Пятница, 20.10.2017, 00:34
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Актуальные вопросы безопасности пищевых продуктов на современном этапе [5]
Актуальные проблемы эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний [13]
Гигиеническое обучение и воспитание на современном этапе [3]
Организация, становление и развитие Государственной санитарно-эпидемиологической службы в России [3]
Подготовка специалистов медико-профилактического профиля [9]
Современные проблемы экологии человека и гигиены окр.среды и обеспеч.сан.-эпид.благополуч. населения [13]
Оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье населения [18]
Система санитарно-гигиенического мониторинга [15]
Состояние здоровья как фактор национальной безопасности страны [9]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция » Актуальные вопросы безопасности пищевых продуктов на современном этапе

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УСЛОВИЙ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТРАНСГРАНИЧНЫХ ВОДОЁМАХ В СИБИРИ. ТУРБИНСКИЙ В.В.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УСЛОВИЙ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТРАНСГРАНИЧНЫХ ВОДОЁМАХ В СИБИРИ

 

ТУРБИНСКИЙ В.В.

 

Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области, Новосибирск. Россия

 

 

В настоящих условиях реализация пограничной политики требует фундаментальной теоретической проработки, комплексной системы научного обеспечения всего процесса, связанного с обеспечением пограничной безопасности [[1]]. «Пограничное пространство - особая социальная область, образовавшаяся на стыке соседних государств, в пределах которой проходят процессы и явления, обусловленные факторами границы и различиями в политической и социально-экономической жизни этих государств [[2]].

В Российской Федерации из 200 речных бассейнов первого порядка (рек, впадающих в океан, море или озеро), 148 используются совместно двумя государствами и 52 являются источником водных ресурсов для 3-х – и более государств. Чтобы избежать возникновения конфликтов, сопредельные государства в своей деятельности по использованию вод пограничной реки руководствуются положениями «Конвенции об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер» 1992 года, заключенной в Хельсинки, а также общепринятыми принципами международного права.

Развитие государственного управления, расширение торгово-экономических, производственных, научно-технических и культурных связей между регионами различных государств усиливает значимость межрегионального сотрудничества. В рамках межрегионального сотрудничества активизируются связи между хозяйствующими субъектами, решаются задачи взаимодействия государств. Приграничное сотрудничество наиболее активная форма межрегионального сотрудничества [[3]].

Межрегиональное и приграничное сотрудничество в государствах должно основываться на принципах, учитывающих обеспечение безопасности жизни граждан, окружающей среды, экономическим и иным интересам государств, осуществляющих межрегиональное и приграничное сотрудничество в пределах действия национальной юрисдикции. Поэтому, к числу основных задач межрегионального и приграничного сотрудничества государств относятся: выработка алгоритмов взаимодействия систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сопредельных государств, а также  согласованной государственной политики в вопросах обеспечения безопасности жизни граждан, охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций трансграничного воздействия на приграничных территориях. Так в соответствии с планом действий по реализации положений договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой [[4]] стороны продолжают налаживание сотрудничества в области совместного мониторинга качества трансграничных вод и предусматривают разработку Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области охраны трансграничных вод.

На заседании коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 января 2008 года отмечалось, что в целях углубления интеграционных процессов стран   СНГ в рамках ШОС и  ЕврАзЭС, с учетом Договора о Таможенном союзе и создания Единого экономического пространства, требуется анализ нормативно – правовых документов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения для обеспечения гармонизации санитарного законодательства, с учетом требований ВТО и законодательства стран СНГ,    которое адаптировано к сложившимся на текущий момент условиям их участия в ВТО [[5]].

Решение проблемы с КНР в части трансграничного переноса загрязненных вод является комплексной задачей, включающей в себя, во-первых, организацию мониторинга качества вод трансграничных водных объектов, во-вторых, создание организационного механизма принятия решений, направленных на охрану водных объектов, в-третьих, формирование нормативной базы для функционирования этого комплекса.

Сброс загрязняющих веществ, несоблюдение режима водоохранных зон в районах с интенсивной антропогенной деятельностью обуславливает деградацию трансграничных экосистем водных объектов в бассейне Амура.

Из-за нерешенности до настоящего времени целого ряда принципиально важных вопросов организационного характера, большинство проблем  приграничного сотрудничества оказалось вне поля зрения Правительства Российской Федерации [[6]]. Особую обеспокоенность вызывает отсутствие правового механизма реализации Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации. Федеральным законодательством не урегулированы принципиально важные вопросы приграничного сотрудничества: недостаточно четко определены  полномочия  органов власти  всех  уровней, в том числе органов местного самоуправления, при осуществлении ими широкого спектра приграничных связей.

В связи с установленным законодательством Российской Федерации приоритетом питьевого водопользования следует первоочередное рассмотрение гигиенических основ обеспечения населения доброкачественной питьевой водой в которых организации зон санитарной охраны для водопроводов питьевого назначения отводится центральное место [[7]]. Так ещё в 1937 году Постановлением ЦИК и СНК СССР №96/834 от 17 мая 1937г. [[8]] были сформулированы основные подходы к организации санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения. Действующая редакция санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.1.4.1110-02) не содержит указаний на необходимость включения их положений в межгосударственные соглашения по вопросам охраны водных объектов трансграничного использования, что существенно затрудняет работу по обеспечению санитарной охраны водных объектов и снижает её эффективность. Учитывая, что основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является охрана источников водоснабжения от загрязнения, в действующем законодательстве нет четкого определения порядка обеспечения надёжной защиты источника водоснабжения от загрязнения.

Для обеспечения межгосударственного взаимодействия на уровне субъектов, муниципальных образований и предприятий  в разделе– «Требования к санитарной охране водных объектов» [[9]] необходимо конкретизировать необходимость взаимодействия, привести классификацию степени санитарной защиты водного объекта,  должна предусматриваться  разработка специальных программ мониторинга загрязнения вод, включающие увеличение частоты контроля и перечня контролируемых веществ.

Правовым актом, определяющим требования к качеству питьевой воды в российской Федерации является – Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.4.1074-01. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» [[10]]. На сегодня система контроля качества питьевой воды в населенных пунктах основана на численности жителей и не учитывает особенности приграничных территорий. Контроль за качеством и безопасностью питьевой воды на территориях с трансграничными водными объектами – источниками централизованного водоснабжения это также и вопрос национальной безопасности. Поэтому обеспечение взаимодействия на всех уровнях требует четкой правовой основы.

Подземные воды имеют столь же важной значение в обеспечении качества и безопасности водоисточников во-первых сами являясь таковыми, а во-вторых имеющие очень часть тесную гидравлическую связь с поверхностными водоисточниками. Поэтому в нормативных документах определяющих порядок их использования для питьевых нужд в частности в Санитарных правилах «СП  2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» следует внести дополнения, позволяющие повысить результативность их реализации на территориях с трансграничными водными объектами. Для этого в  разделе «Общие положения» надо внести следующие дополнения: 2.5. Требования   по   охране   подземных   вод,   включаемые   в государственные   стандарты, международные и межрегиональные соглашения по вопросам  охраны и использования подземных вод с трансграничным и межрегиональным использованием   и   другие   акты   федеральных  органов исполнительной власти,  не должны противоречить  положениям  настоящих Санитарных правил и норм.

В разделе «3. Требования к санитарной охране подземных вод» в пункте «3.2. Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности должны обеспечить:»  добавить: информирование о чрезвычайных ситуациях повлекшие загрязнение подземных вод или создавшие угрозу их загрязнения.

Таким образом, с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия водопользования населения трансграничных территорий должны быть установлены общие правовые основы организации водопользования населения и обеспечения гигиенических требований к выбору источников водопользования, условиям хозяйственной деятельности, организации контроля качества воды водоисточников.

 

Список литературы.



[1] Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 2. - Ст. 170

[2] Щербаков А.С. «Пограничная безопасность как составляющая национальной безопасности Российской Федерации», Правовое обеспечение пограничной безопасности России. Материалы межведомственной научно-практической конференции. -М.: МВИ ФПС РФ. 2001.-С. 15-16.

[3] Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств (утв. Решением Совета глав правительств СНГ о Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 сентября 2004 г.)

[4] План действий по реализации положений договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2005 - 2008 годы)

[5] О международной деятельности Роспотребнадзора со странами СНГ - протокол заседания Коллегии Роспотребнадзора от 18.01.2008

[6] Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 8 июня 2005 г. №183-СФ «О некоторых проблемах реализации концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации»

[7] Санитарные правила и нормы. "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02". – М., 2002. – 15 с.

[8] Постановление ЦИК и СНК СССР №96/834 от 17 мая 1937г. (СЗ СССР №35, ст.143, 1937):

[9] Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к охране поверхностных вод.  СанПиН 2.1.4.980-00. – М., 2000.

[10] Санитарные правила и нормы. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» СанПиН 2.1.4.1074-01. – М., 2001

Категория: Актуальные вопросы безопасности пищевых продуктов на современном этапе | Добавил: Алексей (14.03.2010)
Просмотров: 1145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2017
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки