СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ФАКУЛЬТЕТЕ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ДЕЛА - Подготовка специалистов медико-профилактического профиля - Конференция - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Среда, 29.03.2017, 16:11
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Актуальные вопросы безопасности пищевых продуктов на современном этапе [5]
Актуальные проблемы эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний [13]
Гигиеническое обучение и воспитание на современном этапе [3]
Организация, становление и развитие Государственной санитарно-эпидемиологической службы в России [3]
Подготовка специалистов медико-профилактического профиля [9]
Современные проблемы экологии человека и гигиены окр.среды и обеспеч.сан.-эпид.благополуч. населения [13]
Оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье населения [18]
Система санитарно-гигиенического мониторинга [15]
Состояние здоровья как фактор национальной безопасности страны [9]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция » Подготовка специалистов медико-профилактического профиля

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ФАКУЛЬТЕТЕ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ДЕЛА

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ФАКУЛЬТЕТЕ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ДЕЛА

 

А.М.Черных, Е.А.Губарев, Е.Н.Пашин

Курский государственный медицинский университет

 

Среди множества проблем, с которыми приходится постоянно сталкиваться высшим медицинским учебным заведениям, самой сложной является проблема формирования у студентов практических навыков [1, 2, 3]. Вопросу совершенствования практической подготовки студентов уделялось большое внимание на совещании по подготовке кадров медико-профилактического профиля проведенном 25 ноября 2009 года в г.Санкт-Петербурге [4, 5]. На данном совещании было отмечено, что деятельность органов и учреждений Роспотребнадзора осуществляется в новых правовых, экономических и организационных условиях, требующих реализации современной кадровой политики. Акцент делается на необходимость совершенствования практической подготовки врачей «Медико-профилактического дела».  При этом учреждения нуждаются в выпускниках медико-профилактических факультетов, владеющих: основами экономики здравоохранения; правового обеспечения деятельности; вопросами защиты прав потребителей; организации и проведения социально-гигиенического мониторинга; готовых к применению в надзорной деятельности современных информационных технологий, умеющих проводить оценку риска влияния факторов окружающей среды на здоровье населения.

Нормативными документами, регламентирующими деятельность ВУЗа по организации практической подготовки являются: Закон об образовании, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФГОС по специальности "Медико-профилактическое” 060104 2000г., Положение о системе контроля практической подготовки студентов, Положение об ИГА выпускников КГМУ по специальностям здравоохранения. 

Высшая школа должна дать выпускникам систему интегрированных теоретических знаний и практических умений и навыков; помочь освоить высокие мировые медицинские технологии; сформировать у них знания и навыки в области предметов, помогающих социальной адаптации.

При этом практическая подготовка студентов и ее совершенствование должно учитывать общепринятые в педагогике принципы:

- принцип актуальности – предполагает отражение современных проблем, связанных со здоровьем человека, экологией, гигиенической культурой, социальными нормами и ценностями;

- принцип научности – практическая подготовка должна соответствовать современному состоянию и последним достижениям медицины, быть научно обоснованной, объективной, достоверной;

- принцип единства теории и практики – возможность использования ранее полученных теоретических знаний в практике;

- принцип активного обучения – позволяет студентам высказать максимальное число версий по каждому вопросу и выработать наиболее подходящую точку зрения на проблему в процессе ее обсуждения;

- принцип доступности;

- принцип последовательности, предусматривающий выделение основных этапов и их логическую преемственность в процессе перехода  от теоретических навыков к практическим;

- постепенное усложнение навыков;

- использование кафедрами предыдущего опыта студентов по освоению практических навыков (учет междисциплинарности);

- системность и регулярность;

- принцип стимулирования сознательности и активности (мотивация и демотивация к освоению практических навыков).

В соответствии с ФГОС 2000 практическая подготовка студентов факультета медико-профилактического дела по дисциплинам специальности предусматривает: освоение методов гигиенических исследований; работу с нормативной документацией, анализ результатов исследований, разработка рекомендаций; решение ситуационных задач; рубежный контроль освоения практических навыков; предэкзаменационный контроль; контроль освоения практических навыков во время итоговой аттестации; оценку практической подготовки представителями органов Роспотребнадзора.

На дисциплинах специальности практическая подготовка осуществляется в несколько этапов. Во время занятий по общей гигиене студенты 3 курса осваивают все методы гигиенических исследований, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении профильных дисциплин: гигиена питания; гигиена труда; гигиена детей и подростков; радиационная гигиена; коммунальная гигиена; эпидемиология.

На кафедре организована специализированная лаборатория «Гигиенист», в которой собраны необходимые приборы, инструкции, методические рекомендации, нормативная документация. На практических занятиях получают первичные материалы (результаты исследований, проекты зданий) и работают с ними, используя нормативную документацию. Конечным результатом является составление заключения. На каждом занятии, кроме указанной выше работы, студенты решают 3-4 ситуационные задачи по материалам данной темы.

По аналогии проводится и следующий этап – предэкзаменационный контроль.

Он проводится после окончания всех практических занятий и состоит в решении 10-12 ситуационных задач, каждая из которых включает материалы тем изученных в течение всего года, ликвидируется академическая задолженность.

Проверка освоения практических навыков является одним из трех этапов итоговой аттестации. Она проводится в форме решения ситуационных задач, целью является выявление у студентов оценивать полученные данные, пользоваться нормативной документацией, обосновывать заключение и прогнозировать возможное влияние факторов производственной среды на здоровье человека.

Наконец, последний и очень важный этап оценка уровня практической подготовки органа Роспотребнадзора. Мы поддерживаем тесную связь с руководством Роспотребнадзора Курской и Белгородской областей, которые являются работодателями для наших выпускников. Ежегодно деканат получает характеристики на выпускников, работающих в этих областях.

Важное значение при организации практической подготовки и ее совершенствовании имеет система контроля качества, которая проводится в соответствии с имеющимся в КГМУ положением.

Система контроля качества практической подготовки включает: текущую проверку практических навыков; проверку практических навыков; текущую проверку практических навыков; проверку практических навыков у студентов-выпускников.

Динамика результатов оценки практических навыков предоставленных центром менеджмента качества показывает отсутствие достоверных изменений среднего балла комиссионной текущей, итоговой, предэкзаменационной проверки практических навыков.

Величины средних значений оценок варьировали за период 2006/07 – 2007/08 уч. гг. от 3.5 до 3.8 балла, что было статистически недостоверно, при p>0,05. Аналогичная направленность в динамике была отмечена и при анализе результатов за 2008/2009 уч. г.

Важным аспектом деятельности по подготовке специалистов медико-профилактического дела является учет удовлетворенности процессом приобретения практических навыков студентами.

С этой целью проведен социологический опрос 97 студентов разных курсов с использованием специально разработанной анкеты включавшей 47 вопросов со 142 возможными ответами.

Для оценки удовлетворенности преподавателей КГМУ организацией практической подготовки и уровнем освоения навыков студентами, проведено анкетирование кафедр по блокам дисциплин учебного плана. С этой целью разработан опросник, включающий 8 пунктов для развернутого ответа.

Результаты позволили выявить некоторые проблемы в организации практической подготовки, а также выработать некоторые пути совершенствования учебного процесса.

Среди причин сложностей при освоении студентами практических навыков и студенты и преподаватели отмечают: недостаток времени на освоение навыков;  недостаточное оснащение; низкая мотивация студентов; недостаточная оснащенность пособиями.

Основные предложения по повышению качества практической подготовки студентов и востребованности на рынке труда выпускников:  повышение мотивации студентов; увеличение времени на освоение практических навыков;  приведение в соответствие практических навыков с требованиями современности.

В связи с вышеизложенным перед деканатом и выпускающими кафедрами стоят следующие задачи: привести учебные программы, включая программы производственной практики, в соответствие с требованиями работодателя к умениям, навыкам и компетенциям, которыми должен обладать выпускник медико-профилактического факультета; разработать планы проведения научно-практических работ для студентов-выпускников совместно с органами и организациями Роспотребнадзора; разработать межкафедральные элективные курсы по тематикам предложенным в проекте нового ФГОС.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Мелешко В. Мертва теория без практики. Почему хромает практическая подготовка врача. Медицинская газета. № 22.- 28 марта 2001 г. Режим доступа: http://medgazeta.rusmedserv.com/2001/22/article_496.html

2. Мещерякова М.А. Деятельностная теория учения как научная основа повышения качества подготовки специалистов в медицинском вузе // Система обеспечения качества подготовки специалистов в медицинском вузе: / Под ред.проф. П.Г.Ромашова/ - СПб: СПБГМА им. И.И.Мечникова. – 2004. С.13-15.

3. Мещерякова М.А.. Учебный процесс вуза в системе управления качеством профессиональной подготовки врачей. Монография. М.: КДУ, 2006. - 140 с.

4. Организация подготовки кадров медико-профилактического профиля на базе органов и организаций Роспотребнадзора: Методические рекомендации.- М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009. - 46 с.

5. Письмо Роспотребнадзора от 14.12.2009 N 01/19195-9-32 «О протоколе совещания по подготовке кадров медико-профилактического профиля». Режим доступа:http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=MED;n=35195.

Категория: Подготовка специалистов медико-профилактического профиля | Добавил: RooT (06.04.2010)
Просмотров: 3886 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2017
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки