Среда, 22.11.2017, 00:11
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Актуальные вопросы безопасности пищевых продуктов на современном этапе [5]
Актуальные проблемы эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний [13]
Гигиеническое обучение и воспитание на современном этапе [3]
Организация, становление и развитие Государственной санитарно-эпидемиологической службы в России [3]
Подготовка специалистов медико-профилактического профиля [9]
Современные проблемы экологии человека и гигиены окр.среды и обеспеч.сан.-эпид.благополуч. населения [13]
Оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье населения [18]
Система санитарно-гигиенического мониторинга [15]
Состояние здоровья как фактор национальной безопасности страны [9]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция » Состояние здоровья как фактор национальной безопасности страны

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКА.

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКА 

 

Шульгина Т.А., Черных А.М.

 

г. Курск, Россия

 

Важным фактором эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка выступает стабильность семейной среды.  По данным Г.С. Никифорова, большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность, которая проявляется в осознанном выборе стиля воспитания и учете индивидуальных и возрастных особенностей своего ребенка. Поэтому проблема влияния семейного воспитания на формирование внутренней картины здоровья и становление личности является столь актуальной.

Важное место в проблематике психологии здоровья занимает исследование внутренней картины здоровья подростков, которая является своеобразным эталоном здоровья. Внутренняя картина здоровья - составная часть самосознания личности. Осознанное отношение личности к своим потребностям, способностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям не представляется возможным без внимания к своему здоровью. Представления человека о своем психофизиологическом состоянии отражается в различных формах его отношения к своему здоровью. В одних случаях это может быть адекватное отношение, в других - пренебрежение, в-третьих -  повышенное внимание. Так, по данным Г.С. Никифорова, основным компонентом внутренней картины здоровья является отношение к здоровью, которое включает три уровня. На когнитивном уровне это проявляется в  представлении о состоянии своего здоровья, что в значительной степени зависит от возраста и уровня развития интеллекта. Эмоциональный уровень включает в себя различные виды эмоционального реагирования на здоровье, что определяется индивидуально-типологическими и индивидуально-психологическими характеристиками подростка, и особенностями его эмоционального реагирования на различные жизненные ситуации. И, наконец, поведенческий уровень  связан с актуализацией деятельности подростка по сохранению своего здоровья. Это более высокий уровень отношения к своему здоровью. Он требует активной деятельности от субъекта, направленной на сохранение и поддержание своего здоровья.

Важную роль в формировании внутренней картины здоровья ребенка  играет психологический климат в семье. По мнению Г.С. Никифорова, нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование внутренней картины здоровья  подростка. Можно выделить два вида. Первый, «неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с подростком, поверхностном интересе к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрывают от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытал родительского тепла. Замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства также значительно слабее, но они имеют тенденцию усиливаться с возрастом.

И второй, «сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола». Нередко такое отношение родителя к подростку обусловливается не реальными качествами подростка, а теми, которые родитель приписывает его полу, например,  «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие подростка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается подростками и может вести к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.

Таким образом, адекватный контроль, разумные требования к ребенку в сочетании с эмоциональным принятием и демократическим стилем общения с ним способствует адекватному отношению подростка к своему здоровью.

В целях определения влияния стиля воспитания в семье на формирование внутренней картины здоровья у подростков нами в 2009 году было проведено исследование на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31» г. Курска. Эмпирическую базу составили учащиеся 8-х классов (84 человека) и их родители. При определении объекта исследования мы исходили из того, что, во-первых, психофизиологические изменения, связанные с половым созреванием, влияют на формирование образа «Я». Во-вторых, когнитивная перестройка, происходящая в подростковом возрасте, проявляется в качественных изменениях в развитии мышления. В-третьих, у подростков формируются качественно иные отношения в системе «Я и общество». Все эти новообразования отражаются на характеристике внутренней картины здоровья подростков.

 Исследование отношения подростков к своему здоровью мы выполняли с помощью методики, предложенной Г.С. Никифоровым. Полученные данные, позволили сгруппировать респондентов в 3 группы: школьники с адекватно сформированной внутренней картиной здоровья (30%),  с недостаточно сформированной внутренней картиной здоровья (50%) и с отрицательно сформированной внутренней картиной здоровья (16%).

У  учащихся адекватно сформированная внутренняя картина здоровья выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию. Эти  подростки проявляют адекватное отношение к своему здоровью на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне. Недостаточно сформированная внутренняя картина здоровья проявляется на когнитивном уровне в несформированном  представлении о состоянии своего здоровья; на эмоциональном уровне - в неконструктивном эмоциональном реагировании на различные жизненные ситуации; на поведенческом уровне  - в желании изменить образ жизни в будущем, а не сейчас. Они не предпринимают никаких действий для улучшения своего здоровья сегодня. И у  учащихся с отрицательно сформированной внутренней картиной здоровья на  когнитивном уровне - здоровье оценивается как плохое; на эмоциональном уровне – либо недооценка, либо переоценка  своих физических и личностных возможностей; на поведенческом уровне - актуализация деятельности подростка по сохранению своего здоровья вообще отсутствует. Эти подростки курят, употребляют алкоголь, не занимаются физической культурой, их любимое времяпрепровождение - компания на улице.

Анкета «Стили семейного воспитания» позволила определить стили воспитания и отношения между подростками и родителями. В 20% семей  респондентов преобладает авторитарный стиль воспитания. При таком стиле воспитания все  решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Они ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.

Хаотический стиль воспитания выявлен в 40% семей. У родителей  отсутствует единый подход к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

В  9% семей  - опекающий стиль воспитания, т.е. стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Попустительский стиль воспитания выявлен в  9% семей, где ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. 

В  23% семей выявлен демократический стиль воспитания. При таком стиле воспитания родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам.

Исследование показало, что в отдельных семьях есть явные разногласия в отношении родителей и детей к внутренней картине здоровья. Это проявилось в том, что некоторые дети не считают, что их родители ведут здоровый образ жизни и приучают их к нему, а родители убеждены в обратном. Так же эти родители считают, что эмоционально близки с детьми, а в свою очередь их дети о своих внутренних переживаниях поделились бы либо с друзьями, либо не поделились бы ни с кем.  Сопоставительный анализ показал, что в семьях, где выявлен попустительский и опекающий стили семейного воспитания у детей наблюдается низкая ценность здоровья в сформированной внутренней картине здоровья. Это обусловлено чрезмерным желанием ограждать своего ребенка от проблем или, напротив, предоставлением ему неограниченной свободы, что формирует у детей тревожность, импульсивность,  недостаточное осознание своих личностных качеств, неадекватную самооценку и низкий уровень познавательной активности.  Такие стили семейного воспитания способствуют созданию неблагоприятного психологического климата. При попустительском стиле ребенку дается слишком много свободы, несоответствующей его возрасту; а при опекающем - эта свобода ограничена, он лишен самостоятельности.

В случае авторитарного и хаотического стилей воспитания у детей сформирована размытая внутренняя картина здоровья. При авторитарном стиле ребенку предъявляются жесткие требования и запреты, которые не обосновываются. Ребенок во всем должен подчиняться авторитету родителей, что способствует неблагоприятному психологическому климату. В таких семьях подростки либо бунтуют, становясь избыточно агрессивными, либо приучаются во всем слушаться родителей и не стремятся  к самостоятельности. А при хаотическом стиле воспитания отсутствуют ясно выраженные и конкретные требования, что дезориентирует подростков в поведении и оценках, им не присуще стабильность и упорядоченность окружающего мира.    

Адекватно сформированная внутренняя картина здоровья выявлена в семьях с демократическим стилем воспитания, т.к. родители поощряют личную самостоятельность и ответственность детей, не подавляя ее, а направляя в нужное русло. Психологический климат в таких семьях благоприятный, что способствует развитию адекватной самооценки,  отношению к своему здоровью, как ценности и высокой познавательной активности.  Дети чувствуют себя комфортно, зная, что в любой момент могут получить поддержку и ценный совет от родителей, а не осуждение или наказание. 

В качестве профилактики личностных деформаций и созданию условий для их предотвращения лежат требования, в первую очередь, к родителям подростов, к организации воспитания, формированию здорового образа жизни, удовлетворению потребностей подростков, созданию эмоционально благополучного климата в семье.  Для создания внутренних факторов в качестве профилактики негативных личностных изменений необходимо сформировать у школьников механизмы сознательного сохранения здоровья и сознательной защиты.

Одним из решений этой проблемы может быть введение в содержание образования курса по психогигиене, который включал бы такие  разделы, как: самопознание, овладение навыками саморегуляции и самокоррекции, др.

Другим вариантом в решении проблемы может стать психолого-педагогическое воздействие, которое будет направлено на  укрепление социальной позиции ребенка в семье и коллективе.

Особенно актуальным направлением представляется повышение психолого-педагогической культуры родителей через психопросвещение, индивидуальное консультирование и другие формы работы.

Список литературы:

1.                Организация полноценной жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями. / А.М.Черных, Е.А.Губарев, Н.Н.Заброда, Т.А. Шульгина – Курск: КГМУ, 2007. – 77 с.

2.                Психология здоровья. Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.

Категория: Состояние здоровья как фактор национальной безопасности страны | Добавил: Алексей (03.04.2010)
Просмотров: 5628 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
К сожалению, невозможно осуществить ссылку на Вашу статью, поскольку не указаны выходные данные.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2017
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки