НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОВНЕ.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
НА СОВРЕМЕННОМ УРОВНЕ
Быков М.В., Ковальчук М.Л.
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области»
г. Курск
На
современном этапе в основу гигиенического обучения и воспитания населения РФ
положена концепция формирования здорового образа жизни, которая должна находить
конкретное воплощение в различных гигиенических, профилактических программах. Одной
из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации
личности к жизни в современном обществе, формированию ответственности за
собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность
реализовывать, является задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам
здорового образа жизни. Гигиеническое воспитание — это система привития
полезных навыков и на основе знания правил здорового образа жизни и
убежденности в необходимости их соблюдения. Санитарно-просветительская работа
ставит цель выработать у населения убеждение в необходимости соблюдения правил
здорового образа жизни на основе знаний о причинах заболевания, методах их
предупреждения и поддержания организма в здоровом состоянии.
Санитарно-просветительская
работа складывается из двух направлений — пропаганды медицинских знаний о
здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья и агитации
населения в необходимости соблюдения правил и методов здорового образа жизни и
профилактики болезней. Успех санитарно-просветительской работы во многом
определяется знанием психологии аудитории, а формы и методы работы зависят от
конкретных коллективов. Существуют активные и пассивные формы. Активные формы
включают проведение бесед, выступлений, лекций, докладов. К пассивным формам
относятся издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток,
плакатов,проведение выставок, показ
кинофильмов и др. Между этими формами имеется тесная взаимосвязь. Преимущество
активных форм работы заключается в непосредственной взаимосвязи агитаторов с
населением, что обеспечивает наибольший эффект воздействия работы. В свою
очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника,
воздействуют большее время и на неограниченную аудиторию. Недостаток ее
состоит в отсутствии обратной связи между агитаторами и агитируемыми. Однако
повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивных форм просветительской
работы. По широте воздействия на аудиторию такая работа может быть массовой, коллективной
и индивидуальной. Любому виду профилактической работы должна предшествовать
санитарно-просветительская деятельность врача или другого медицинского
работника. Ее задача — привить населению знания о здоровом образе жизни,
причинах заболеваний и сформировать убеждение в необходимости проведения
профилактических мероприятий, предотвращающих возникновение заболеваний. Прививая
гигиенические навыки, мы тем самым развиваем и приучаем себя заботиться не
только о своем здоровье, но и о здоровье своих близких, друзей и т. д.
В настоящее время на территории Курской области
гигиеническое обучение проводится на основании инструкции, утвержденной
приказом Минздрава РФ от 29.06.00 N 229 «О профессиональной гигиенической
подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций». Инструкция определяет
порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации
должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с
производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и
питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым
обслуживанием населения. Разработанные алгоритмы работы с предприятиями,
учреждениями и организациями по гигиеническому обучению должностных лиц и
работников позволили увеличить количество обучаемого контингента. Профессиональная
гигиеническая подготовка проводится при приеме на работу и в дальнейшем с
периодичностью не реже 1 раз в 2 года. Профессиональная гигиеническая
подготовка должностных лиц и работников организаций, деятельность которых
связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых
продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и
бытовым обслуживанием населения, обязательная для лиц, впервые устраивающихся
на работу, а также не прошедших очередную аттестацию, проводится:
- по очной форме (6 - 12
часовые программы);
- по очно-заочной форме
(самостоятельная подготовка по методическим материалам с консультацией
специалистов), очная часть программы составляет не менее 4 часов;
- по заочной форме (самостоятельная
подготовка по предлагаемым методическим материалам).
Профессиональная
гигиеническая подготовка может проводиться:
- на базе организаций, имеющих
лицензию на образовательную деятельность, осуществляющих профессиональную
гигиеническую подготовку и аттестацию указанных выше категорий работников;
- непосредственно в
организациях, деятельность которых связана с производством, хранением,
транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и
обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, при условии
предоставления помещений и подбора групп однородных профессий (не менее десяти
человек в группе). Аттестация проводится после прохождения профессиональной
гигиенической подготовки, которой предшествует прохождение медицинских осмотров
и внесение их результатов в личную медицинскую книжку.
Результаты
проведения гигиенического обучения, как показывает опыт, позволяют говорить о
применении навыков здорового образа жизни в профессиональной деятельности
декретированного контингента. Таким образом, многоуровневый подход к
организации профилактических мероприятий с учетом необходимости выявления и
устранения основных факторов риска, оказывающих негативное влияние на здоровье
населения, позволяет добиваться стабилизации показателей общественного здоровья
населения Курской области.