ДОНОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ. - Оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье населения - Конференция - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Понедельник, 20.02.2017, 13:51
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Актуальные вопросы безопасности пищевых продуктов на современном этапе [5]
Актуальные проблемы эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний [13]
Гигиеническое обучение и воспитание на современном этапе [3]
Организация, становление и развитие Государственной санитарно-эпидемиологической службы в России [3]
Подготовка специалистов медико-профилактического профиля [9]
Современные проблемы экологии человека и гигиены окр.среды и обеспеч.сан.-эпид.благополуч. населения [13]
Оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье населения [18]
Система санитарно-гигиенического мониторинга [15]
Состояние здоровья как фактор национальной безопасности страны [9]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция » Оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье населения

ДОНОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.

Донозологическая диагностика психофункционального состояния  школьников

Двоеглазова С.В., Семушина И.В., Короткова Т.С.

Управление Роспотребнадзора по Липецкой области, г. Липецк, Россия

 

Детский организм, в силу незрелости защитно-приспособительных механизмов и высокой интенсивности обмена веществ, обладает повышенной чувствительностью к воздействиям неблагоприятных факторов среды. При их хроническом воздействии на детский организм происходит запуск механизмов формирования или прогрессирования патологических изменений.

Многочисленными исследованиями показано существенное влияние на здоровье детей загрязнения атмосферного воздуха. Ряд авторов отмечают  у детского населения в условиях интенсивного загрязнения атмосферного воздуха не только патологические отклонения со стороны дыхательной системы, но и  функциональные изменения  сердечно-сосудистой системы: неблагоприятную реакцию пульса и артериального давления на дозированную физическую нагрузку.

 Наряду с негативным влиянием экологических факторов, причинами социально-экономического характера неблагоприятное воздействие на здоровье школьников оказывают  не соответствующие гигиеническим нормативам  условия воспитания и обучения и, особенно, интенсификация учебного процесса.

Напряженный характер учебы, значительный объем учебной нагрузки, дефицит времени в сочетании с уменьшением продолжительности сна, снижением двигательной активности приводит к напряжению механизмов адаптации, повышенной невротизации и возникновению нарушений в состоянии здоровья детей.

Центральная нервная система раньше других реагирует на неблагоприятные изменения в биосфере функциональными расстройствами, проявляющимися нарушением сомато-эндокринного и психо-вегетативного обеспечения адаптационных возможностей организма, в значительной степени отражающих уровень здоровья человека.

 

Определение уровня напряжения и функциональных возможностей сердечно-сосудистой и центральной нервной систем школьников позволяет выявить донозологические состояния, формирующиеся под влиянием факторов риска среды обитания.

Нами проведены  психофизиологические обследования школьников методом экспресс оценки  психофизиологических возможностей и функционального состояния организма, применяемым в отечественной и мировой практике. А именно, на базе автоматизированного  рабочего  места  «Эксперт» с программно-аппаратным комплексом «Рефлекс», разработанным научно-техническим центром «Содружество» (г. Москва), применялась методика экспресс оценки состояния регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы по параметрам кардиоинтервалограммы.

При проведении данного обследования регистрировались следующие физиологические показатели обследуемого школьника: фотоплетизмограмма (кровенаполнение периферических сосудов);  электрокожное сопротивление и кожно-гальванический рефлекс (сложный интегральный показатель деятельности коры головного мозга, отражающий  психоэмоцианальное состояние человека).

 Экспресс оценка состояния регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы проводилась по методике «Вариабильность сердечного ритма» (ВСР) по параметрам кардиоинтервалограммы (вариационная хронокардиометрия).

Обследования школьников проводились в образовательных учреждениях, расположенных  в различных по уровню загрязнения атмосферного воздуха районах  г. Липецка и  различающихся по интенсивности учебного процесса:

- средняя общеобразовательная школа  (СОШ) № 4 – расположена вблизи  металлургического комбината, школьная нагрузка умеренная;

- гимназия № 66 – находится в центральном районе с  максимальной транспортной нагрузкой, школьная нагрузка повышенная;

- СОШ № 65 –  в условно чистом районе (спальном), школьная нагрузка умеренная.

Обследованием охвачено 281 человек в возрасте   14-16 лет.

Комплексная оценка вариабельности сердечного ритма направлена на диагностику функциональных состояний. При анализе использовался показатель активности регулятивных систем (ПАРС). Он вычисляется в баллах по специальному алгоритму, учитывающему статистические показатели, показатели гистограммы и данные спектрального анализа кардиоинтервалов. ПАРС позволяет дифференцировать различные степени напряжения регуляторных систем и оценивать адаптационные возможности организма    (P.M. Баевский, 1979).

Результаты, полученные при обработке первичных данных обследования функциональных возможностей центральной нервной и сердечно-сосудистой системы,  нами интерпретированы и оценены как «удовлетворительно» (в 59,3-76,1% случаях). Функциональное состояние обследуемых классифицируется как состояние нормы или состояние удовлетворительной адаптации. «Хорошо» зарегистрировано в диапазоне от 2,0 до 38,5% случаев с наилучшими показателями в СОШ № 65, наихудшими - в СОШ № 66 и классифицируется как состояние функционального напряжения, перенапряжения или состояние неудовлетворительной адаптации. «Плохо» -  19,1%  в  СОШ № 4 и 38,7%    в гимназии № 66 и классифицируется как состояние истощения регуляторных систем или срыв адаптации. В СОШ № 65 такие случаи не регистрировались.

Проведенные исследования выявили наибольшие напряжение функциональных возможностей и распространенность предпатологических состояний у детей, обучающихся в гимназии № 66, где имеет место неблагоприятное воздействие  как факторов окружающей среды, так и факторов учебной среды, а именно повышенной учебной нагрузки. Более благополучная ситуация отмечается в СОШ № 65, расположенной в условно чистом районе и имеющей умеренную учебную нагрузку.

Таким образом, применение в гигиенических исследованиях методов экспресс-диагностики донозологических состояний у школьников позволяет выявить приоритетные факторы риска среды обитания, в том числе факторов учебной среды, и разработать профилактические и оздоровительные мероприятия как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях.

Категория: Оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье населения | Добавил: Алексей (24.03.2010)
Просмотров: 1315 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2017
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки