Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В., Цыренова Н.М., Шелонина О.А, - Принятые к публикации материалы - IV "Окружающая среда и здоровье населения" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Воскресенье, 04.12.2016, 06:50
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [63]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » IV "Окружающая среда и здоровье населения" » Принятые к публикации материалы

Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В., Цыренова Н.М., Шелонина О.А,

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МОТИВАЦИИ К ЗОЖ

Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В., Цыренова Н.М., Шелонина О.А,

ГБОУ ВПО Российская медицинская академия последипломного образования Министерства здравоохранения России, Москва

 

 

Введение. Министерством здравоохранения РФ утверждена отраслевая программа «Охрана и укрепление здоровья здоровых», где формирование здорового образа жизни заняло приоритетное направление в национальном проекте «Здоровье на ближайшие годы».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ (№ 1157, 2009г.) «О финансовом обеспечении мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака» созданы «Центры здоровья для детей». Основной целью центров здоровья является формирование у детей и подростков здорового образа жизни (ЗОЖ).

Здоровый образ жизни – система взаимосвязанных между собой видов деятельности и мотивированного поведения, которые соответствуют биологическим и социальным потребностям и способствуют благоприятному росту, развитию и формированию здоровья детей и подростков

         Формирование ЗОЖ необходимо проводить постоянно и последовательно, начиная с приобретения знаний о здоровье и факторах его формирующих. Используя средства мотивации (побуждения), приобретаются навыки, вырабатываются привычки, меняется поведение, становясь осознанным. Формировать мотивацию к ЗОЖ необходимо с раннего детства на протяжении всего периода созревания (до 19-20 лет), но приоритет следует отдавать младшему школьному возрасту.

Методы. Оценка образа жизни, как системы видов деятельности и поведения учащихся,  осуществлялась анкетированием с использованием метода квалиметрии. В основу анкет заложены 5 ведущих компонентов образа жизни, оказывающих наибольшее влияние на формирование здоровья школьников. Общая оценка образа жизни проводилась по сумме баллов в соответствии с разработанной классификацией шести вариантов образа жизни (табл.1).

        

Таблица 1

Классификация  образа жизни детей и подростков

Интегральная оценка образа жизни

Оценка по сумме баллов

Оценка жизнедеятельности

по компонентам образа жизни

Здоровый образ жизни

(1 вариант)

30 - 34

Полное соответствие  физиологическим нормам, действующим гигиеническим регламентам и общепринятым нормам поведения.

 

Образ жизни приближен к здоровому

(II вариант)

 

35 - 44

Не соответствует ЗОЖ по одному компоненту при отсутствии вредных привычек.

Образ жизни с риском для здоровья

(III вариант)

 

45 - 59

Не соответствует ЗОЖ по двум компонентам при отсутствии вредных привычек

Образ жизни тревожный

(IV вариант)

 

60 - 74

Не соответствует ЗОЖ по трём или четырём компонентам при отсутствии вредных привычек

 

Образ жизни крайне тревожный

 (V вариант)

 

75 - 84

Не соответствует ЗОЖ по одному и более компонентам при наличии опасности формирования вредных привычек

Образ жизни опасный для здоровья

(VI вариант)

 

85 - 89

Не соответствует ЗОЖ по одному и более компонентам при наличии сформировавшейся вредной привычки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень адаптационных возможностей организма учащихся  изучался методом анализа вариабельности сердечного ритма по показателю активности регуляторных систем – ПАРС в баллах (Р.М. Баевский, А.П.Берсенева,1997).

         Результаты. Нами выделены основные компоненты ЗОЖ детей: здоровое питание, оптимальная суточная двигательная активность, рациональный режим дня, личная гигиена, отсутствие вредных привычек, с учётом доминирующих потребностей к целенаправленному поведению в критические возрастные периоды (6-7; 11-12; 14-15; 17-18 лет).

Разработаны принципы гигиенического воспитания, использование которых повышает эффективность формирования мотивации к ЗОЖ. Создана модель гигиенического воспитания, где предусмотрена последовательность формирования знаний, умений и осознанного поведения (рис.1).

           

            Рис.1. Модель гигиенического воспитания

Гигиеническое воспитание - это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и способа формирования взглядов, убеждений и навыков, которые мотивируют сферу поведения ребенка (подростка) в области сохранения и укрепления, как собственного здоровья, так и здоровья окружающих

         Гигиеническое воспитание проводят не только медицинские работники лечебно-профилактических учреждений, но и педагогический коллектив образовательных организаций, получившие специальную подготовку по данной проблеме в системе дополнительного профессионального образования.

 Предложена инновационная технология гигиенического воспитания, основанная на комплексном решении проблем при структурировании форм, методов, средств воспитания и обучения в системе «Семья - Образовательное учреждение - Общество».

Особенности  традиционной и  инновационной технологий гигиенического  воспитания представлены в таблице 2.

Таблица 2

Особенности традиционной и инновационной технологий гигиенического воспитания

 

Традиционная технология

Инновационная технология

Воспитание в рамках образовательного учреждения

 

Структурированная система обучения здоровью (семья-школа-общество)

Воспитание  - как самостоятельный урок (предмет)

 

Междисциплинарная программа «Здоровье – как часть учебно-воспитательного процесса»

Назидательный тон обучения («Нельзя…»)

 

Активное вовлечение в работу учащихся, доброжелательный стиль общения учеников между собой и учителя с учениками, и пр.

 

Усложнение материала по мере перехода из класса в класс

Учет доминирующих потребностей в критические возрастные периоды

 

Оценка эффективности по сумме баллов

 

Мониторинг поведенческих факторов, коррекция по принципу обратной связи

 

            Инновационная технология гигиенического  воспитания по формированию у школьников устойчивой мотивации к ЗОЖ апробирована в экспериментальных школах (количество учащихся – 619)  г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Московской области (2012-2014гг). Результаты исследований оценивались по изменению вариантов образа жизни и уровней адаптационных возможностей организма школьников.

         Сравнительная оценка образа жизни  учащихся  свидетельствует о том, что  в  2014 г. по сравнению с 2012 г.  отмечена положительная  динамика, как по вариантам образа жизни, так и по отдельным его компонентам, включая вредные привычки, а именно:

·        по вариантам образа жизни:  увеличилось количество школьников с 1 вариантом «здоровый образ жизни» - с 5,6% до 6,5% (p>0,05); значительно увеличилось количество школьников  с 2-ым вариантом «образ жизни приближен к здоровому» - с 38,8% до 64,2% (p<0,01);   снизился удельный вес 3-его варианта образа жизни «с риском для здоровья» - с 50% до 29,3% (p<0,01);  не выявлен в 2014г.  4-ый вариант образа жизни «тревожный», который был отмечен у 5,6% (p<0,05) учащихся в 2012году.

·        по компонентам образа жизни: уменьшилось количество школьников, имеющих  «слабую степень риска»: питание - с 66,7% до 48,9% (p<0,05); двигательная активность - с 88,9% до 78,3% (p<0,05); режим дня - с 44,4% до 32,6% (p<0,05); личная гигиена - с 55,6% до 48,9% (p<0,05); вредные привычки - 36,1%  до  7,1% (p<0,01).

Сравнительная оценка уровня адаптационных возможностей организма учащихся (по ПАРС)  выявила также положительную динамику.  Количество школьников с удовлетворительной адаптацией (ПАРС 1-3 балла) увеличилось с 82,1% до 91,7%  (p<0,05); снизилось количество детей с напряженной адаптацией (ПАРС 4-5 баллов) с 13,4% до 7,3% (p<0,01); неудовлетворительная адаптация (ПАРС 6-7 баллов) снизилась с 4,5% до 1% (p<0,05). Не было зарегистрировано ни одного школьника со срывом адаптации (ПАРС 8-10 баллов) и в 2012, и в 2014г.г.

В контрольных  школах (567 учащихся) не прослеживалась положительная динамика,  как по вариантам образа жизни, так и по уровню адаптационных возможностей  организма учащихся за исследуемый период.

Заключение. Формирование мотивации у детей к ЗОЖ необходимо начинать   в школе, где возможно объединить усилия педагогов, медиков, родителей и общественности по вопросам сохранения и укрепления, как собственного здоровья, так и здоровья окружающих.

 В  гигиеническом воспитании и формировании ЗОЖ детей и подростков важная роль принадлежит последипломной подготовке специалистов центров здоровья, центров медицинской профилактики, врачей лечебно-профилактических учреждений, а также педагогов, воспитателей и психологов образовательных организаций.

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: k2 (13.04.2014)
Просмотров: 452 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки