Воскресенье, 22.10.2017, 22:03
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Актуальные вопросы безопасности пищевых продуктов на современном этапе [5]
Актуальные проблемы эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний [13]
Гигиеническое обучение и воспитание на современном этапе [3]
Организация, становление и развитие Государственной санитарно-эпидемиологической службы в России [3]
Подготовка специалистов медико-профилактического профиля [9]
Современные проблемы экологии человека и гигиены окр.среды и обеспеч.сан.-эпид.благополуч. населения [13]
Оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье населения [18]
Система санитарно-гигиенического мониторинга [15]
Состояние здоровья как фактор национальной безопасности страны [9]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция » Оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье населения

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ  ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ  

 

  Ю.Л.Хорошилова, Л.А. Завгородняя, И.Б. Агеева.

 

Федеральное государственное учреждение здравоохранения

«Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» 


Здоровье детей — понятие комплексное. Признаками здоровья являются:

  • устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития;
  • функциональное состояние и резервные возможности организма;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.

Оно зависит от социально-экономического положения детей, качества питания медицинского обслуживания, системы оздоровительных учреждений и, конечно, от экологической обстановки в местах их проживания. При этом на долю так называемого «школьного фактора» приходится 25 % всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка! Еще в 50-х годах 19 века наблюдения врачей установили большое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки (главным образом – сколиоз), неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с их не учащимися  сверстниками было настолько явным, а частота их распространения  с такой печальной закономерностью возрастала от класса к классу, что их появление сочли неизбежным следствием школьного обучения, и они получили наименование «школьные болезни».  Поиск причин «школьных болезней» привели врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения:

-недостаточная освещенность классов, плохой микроклимат школьных помещений, неправильная форма и величина школьных столов, перегрузка учебными занятиями.

     Для нормального роста и развития детей, укрепления их здоровья, повышения физиологической и иммунной реактивности организма, состояния психологических функций такие факторы имеют важное значение. Из-за плохой вентиляции, нерегулярного проветривания классных комнат и вспомогательных помещений школы температурный режим в них превышает гигиенические нормы на 3-5 Сo. Это вызывает напряжение терморегуляторных процессов и резкое снижение умственной работоспособности к концу уроков. В классных комнатах одновременно с повышением температуры и влажности воздуха увеличивается содержание углекислого газа. К концу занятий растет и загрязненность воздуха бактериями, особенно если к началу занятий были плохо проведены влажная уборка помещений и их проветривание. В результате увеличения школьных программ уменьшается уровень двигательной подготовки учащихся, что также ведет к ухудшению здоровья.

   В современных условиях изменилась роль «внутришкольных факторов», влияющих на здоровье учащихся. Кроме влияния  светового, воздушно-теплового режимов, подбора учебной мебели, дополнительно сформировались новые факторы:

-интенсификация обучения, в т.ч. в связи с использованием технических средств обучения (ВДТ и ПЭВМ и др.);

-переход на новые формы обучения, в т.ч по длительности учебной недели, организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

-учебный стресс (до 80% учащихся в условиях школы испытывают воздействие неоправданного стресса);

-снижение двигательной активности и еще более выраженная гипокинезия школьников.

Так у детей, начавших обучение в 1-м классе в 6 лет даже спустя 5 лет имеются более частые функциональные изменения в нервной, особенно вегетативной нервной системе, а так же сердечно- сосудистой системе и крови.

   «Особенностью заболеваний современных детей является полисистемность – т.е. пораженность патологическим процессом многих органов.

О нарастании хронических отклонений здоровья у детей свидетельствуют следующие данные: за период обучения в школе с 1-го по 8-й классы число здоровых детей снижается в 4 раза, число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%, с нервно- психическими расстройствами с 15 до 40%, с гастроэнтерологическими заболеваниями – в 2 раза .За время обучения число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болезнями – в 3 раза, с заболеваниями крови – в 2,5 раза, с нервными болезнями – в 2 раза.

В современной школе лишь 10 % учащихся здоровы, каждый второй имеет морфофункциональные отклонения, а 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся наиболее выражена в школах нового типа: гимназии, колледжи.

Повышенная учебная нагрузка не остается бесследной. До 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления. В общеобразовательных учреждениях доля таких детей не превышает 20-30%. К концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивалась частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигло 90%.Проявление повышенной невротизации обнаружено у большинства (55-83%) учащихся школ нового вида. Функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся 5-9 классов и у 20% старшеклассников.

Еще один лидер детских недугов — ослабление зрения. Вследствие появления новых технических средств обучения – работа  детей с видеодисплейными терминалами электронно- вычислительных машин процент болезней органов зрения увеличился. Астенопатия - функциональные нарушения, сопровождающиеся неприятными ощущениями в области глаз, возникающими после напряжения зрительной работы. Однако учеными установлено, что контролируемое и регламентируемое компьютерное обучение не оказало отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья первоклассников и способствовало развитию работоспособности, пространственной ориентации, наглядно действенному мышлению.

    Школьник находится в состоянии роста. А любой орган в процессе развития более подвержен разным неблагоприятным воздействиям. Вот и получается, что в школьные годы страдают практически все системы организма человека. Особенно чувствительны к перегрузкам нервная система и опорно-двигательный аппарат. К примеру, взрослый человек со сформированной костной системой, если неправильно будет сидеть, все равно заработает сколиоз, но на это уйдет больше времени. А у ребенка кости пластичны, легко деформируются, и серьезные изменения происходят гораздо быстрее. Вот и получается, что у 70 % детей есть проблемы с позвоночником. Не случайно одной из самых распространенных патологий считаются нарушения опорно-двигательного аппарата.

    Проведение профилактических медицинских осмотров детей и подростков на различных этапах обучения в образовательных учреждениях позволяют обнаружить и начать своевременную коррекцию нарушений осанки, сколиозов, снижения остроты зрения, дефектов речи, нарушений слуха. Однако продолжает отмечаться тенденция к росту данных патологических состояний при переходе на каждый следующий этап обучения.

Так в  2009 году общая заболеваемость школьников Курской области   ниже уровня прошлого года на 0,5% и составляет  1443,6 случаев на 1000 детей (в 2008г. 1516,2 на 1000). Наибольший удельный вес в структуре общей заболеваемости школьников занимают болезни органов дыхания, пищеварения, болезни костно-мышечной системы. Последующие ранговые позиции занимают болезни глаз и эндокринной системы. При анализе  хронической заболеваемости установлено, что среди школьников наибольшей распространенностью характеризуются  болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, органов пищеварения, болезни кожи и мочеполовой системы.

Оценка  острой заболеваемости показала, что 3,7% (2008г. – 4‰) школьников относится к группе  часто и длительно болеющих детей. Физическое развитие 25,2% учащихся школ Курской области оценивается как дисгармоничное, в том числе дефицит и избыток массы тела имеет 11,6 ‰ учащихся школ.  0,4% школьников функционально незрелых к обучению, 3,3% школьников не достигли возрастных параметров биологической зрелости. Функциональное состояние 9,2% школьников оценивается как пониженное против возрастной нормы.  Только 72,2 % учащихся школ могут заниматься физической культурой по общим программам, а 1074 или 1,1% учащихся по состоянию здоровья освобождены от занятий физкультурой.

По данным профилактических осмотров детей и подростков в 2009 году наибольший уровень на 1000 осмотренных составил по отслеживаемым в статистических формах патологическим состояниям в следующих группах детей:

- с понижением слуха на 3,3‰ – среди детей перед поступлением в школу;

- с дефектами речи - 183,7‰ и на 262,4– соответственно в категории - за год до поступления в школу;

-с понижением остроты зрения - 134,5-148,9‰ – среди детей 15-17-летнего возраста;

- со сколиозом – 75,1-81,7 ‰ – также среди детей 15-17-летнего возраста;

- с нарушением осанки – 175,5 и 131,1 – соответственно при переходе к предметному обучению и перед окончанием школы.

Рост нарушений зрения за время обучения составляет 2,4 раза, нарушений осанки за период от 6-12 лет – 1,9 раза.

В сравнении с 2008 годом наибольший рост нарушений зрения составил 10-12% в возрастных группах детей при переходе к предметному обучению и перед окончанием школы. Снижение показателей удельного веса детей, имеющих нарушения осанки, отмечены во всех возрастных группах, кроме подростков 16-17 лет (перед окончанием школы).

Принимая во внимание значение гигиенического фактора подбора мебели по росту детей для профилактики нарушений зрения и осанки, специалистами службы ежегодно обследуется 15-17 тысяч мест рассаживания детей и проводится свыше 57 тысяч замеров уровней искусственной освещенности в групповых и классных помещениях. Мебель, за которой дети проводят большую часть учебного времени, зачастую не соответствует росто-возрастным особенностям учеников. В 2009г. проведены обследования 629 учреждений на соответствие мебели росто - возрастным особенностям, из которых не соответствует росто - возрастным особенностям 59 (9,4%), что ниже уровня неудовлетворительных исследований образцов мебели прошлого года на 1,6%.  В 123 школах приобреталась регулируемая учебная мебель недостающих типоразмеров для подбора ее по росту более 12000 учащихся. Проведенные лабораторно-инструментальные исследования показали превышение нормируемых уровней электромагнитных излучений от компьютерной техники. в 21% обследуемых учреждений образования, что на 0,8% ниже удельного веса неудовлетворительных объектов прошлого года. Превышение нормируемых уровней электромагнитных излучений отмечено в 4,5% замеров, что на 0,1% ниже аналогичного показателя 2008 года.

Развитие вышеперечисленных патологий определяется как выполнением (невыполнением) в образовательных учреждениях соответствующих требований к условиям воспитания и обучения, так и эффективностью работ по медико-педагогической коррекции детям с отклонениями в состоянии здоровья. Сегодня есть все основания считать, что вклад школьно-средовых факторов в формирование здоровья увеличился, поскольку в структуре нарушений здоровья школьников доминируют нарушения и заболевания, которые относятся к школьно-обусловленным.

Категория: Оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье населения | Добавил: Алексей (31.03.2010)
Просмотров: 2675 | Теги: школьная среда | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2017
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки