовательного учреждения на основе базисного учебного плана. Для оценки недельной учебной нагрузки учащихся выделены  критериальные признаки: базисная учебная недельная нагрузка; внеучебная деятельность; дополнительные занятия вне школы; приготовление домашних заданий.

         Режим образовательного процесса - это повторяемость и распределение различных видов учебной деятельности на протяжении всего образовательного процесса в школе. Данный компонент также играет важную роль в охране здоровья школьников. Организационной формой, определяющей режим обучения школьников, является годовой календарный план и расписание занятий. Для оценки режима образовательного процесса выделены  критериальные признаки:  сменность занятий;  время начала учебных занятий; перерыв между сменами;  перерыв между основными и факультативными занятиями; продолжительность урока; продолжительность перемен;  распределение учебной нагрузки в течение дня; распределение учебной нагрузки в течение недели; кратность и продолжительность  использования компьютера в учебном процессе; кратность и продолжительность каникул в течение года.

Технология обучения – это модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с учениками при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью достижения ГОС, создавая при этом условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Критериальные признаки для оценки технологии обучения: цель обучения; стиль общения; физкультминутки; эмоциональные разрядки; контроль за рабочей позой.

         Условия обучения и воспитания - это совокупность воздействия факторов среды обитания, в которой обучающиеся находятся от 4 до 10 часов в день  на протяжении всего периода обучения. Качественное состояние данной среды оказывает существенное влияние на работоспособность, успеваемость и  формирование здоровья школьников. Для оценки условий  обучения и воспитания выделены  критериальные  признаки: воздушно-тепловой режим; естественное освещение   учебных   помещений; искусственное освещение учебных помещений; обеспеченность мебелью, соответствующей росто - возрастным особенностям детей; площадь учебных помещений на 1 учащегося;  устройство и оборудование классов ИВТ; условия для реализации программ физического воспитания; соблюдение принципа групповой изоляции; санитарное состояние основных учебных помещений; соблюдение режима уборки помещений.

         Величина суточной двигательной активности – характеризует соответствие существующей физической активности школьника биологическим потребностям, которые сложились в процессе эволюционного развития  человека. Движения необходимы детям не только для социального общения и осуществления той или иной учебной деятельности, проявления своего поведения и отношения к окружающим, но и для нормального роста, развития и формирования здоровья.

         Для оценки двигательной активности выделены  критериальные признаки:

число локомоций; продолжительность суточной двигательной активности; количество уроков физкультуры в неделю;  наличие программы обучения детей плаванию; вводная гимнастика; физкультурные паузы; подвижные игры; внеклассные формы физического воспитания; общешкольные  соревнования; дни спорта и здоровья.

         Организация здорового питания. Только полноценное питание служит залогом нормального и гармоничного развития, укрепления здоровья каждого школьника и коллектива в целом. Для оценки организации питания детей в школе выделены  критериальные признаки: форма организации питания  школьников; площадь обеденного зала, количество посадок, продолжительность завтрака и обеда; режим  питания; наличие меню в обеденном зале с указанием объема порции, калорийности, пищевых веществ и продуктов, обеспечивающих организм кальцием и витамином «Д»; охват (в %) учащихся горячим питанием; ассортимент буфетной продукции; организация питьевого режима; наличие условий для соблюдения правил личной гигиены; состояние  обеденных столов, хранение столовых приборов, наличие салфеток на столах; наличие программы обучения детей принципам здорового питания.

            Второй принцип  - учет критических (экосенситивных) возрастных периодов - отрезков времени, в пределах которых наблюдается повышенная чувствительность растущего организма к воздействию факторов среды, в т.ч. образовательной. В школьном возрасте можно  выделить четыре критических возрастных периода: 6-7; 11-12; 14-15 и 17-18 лет, что соответствует 1, 5, 9 и 11 классам обучения. Для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, особенно в «критические» возрастные периоды, должны быть созданы оптимальные условия для обучения  и воспитания.

            Третий принцип - учет  влияния образовательной среды  на здоровье обучающихся. Образовательная среда прямо или косвенно воздействует на организм школьника, формируя состояние его здоровья. В тех случаях, когда образовательная среда соответствует гигиеническим требованиям и оказывается оптимальной, происходит благоприятный процесс роста и развития детского организма, а также расширение его адаптационных возможностей. Это обеспечивает тренированность всех функциональных систем и снижение заболеваемости. Образовательная среда, не соответствующая гигиеническим нормам, способствует формированию различных функциональных нарушений и появлению патологических состояний у школьников, при этом доля вклада образовательной среды в формирование здоровья учащихся находится в пределах 20 - 30%%.

            Предлагаемая методика гигиенической оценки образовательной среды, основана на использовании метода квалиметрии, т.е. количественной оценки качественных показателей в условных единицах  (баллах) и на возможности прогнозирования вероятных изменений в состоянии здоровья детей школьного возраста в зависимости от степени риска тех или иных  показателей среды.

            Для детальной характеристики, каждого из представленных  шести показателей образовательной среды, выделены только те критериальные признаки, которые являются информативными, а их значения могут быть сопоставлены с действующими нормативными величинами. Фактическая оценка показателя складывается из суммы баллов, входящих в него критериальных признаков. Количество критериальных признаков в компоненте неодинаковое (от 4 до 10), оно определяется необходимостью получения полной информации. При этом показатель оценивается равным количеством баллов (30). Оценка степени риска каждого показателя образовательной среды определяется по трехуровневой шкале: от 10 до 14 баллов - риск не выражен (критериальные признаки полностью соответствуют гигиеническим нормам), неблагоприятное влияние данного фактора на организм  учащегося отсутствует; от 15 до 24 баллов - слабая степень риска для здоровья учащихся (неполное соответствие гигиеническим нормам); от 25 до 30 баллов - сильная степень риска (полное несоответствие гигиеническим нормам) оценивается наибольшим числом баллов, что указывает на сильную степень риска, т.е. данный признак (фактор) представляет опасность для здоровья школьников.

         Комплексная оценка образовательной среды дается по сумме 6-ти показателей для разных ступеней обучения учащихся (1, 5, 9 и 11 классы).

         Для определения интегральной оценки состояния образовательной среды  школы  в целом суммируются баллы комплексных оценок образовательной среды на отдельных ступенях обучения,  и используется специально разработанная оценочная шкала, где оптимальная образовательная среда оценивается минимальной суммой баллов по всем шести показателям (на всех ступенях обучения до 300). При этом отмечаются благоприятные условия для реализации ГОС, повышенная академическая успеваемость, благоприятная динамика состояния здоровья. Допустимая  образовательная среда  находится в среднем диапазоне баллов (более 300, но менее 500). Для неё характерны менее благоприятные условия для реализации ГОС, сниженные  академическая  успеваемость и адаптационные  возможности организма учащихся. Опасная образовательная среда характеризуется максимальным количеством баллов (более 500). Отличается неблагоприятными условиями для реализации ГОС, снижением степени усвоения знаний, высоким риском школьно обусловленных нарушений и заболеваний. По интегральному показателю образовательной среды можно прогнозировать вероятные изменения в состоянии  здоровья учащихся.

            Заключение. Использование единого подхода к гигиенической оценке образовательной среды позволяет на основе объективных данных выделить ее оптимальные параметры, а также ранжировать факторы риска для  принятия управленческих решений по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: k2 (13.04.2014)
Просмотров: 482 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2017
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки