Понедельник, 23.10.2017, 01:39
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Актуальные вопросы безопасности пищевых продуктов на современном этапе [5]
Актуальные проблемы эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний [13]
Гигиеническое обучение и воспитание на современном этапе [3]
Организация, становление и развитие Государственной санитарно-эпидемиологической службы в России [3]
Подготовка специалистов медико-профилактического профиля [9]
Современные проблемы экологии человека и гигиены окр.среды и обеспеч.сан.-эпид.благополуч. населения [13]
Оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье населения [18]
Система санитарно-гигиенического мониторинга [15]
Состояние здоровья как фактор национальной безопасности страны [9]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция » Состояние здоровья как фактор национальной безопасности страны

Состояние психического здоровья детской популяции как один из факторов национальной безопасности страны.

Состояние психического здоровья детской популяции  как один из факторов национальной безопасности страны

Куликова Н.В., Васильева Т.Н.

ОГУСО «Областная психолого-медико-педагогическая комиссия»

 г.Астрахань, Российская Федерация

 

 

В настоящее время понятие «психическое здоровье» рассматривается не только как состояние психики, характеризующееся отсутствием психических дефектов или заболеваний, но и полным духовным и социальным благополучием. Причем, по отношению к детской популяции  понятие психического здоровья рассматривается также как оптимальный, соответствующий хронологическому возрасту уровень психического и личностного развития в его совокупности с позитивной психической и социальной адаптацией ребенка, включающей достаточные толерантность к нагрузкам и сопротивляемость к негативным факторам окружающей среды (в том числе социальным). Факторы внешней среды, непосредственно контактирующие с рецепторами и поверхностями органов человека, безусловно, значительно влияют на его жизнедеятельность и физиологические функции. К таким факторам относятся физические, химические, биологические и генетические факторы. Но эти факторы (за частичным исключением наследственно-генетических), в свою очередь формируются под влиянием различных, более глобальных природных и искусственных факторов.  К природным (естественным) факторам окружающей среды относятся флора и фауна Земли, климатические и погодные условия, атмосфера, гидросфера, литосфера, различные воздействия космического происхождения. К искусственным (антропогенным) факторам – химические и физические загрязнения окружающей среды, обусловленные производственной и иной деятельностью человека. В то же время, от социально-экономических и бытовых условий жизни человека, гигиенических условий его основного вида деятельности (игровой, учебной, трудовой), возможностей рационального питания, адекватных условий обучения и воспитания, соблюдения правил личной гигиены и здорового образа жизни в значительной степени зависит, какие именно и в каком количестве вышеперечисленные факторы будут присутствовать в окружении конкретного человека или групп людей и влиять на их здоровье в реальной жизни. Психическое здоровье в самом широком его смысле, обеспечивается всем устройством нашего общества, его идеологией и устремлениями, его взаимоотношениями с природой и международным сообществом, его социальной политикой, особенно по отношению к самым незащищенным слоям населения, в том числе и детям.

И именно психическое здоровье ребенка и всей детской популяции в целом является наиболее чувствительным к различным социальным факторам окружающей его среды.Среди социальных факторов, негативно влияющих на детей, следует отметить интенсивную урбанизацию, чрезмерные психоэмоциональные нагрузки (в том числе, вследствие воздействия СМИ и современных средств телекоммуникации), курение, потребление алкоголя, наркоманию и токсикоманию, постоянное нарастание умственных, физических нагрузок, нерациональную организацию учебного процесса и другие.

Анализ ежегодного обследования детей, испытывающих стойкие затруднения в усвоении программы обучения (от 3-х до 18 лет) специалистами областной психолого-медико-педагогической комиссии (ОПМПК), показывает, что за последние пять лет общее количество впервые выявляемых психических отклонений в детской популяции Астраханской области остается относительно стабильным. В то же время, в спектре выявляемых врачами-психиатрами ПМПК психических расстройств и расстройств поведения отмечается тенденция к увеличению частоты общих расстройств психологического развития (атипичный аутизм, детский аутизм, гиперактивные расстройства, сочетающиеся с умственной отсталостью), увеличивается частота впервые диагностированных специфических расстройств развития учебных навыков, эмоциональных расстройств и расстройств поведения (гиперкинетическое расстройство поведения, несоциализированное и социализированное расстройства поведения). Также отмечается тенденция к увеличению частоты выявляемости легких когнитивных расстройств и расстройств личности и поведения, обусловленных болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга или соматической болезнью.

Анализ социальной ситуации развития детей различных районов Астраханской области, прошедших обследование на ОПМПК и имеющих достоверно установленные отклонения в состоянии психического здоровья показывает, что в 75-89%  случаев фиксируется низкое качество жизни семьи (включая доход ниже прожиточного минимума, отсутствие стабильного источника дохода, низкий уровень образования как минимум одного из родителей, неудовлетворительные жилищные условия и др.).  Проводимые в ходе углубленного обследования опросы и анкетирование родителей показывают, что от 45 до 65% семей имеют отягощенную наследственность со стороны родителей либо ближайших родственников. До 79% детей с нарушениями психического здоровья однократно или систематически попадали в ситуации физического или психического насилия, преимущественно со стороны ближайшего окружения (родители, сибсы, ближайшие родственники, сверстники).

В то же время, обеспечение личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, отраженных в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Таким образом, защита прав детей с проблемами психического здоровья на адекватное образование, расширение их возможностей посредством интеграции в социум является одной из ступеней на пути обеспечения национальной безопасности нашей страны, поскольку это способствует более полной интеграции и широкому участию этих людей в жизни общества, а также соответствует национальным интересам России в социальной сфере по обеспечению высокого уровня жизни всего народа.

Одним из аспектов, влияющих на качество жизни ребенка, имеющего психические нарушения, является его социально-психологическая безопасность. Социально-психологическую безопасность каждого ребенка, имеющего отклонения в состоянии психического здоровья можно рассматривать как психолого-медико-социальное понятие, многоуровневую систему, включающую в себя комплекс факторов окружающей среды  и условий жизнедеятельности, в которых происходит активное развитие личности ребенка. Социально-психологическая безопасность обеспечивает возможность благоприятного протекания процессов роста и развития ребенка, получения им общего и профессионального образования, успешной интеграции в общественные отношения.  

Среди факторов, обеспечивающих социально-психологическую безопасность ребенка с психическими нарушениями в условиях его интегрированного обучения среди здоровых сверстников можно выделить следующие:

1. Создание адекватной микросоциальной среды в семье, гармоничный стиль воспитания, эмоциональная теплота и сотрудничество в семье.

2. Формирование и развитие коммуникативных компетенций у детей при общении в группе сверстников.

3. Психолого-педагогическая поддержка детей с нарушениями в развитии на этапах дошкольного и школьного детства. Толерантность и принятие детей с особыми образовательными потребностями - как необходимое условие развития и обучения.

3. Своевременное оказание психолого-педагогической помощи при нарушениях произвольной сферы и поведения. 

4. Взаимодействие  специалистов (психологов, педагогов, воспитателей, врачей) с родителями для поддержания благоприятной среды развития.

К настоящему времени в Астраханской области создана и развивается система психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, деятельность которой направлена в том числе и на обеспечение социально-психологической безопасности ребенка с отклонениями в психическом развитии. К структурным единицам этой системы относятся: областная психолого-медико-педагогическая комиссия, службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учреждений образования (психолого-медико-педагогические консилиумы общеобразовательных школ, специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов), учреждений социальной защиты (социально-реабилитационные центры, дома-интернаты для детей с отклонениями в психическом развитии), учреждений здравоохранения (дома ребенка).

Функционирование и развитие единой системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в состоянии психического здоровья позволит достичь следующих результатов:

·                        создание базы данных о детях, нуждающихся в медико-психолого-педагогической поддержке, и   оказание своевременной и качественной медико-психолого-педагогической помощи ребенку с психическими расстройствами и расстройствами поведения;

·                        достижение качественно нового уровня в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения такого ребенка;

·                        отработка подходов в реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях;

·                        психологическое просвещение и психопрофилактическая работа специалистов всех ведомств;

·                        создание механизмов формирования гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и способности к интеграции и социализации детей с нарушениями психического здоровья в обществе.

 Только комплексное взаимодействие специалистов всех уровней и ведомств позволит максимально обеспечить личную безопасность ребенка, имеющего отклонения в психическом здоровье, соблюдение его конституционных прав и свобод.

 

Литература:

1.   Васильева Т.Н. Обеспечение социально-психологической безопасности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения//Социально-психологическая безопасность народов Поволжья: Материалы Международной научной конференции/под ред. И.М. Юсупова, Г.Г. Семеновой-Полях.- Казань:Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009.

2.   Концепция национальной безопасности Российской Федерации// Красная звезда. –2000. –20 января.

3.   Солондаев В.К. Модель психического здоровья ребенка: постановка проблемы //Современные проблемы прикладной психологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ярославль, РПФ «Титул», 2006г.

Категория: Состояние здоровья как фактор национальной безопасности страны | Добавил: Алексей (29.03.2010)
Просмотров: 1447 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2017
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки