Среда, 20.09.2017, 06:51
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Актуальные вопросы безопасности пищевых продуктов на современном этапе [5]
Актуальные проблемы эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний [13]
Гигиеническое обучение и воспитание на современном этапе [3]
Организация, становление и развитие Государственной санитарно-эпидемиологической службы в России [3]
Подготовка специалистов медико-профилактического профиля [9]
Современные проблемы экологии человека и гигиены окр.среды и обеспеч.сан.-эпид.благополуч. населения [13]
Оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье населения [18]
Система санитарно-гигиенического мониторинга [15]
Состояние здоровья как фактор национальной безопасности страны [9]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция » Состояние здоровья как фактор национальной безопасности страны

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМ АВТОДОРОЖНОЙ МЕДИЦИНЫ. Федотова И.В., Трошин В.В.

 Современные тенденции в изучении проблем  автодорожной медицины

Федотова И.В., Трошин В.В.

ФГУН «Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии» Роспотребнадзора, г. Нижний Новгород, Россия

 

В последнее десятилетие проблемы связанные с ростом автомобильного движения в России стали занимать одно из ведущих мест в системе мероприятий, обеспечивающих безопасность для здоровья населения. В дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно погибают десятки тысяч человек, из которых более четверти - люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет).

Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители автомобилей, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80 процентов всех происшествий, связанных с несоблюдением требований безопасности дорожного движения.

      Учитывая сложившееся положение с аварийностью на дорогах, Правительство Российской Федерации приняло ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 февраля 2006 г. № 100 «О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"».

Федеральная программа (ФП) объясняет сложную обстановку с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации следующими причинами:

- постоянно возрастающей мобильностью населения;

- уменьшением перевозок общественным транспортом и увеличением перевозок личным транспортом;

- нарастающей диспропорцией между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.

ФП включает в том числе и мероприятия медицинского характера (или близких к медицинским), касающиеся повышения надежности водителей, правового механизма выполнения владельцами транспортных средств (должностными лицами) профилактических мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения и на развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий и др.

Существующая программа, к сожалению, практически не учитывает вопросы охраны здоровья сотрудников ГИБДД, службы непосредственно обеспечивающей безопасность дорожного движения. Между тем в современных условиях практически неконтролируемого роста численности автомобилей на дорогах, особенно городских, необычайно актуальными становятся вопросы обеспечения безопасности для представителей основных составляющих дорожного движения: водитель-инспектор ГИБДД. Значительно возросшие мощностные и скоростные качества автомобилей на фоне интенсивного автомобильного движения по неприспособленным к такому потоку машин дорогам предъявляют повышенные требования к профессиональной квалификации лиц, как осуществляющих движение, так и контролирующих его – то есть существенную роль в обеспечении безопасности движения играет «человеческий фактор».

Как следует из отмеченных в ФП мероприятий, задачи медицинской профилактики дорожного травматизма обеспечиваются различными ведомствами – Росздрав, Росавтодор, Рособразование, МВД и МЧС России. То есть отсутствует организация или ведомство, которая может квалифицированно проводить единую политику в решении рассматриваемой проблемы. 

В то же время, еще в 80-е годы ХХ столетия в Советском Союзе была практически сформирована  новая отрасль превентивной медицины — автодо­рожная медицина, которую следует определить «как комплексную научную дисциплину, включающую совокуп­ность взаимосвязанных научных иссле­дований и мероприятий (гигиениче­ских, физиологических, психологиче­ских, клинических, социологических, математических, токсикологических, медико-технических и др.), направлен­ных на повышение работоспособности лиц, занятых на автопредприятиях, со­хранение их здоровья и обеспечение безопасности дорожного движения» (Вайсман А.И., 1983).

В настоящее время, в связи с изменением экономического базиса государства, более активным развитием сферы услуг, увеличением доли автомобильных перевозок в структуре транспорта, а так же значительным увеличением количества личного автомототранспорта, значимость автодорожной медицины многократно возрастает. В сферу ее интересов вовлекаются владельцы личного транспорта, мелкие частные перевозчики, работники государственных структур, контролирующих дорожное движение.

В этих условиях перед автодорожной медициной  в первую очередь встает проблема разработки медицинских основ профилактики дорожного травматиз­ма, путем решения вопросов охраны здоровья всех участников дорожного движения.

Вопросам изучения условий труда и состояния здоровья водителей автомобилей и автоинспекторов уделяется большое внимание во всех странах мира. Анализ данных литературы за последние 15 лет показал, что наибольший интерес исследователей вызывают такие проблемы, влияющие на риск ДТП, как состояние здоровья водителей, его возраст, поведение за рулем (агрессивное поведение, вождение на грани риска), отвлечения во время вождения (еда, питье, разговоры по сотовому телефону, реклама вдоль дорог и т.д.), изучаются причины развития утомления, методы его диагностики и профилактики; определяются наилучшие эргономические параметры автомобиля и оценивается эффективность технических мер безопасности при ДТП (ремни и подушки безопасности и др.). Проводятся исследования по изучению влияния таких факторов, как загрязнение воздуха, стресс, состояние физиологических функций (в частности зрительной), вредные привычки (в частности, алкоголь), наличие психосоциальных факторов риска на здоровье водителя и безопасное вождение автомобиля.

При оценке влияния профессиональных факторов на состояние здоровья автоинспекторов в центре внимания находятся проблемы загрязнения воздуха автомагистралей выхлопами двигателей автомобилей. Проводится мониторинг воздушной среды на содержание полициклических ароматических углеводородов, в том числе бензола и бенз(а)пирена; фенола, оксидов углерода и азота, свинца, марганца, платины и других веществ; изучается их связь с риском развития патологии органов дыхания, нефротоксических, цитогенетических и канцерогенных эффектов; ведется поиск маркеров вредного воздействия поллютантов воздушной среды на организм автоинспекторов; исследуются проблемы, связанные с высоким нервно-эмоциональным характером их работы, режимом труда, разрабатываются мероприятия, направленные на снижение профессионального риска для этого контингента, в том числе совершенствование медицинского обслуживания. Так, Финская Медицинская Ассоциация в 1997 году одобрила новую программу по специальности «транспортная медицина». Потребность во врачах по этой специальности оценивается как 1 на 100000 жителей.

Публикации, посвященные охране здоровья водителей и автоинспекторов в современной отечественной литературе, носят единичный характер. До сих пор действующим нормативно-методическим документом, регламентирующим условия труда водителей, являются утвержденные в 1988 году «Санитарные нормы и правила по гигиене труда водителей автомобилей», отсутствуют регламентирующие документы, касающиеся требований к условиям труда, медицинскому обслуживанию инспекторов дорожно-патрульной службы (ДПС). Предварительные и периодические медицинские осмотры водителей автомототранспорта осуществляются по приказу от 1989 года № 555, утвержденному ещё министерством здравоохранения СССР. Этот пробел, по-видимому, обусловлен тем, что в 1995 г. прекратила свое существования (по экономическим причинам) «Лаборатория гигиены, физиологии и психологии труда водителей автомобилей» Нижегородского НИИ гигиены и профессиональной патологии, являвшаяся координатором исследований в области автодорожной медицины на протяжении 25 лет.

В 2007 году по распоряжению Главного Государственного санитарного врача РФ Г.Г.Онищенко Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии возобновил научные исследования по проблемам автодорожной медицины.

За прошедшее время в институте проведены работы по изучению условий труда и состояния здоровья автоинспекторов. Установлено, что инспекторы ДПС подвергаются воздействию комплекса профессиональных факторов. Результаты исследований воздуха показали, что в ряде отобранных проб анализируемые вещества превышают максимально разовые предельно допустимые концентрации (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест. Наиболее часто это отмечалось для взвешенных веществ (в 37,3% отобранных проб), бенз(а)пирена (19,3%), суммы углеводородов (9,8%), оксида углерода (8,4%). В  меньшем числе проб обнаружено превышение по таким веществам, как, алюминий, формальдегид и фенол. Автоинспекторы подвергаются воздействию повышенных уровней шума, их труд характеризуется превышающими допустимые значения тяжестью и напряженностью труда, неблагоприятным микроклиматом. В целом класс условий труда оценивается как вредный 3 степени (3.3).

По данным объективного медицинского исследования этой профессиональной группы у лиц с длительностью производственного стажа более 5 лет выявлено учащение хронических заболеваний верхних дыхательных путей (ринит, фарингит, фаринголарингит), ожирения, синдрома вегетативной дистонии, невротических реакций, ангиопатии глазного дна, изменений сердца по данным ЭКГ исследований, снижается содержание эритроцитов и гемоглобина периферической крови. Проведенный корреляционный анализ по Пирсону выявил высокую корреляцию со стажем работы в ГИБДД (более высокую, чем с возрастом) вегетативной дисфункции и диастолического артериального давления.

По результатам исследования подготовлены методические рекомендации «Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска у инспекторов дорожно-патрульной службы ГИБДД» и пособие для врачей «Методы оценки профпригодности и мониторинга состояния здоровья инспекторов дорожно-патрульной службы ГИБДД».

Таким образом, многочисленность группы населения, имеющей отношение к вождению автомобиля, опасность, связанная с этой деятельностью, обусловливает весьма серьезное отношение к проблемам автодорожной медицины в большинстве стран мира, в том числе и на правительственном уровне. В нашей стране эти проблемы стоят еще более остро и проведение исследований, направленных на изучение и разработку мероприятий, обеспечивающих с различных аспектов дорожную безопасность,  является назревшей необходимостью.

Категория: Состояние здоровья как фактор национальной безопасности страны | Добавил: Алексей (12.03.2010)
Просмотров: 1133 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2017
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки