Суббота, 19.08.2017, 23:34
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Актуальные вопросы безопасности пищевых продуктов на современном этапе [5]
Актуальные проблемы эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний [13]
Гигиеническое обучение и воспитание на современном этапе [3]
Организация, становление и развитие Государственной санитарно-эпидемиологической службы в России [3]
Подготовка специалистов медико-профилактического профиля [9]
Современные проблемы экологии человека и гигиены окр.среды и обеспеч.сан.-эпид.благополуч. населения [13]
Оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье населения [18]
Система санитарно-гигиенического мониторинга [15]
Состояние здоровья как фактор национальной безопасности страны [9]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция » Подготовка специалистов медико-профилактического профиля

СИСТЕМА РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ СТУДЕНТАМИ В КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ

СИСТЕМА РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ СТУДЕНТАМИ В КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ

В.А.Лазаренко, А.И.Конопля, А.М.Черных,  Н.С.Степашов, Т.А.Шульгина, Е.Н.Пашин

Государственный медицинский университет, г.Курск

Е – mail: main@kurskmed.com, cher-alex@yandex.ru

 

Современные условия модернизации здравоохранения и образования выдвигают более высокие требования к уровню и качеству подготовки выпускников вузов, к их инновационной профессиональной деятельности в современных лечебно-профилактических учреждениях, в органах и организациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [5].

Cложность и многокомпонентность проблемы «успешности» и «неуспешности» людей по результативности достижения ими целей указывает на актуальность ее решения в процессе общего образования [1, 6]. Для студента основной сферой успешности является учебная деятельность по освоению профессии. Низкая успеваемость и неуспеваемость студентов вузов имеют социальные, педагогические и организационно-административные аспекты [8].  В последнее время стали учитывать и валеологические аспекты.

По мнению В.Р.Кучмы и соавт. [3] и А.Р.Вирабовой [4] образовательная деятельность относится к разряду потенциально опасных для здоровья. При этом лишь 10-15% детей и подростков могут в полной мере осваивать школьную программу. Ухудшение состояния здоровья молодежи может оказывать влияние на способность юношей и девушек выдерживать длительные физические, эмоциональные и интеллектуальные нагрузки,  прилагать волевые усилия в достижении поставленных целей, в конечном счете - на их успешность в учебной деятельности. Естественно-научное образование по шкале трудности занимает одно из первых мест.

Следует отметить, что «Общее образование (начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование) является обязательным»  (п.3.ст.19 ФЗ РФ «Об образовании»), тогда как получение высшего профессионального образования является  необязательным и добровольным делом каждого гражданина. Эти факты ставят перед вузом проблему создания эффективной системы работы по повышению качества образования, в основе которой лежит предупреждение низкой успеваемости и  преодоление неуспеваемости студентов.

 Целью нашего исследования явилось изучение деятельности основных подразделений Курского государственного медицинского университета со слабоуспевающими студентами и разработка на этой основе рекомендаций по ее оптимизации.

Реализация этой цели предполагала решение нескольких задач: определение критериев и возможных причин низкой успеваемости и неуспеваемости студентов;   изучение динамики успеваемости за период 2005- 2010гг.; определение реального состояния работы деканатов и кафедр со слабоуспевающими студентами; разработку рекомендации по оптимизации работы со слабо- и неуспевающими студентами.

В качестве атрибутивных признаков при определении понятий «слабоуспевающий студент» и «неуспевающий студент» нами выделены:

·         соответствие уровня и качества подготовки студента требованиям содержания образования, что характеризуется оценкой знаний по пятибалльной шкале в течение семестра и в ходе промежуточной аттестации;

·         выполнение студентом графика учебной деятельности.

Следовательно, слабоуспевающий – это студент, демонстрирующий в течение семестра низкий уровень и качество подготовки по дисциплинам ГОСТа, имеющий академические задолженности в течение семестра и ликвидировавший их к началу сессии, успешно прошедший промежуточную аттестацию. Неуспевающий – это студент, имеющий несоответствие подготовки требованиям содержания образования, фиксируемое в течение семестра или демонстрирующий в течение семестра низкий уровень и качество подготовки по дисциплинам ГОСТа, дошедший до сессии и получивший одну или более неудовлетворительных оценок в ходе промежуточной аттестации. Такой студент имеет тенденцию к хронизации процесса накопления академической задолженности, приобретает статус кандидата на отчисление.

Основным признаком в типологии неуспевающих используются сами причины неуспеваемости, в зависимости от доминирования которых выделяют лиц с отсутствием действенных мотивов учения, обучающихся со слабыми способностями к учению и студентов, с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющих трудиться [2, 8]. При  этом были объединены психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, в две группы: к первой отнесены недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова (обучающийся плохо понимает, не способен качественно усваивать содержание образования и т.д.). В качестве причины такого явления может выступать неправильный выбор вуза или профиля обучения. Ко второй - недостатки в развитии мотивационной сферы (недостаточная сформированность основных психологических процессов).

В то же время, в основу деления на типы неуспевающих учащихся:

1.                 Обучаемость, характеризующаяся различной способностью к усвоению знаний и способ деятельности;

2.                 Направленность личности - отношения обучающегося к учению, его мотивация [6].

Можно добавить, что вопрос о структуре неуспеваемости в литературе дискутируется и выявлены данные, которые можно использовать при решении этой проблемы. Нами сгруппированы признаки обучаемости и мотивации обучающихся по нескольким типам (табл. 1).

Таблица 1.

Группы обучающихся по типам успеваемости.

Признаки

Высокая обучаемость

Низкая обучаемость

Высокая мотивация

УСПЕВАЮЩИЙ

СЛАБОУСПЕВАЮЩИЙ

Низкая мотивация

СЛАБОУСПЕВАЮЩИЙ

НЕУСПЕВАЮЩИЙ

 

Однако, могут быть и другие варианты, когда при высокой обучаемости и низкой мотивации, а также при высокой мотивации и низкой обучаемости встречаются студенты, успешно выполняющие требования ГОСТа. Другими словами - неуспевающий студент может стать успевающим и наоборот, на что рассчитана развивающая система обучения.

 

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Для решения поставленных в работе задач на первом этапе использованы аналитические, социологические и статистические методы исследования. Проанализированы нормативные документы, регламентирующие данную деятельность: Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», а также нормативные документы КГМУ: Положение об индивидуальной воспитательной работе со студентами, Положение о порядке ликвидации студентами текущей академической задолженности, Положение о работе с родителями неуспевающих студентов, Положение об организации работы с отстающими студентами [7, 9].

В них отражены требования и организационно-правовые аспекты  взаимоотношений  в структуре образовательной деятельности – студентов, учебной группы, преподавателя кафедры, деканата, ректората, а также отношения студентов со средой университета, которая, в идеале, должна быть здоровьесберегающей (рис. 1).

Рис. 1. Характеристика уровней работы со слабоуспевающими студентами

 

В «Положении об организации работы с отстающими студентами» [7], рассмотрены такие виды деятельности, как: восполнение пробелов в их учебных знаниях; закрепление полученных теоретических знаний; развитие и закрепление практических умений и навыков; развитие познавательных способностей и учебной активности студентов; устранение причин неуспеваемости.

На уровне деканата реализуются 13 основных задач, носящих организационно-административный характер, а именно: осуществление общего руководства и контроля; составление базы данных об отстающих студентах и осуществление мониторинга; проведение собраний и совместных мероприятий; закрепление за неуспевающими студентами шефства успешных студентов; установление в межсессионный период постоянной связи с родителями; анализ еженедельных отчетов о посещении лекций и практических занятий; контроль защиты отчетов по практике неуспевающими студентами;  проведение встреч с родителями, а также с ректором (проректором по учебной работе).

На уровне кафедры реализуются 7 основных задач преимущественно психолого-педагогического характера: планирование учебного процесса с неуспевающими студентами; инструктирование и консультирование их в ходе учебной деятельности; стимулирование учебной деятельности; диагностирование учебной деятельности неуспевающих студентов (более частый опрос отстающих студентов, проверка готовности к занятию, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.); организация системы взаимопомощи; проведение дополнительных занятий; контроль за ходом усвоения знаний по дисциплине и эффективностью оказываемой помощи студентам.

На втором этапе проанализирована текущая кафедральная документация (12 кафедр), успеваемость 6269 студентов, 256 анкет. Проведено 170 интервью с преподавателями, а также с не- и слабоуспевающими студентами.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

 В ходе исследований установлено, что число отчисленных студентов по причине неуспеваемости на лечебном, педиатрическом, медико-профилактическом и стоматологическом факультетах за период 2004-2009 гг. имеет форму двухвершинной кривой с минимальным значением в 2005/2006 уч.г. и максимальными - в 2006/2007 уч.г. (рис. 2).

Рис. 2. Динамика отчисления студентов 4 факультетов за период 2004-2009 гг.

 

Анализ показывает, что доля неуспевающих студентов, названных факультетов, по результатам последней сессии в целом остается высокой – составляя 25,4% от общего их количества. Хорошие и отличные результаты имели 38,2% студентов,  21,2% - сдали сессию на «удовлетворительно». Смешанная успеваемость отмечена у 22,4% студентов.

На факультетах медицинских специальностей по результатам зимней сессии за три года (2008-2010 гг.) наблюдается рост числа неуспевающих студентов, к которым относят получивших неудовлетворительные оценки в сессию и отчисленных в сессию.

Обращает на себя внимание общая тенденция на 3 факультетах: снижение данного показателя  в 2008/2009 уч.г., и увеличение в 2009/2010 уч.г. Значительная вариабельность числа неуспевающих студентов от курса к курсу наблюдалась на всех факультетах. Так, если в целом на лечебном факультете таких студентов увеличилось на 22,1%, то на 5-ом курсе их число уменьшилось на 6%.  Колебания значений по факультету находились в интервале 15,5% на 5-ом  и 36,0% на 3-ем курсах в 2009/2010 уч. году. На стоматологическом факультете в целом увеличилось число неуспевающих с 28,2% до 37,9%. Варьирование признака находилось в диапазоне 26,9% на 4 курсе в 2007/2008 г. и 47,0% на 3 курсе в 2009/2010 году.

На педиатрическом факультете выявлена тенденция к увеличению таких студентов с 20,6% до 22,1%. На 4-ом курсе наблюдалась положительная динамика их снижения с 22,3% до 9,5%. Минимум и максимум значения показателя был в пределах 5,7% у студентов 5-го курса 2007/2008 года и 33,3% у студентов 3-го курса 2009/2010 года. В качестве объективной причины снижения успеваемости на 3-ем курсе выступает максимальная сложность учебных дисциплин Госстандарта. Снижение числа неуспевающих студентов отмечено на медико-профилактическом факультете с 19,1 до 14,1%% (на 5%). В то же время, на 2 курсе отмечен существенный рост на 23%, а в 2008/2009 году на 1-2 курсах их количество достигло 32,4% и 30,8% соответственно. Варьирование признака было в пределах 3,4% на 4 курсе в 2009/2010 году и 33,4% на 5 курсе 2007/2008 года, т.е. отличалось почти в 10 раз.

На фоне уменьшения числа отчисленных студентов по причине академической успеваемости в 2 раза, общее количество слабоуспевающих студентов на факультетах медицинских специальностей по итогам зимней сессии 2009/2010 уч.г. составляет 25,4%, а это четверть всех студентов. Можно предположить, что часть студентов из числа получивших в сессию удовлетворительные оценки (21,2%) может перейти в группу с более высокой успеваемостью, а другая часть – в группе неуспевающих.  

Анализ деятельности деканатов факультетов медицинских специальностей со слабоуспевающими студентами, показал, что все 13 основных направлений работы согласно Положению об организации работы со слабоуспевающими студентами, обязательны для исполнения, реализуются в разных формах и с использованием целого комплекса средств и методов на индивидуальном и групповом уровнях. В реальной педагогической практике наиболее часто используются: беседы, собрания в группах; встречи и беседы с родителями (преимущественно на младших курсах); для самодисциплины студенты пишут объяснительные записки; применяются дисциплинарные взыскания; составляются письма родителям; осуществляется мониторинг ликвидации академической задолженности; контроль посещения лекций; организуются встречи с проректором, ректором и др. меры.

Выборочный анализ деятельности 12 кафедр на предмет соответствия «Положению о работе с отстающими студентами» установил, что активно реализуются большинство направлений, таких как:  планирование учебного процесса с неуспевающими студентами (методика повторения и выполнения минимума заданий для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности, анализ и устранение типичных ошибок и пр.); инструктирование в ходе учебной деятельности; стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.); диагностирование учебной деятельности неуспевающих студентов (более частый опрос отстающих студентов, проверка готовности к занятию, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.); контроль за ходом усвоения знаний по дисциплине и эффективностью оказываемой помощи студентам. В то же время целесообразным является более широкое использование двух направлений деятельности, указанных в положении: закрепление за неуспевающими студентами шефства успешных студентов из числа актива группы; проведение с неуспевающими студентами индивидуальных занятий.

Основным принципом любой мониторинговой системы является принцип обратной связи. Для получения обратной связи от участников образовательного процесса на втором этапе исследования осуществлен социологический опрос с помощью специально разработанных  анкет для деканатов и преподавателей 38 кафедр, включающих вопросы деятельности деканатов (4) и кафедр (9) по основным направлениям. Количество вариантов ответов в анкетах для кафедр составило 50.

На третьем этапе проведен опрос слабоуспевающих студентов факультетов медицинских специальностей в количестве 170 человек, получивших одну или две неудовлетворительные оценки в зимней сессии 2009/2010 учебного года. Общее  количество вариантов ответов в анкетах для студентов – 54. Анализ результатов социологического исследования показал, что подавляющее большинство слабоуспевающих студентов имеет высокую мотивацию к учебе. Об этом свидетельствует выбор студентами в качестве причин побуждающих учиться желание получать новые знания, необходимость получения профессии, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию. В планах студентов на будущее: преодолеть лень и неорганизованность, наверстать упущенное в учебе, совершенствоваться в профессии. Среди причин, мешающих успешно учиться, студенты выделяют лень и неорганизованность - 32%, недостаточное развитие учебных навыков - 24%. Эти причины занимают первые места в рейтинге причин.

Более 60% преподавателей среди причин, мешающих учиться, называют низкую мотивацию к учебе, более 30% - лень и неорганизованность. Если в оценке влияния недостаточного развития личностных качеств (лень и неорганизованность) мнение студентов и преподавателей совпадает (по 32%). В оценке мотивов учения наблюдается расхождение: студенты указывают на высокую мотивацию к учебе, а преподаватели – на низкую. Такое противоречие может мешать преподавателю опираться на мотивацию студента в повышении его успеваемости и успешности в целом.

Большинство студентов пытается решать возникающие затруднения в учебе самостоятельно, часть из студентов (в среднем 25%) обращаются за помощью к друзьям и родителям, реже к преподавателю и в деканат (самый высокий процент ответивших студентов находят поддержку у преподавателей педиатрического факультета и в деканате медико-профилактического факультета).

Мнение преподавателей о распределении ответственности за повышение успеваемости студентов в целом несущественно отличается от мнения студентов. Однако преподаватели считают, что работа по повышению успеваемости студентов в большей степени имеет отношение к деканату, нежели к ним самим. Это свидетельствует о недооценке преподавателями педагогических ресурсов и средств и переоценке значимости административных мер воздействия. Около четверти опрошенных преподавателей отметили наличие на кафедре эффективной системы работы со слабоуспевающими студентами. Столько же считают, что слабоуспевающих надо отчислять, примерно половина участвующих в опросе преподавателей использует свои возможности, опыт и навыки в работе со слабоуспевающими.

С целью повышения успеваемости каждый третий слабоуспевающий ожидает психологической помощи и содействия других в решении личностных проблем; каждый третий – содействия в решении социальных и бытовых проблем; каждый пятый - предполагает, что освоение надпрофессиональных навыков (владение компьютером, скорочтением, работой с текстом и т.д.) и улучшение отношений с преподавателями поможет оптимизировать учебную ситуацию; более 50% слабоуспевающих студентов стоматологического и педиатрического факультетов возлагают надежды на усиление требований со стороны родителей; часть студентов предполагает, что оптимизация расписания будет способствовать повышению их успеваемости.

  Преподаватели полагают, что повышение учебной и общественной активности студентов (40%) является действенной мерой повышения их успеваемости, 30% - отдают предпочтение созданию ситуаций успеха для слабоуспевающих студентов во внеучебное время, примерно 15% преподавателей рассчитывают на эффект от абилитационных мероприятий по формированию и развитию способностей студентов к преодолению затруднений в связи с болезнями или физическими и социальными проблемами, что в два раза меньше, нуждающихся в этой помощи студентов.

Таким образом, проведенное исследование показало сложность проблемы успеваемости и неуспеваемости студентов, обусловленной социально-психологическими, педагогическими и организационно-административными детерминантами. Разработка технологий может оптимизировать деятельность интеграционного воздействия подразделений вуза по работе с такими учащимися. Возможным направлением данной работы может стать разработка социальных механизмы в системе взаимоотношений студента с учебной группой, кафедрой, деканатом и ректоратом.

Этому будет способствовать создание системы мониторинга и анализа детерминант, способствующих повышению успеваемости студентов и решение проблем социальной адаптации слабоуспевающих студентов к новым условиям обучения в ВУЗе преимущественно на 1-2 курсах;

Важную роль может сыграть совершенствование нормативно-правовых актов, обеспечивающих единство требований по организации работы со слабоуспевающими и неуспевающими студентами.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.                              Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. – М., 2006. – 412 с.

2.                              Зайцева Н.С. Категории неуспевающих детей и методы работы с неуспевающими детьми. // Тезисы II-ой городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения «Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации образования». – М., 2004. – С. 232-236.

3.                               Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 480 с.

4.                              Личностно ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути решения/ [Вирабова А.Р. и др.]. – М.: Пробел – 2006. – 436 с.

5.                              Онищенко Г.Г. Стратегия кадрового обеспечения организаций и учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ // Здравоохранение Российской Федерации. – 2006. - № 6. – С. 3-11.

6.                              Психология личности. Т.2. Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2004. – 544  с.

7.                              Сборник основных локальных нормативных документов, определяющих систему и организацию учебно-методического, научного и воспитательного процессов в КГМУ для профессорско-преподавательского состава/ Под редакцией Лазаренко В.А., Конопли А.И., Наумовой Е.С., Степашова Н.С., Олейниковой Т.А./ Положение по организации работы с отстающими студентами.- Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009.- С. 222-224.

8.                              Степашов Н.С. Феномен жизненных затруднений. Монография.  – Курск, 2002. – 240 с.

9.                              Степашов Н.С., Конопля А.И. Документы по основным видам деятельности КГМУ: воспитательная и общественная деятельность. Том V. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2009. – 216 с.

 

Категория: Подготовка специалистов медико-профилактического профиля | Добавил: RooT (10.04.2010)
Просмотров: 7669 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2017
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки