Среда, 26.04.2017, 16:53
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Актуальные вопросы безопасности пищевых продуктов на современном этапе [5]
Актуальные проблемы эпидемиологии инфекционных и неинфекционных заболеваний [13]
Гигиеническое обучение и воспитание на современном этапе [3]
Организация, становление и развитие Государственной санитарно-эпидемиологической службы в России [3]
Подготовка специалистов медико-профилактического профиля [9]
Современные проблемы экологии человека и гигиены окр.среды и обеспеч.сан.-эпид.благополуч. населения [13]
Оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье населения [18]
Система санитарно-гигиенического мониторинга [15]
Состояние здоровья как фактор национальной безопасности страны [9]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция » Состояние здоровья как фактор национальной безопасности страны

ЗДОРОВЬЕ И ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ.

                 ЗДОРОВЬЕ И ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ 

                        СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

                                           Шульгина Т.А.

                                            Курск, КГМУ

 

         Жизненные ценности определяют отношения человека к основным сферам жизни: к миру, к другим людям, к самому себе. Они, по утверждению А. Маслоу, способны воодушевить человека на вещи, за которые он готов пойти на смерть, терпеть боль и т.п. С помощью опросника Е.Б. Фанталовой нам удалось выделить оценку старшеклассниками  своих жизненных ценностей с точки зрения  соответствия желаемого и возможного и определить место здоровья в системе ценностей современного старшеклассника.

Эти задачи реализовывались в трёх учреждениях: Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Курска, Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 42» г. Курска, Областном государственном образовательном учреждении «Золотухинская средняя общеобразовательная школа». Эмпирическую базу составили учащиеся в возрасте 15 - 17 лет, обучающиеся в 10 – 11 классах.

Средние показатели  привлекательности для старшеклассников различных жизненных сфер позволил нам составить рейтинг ценностей.  Наиболее высокое среднее значение для учащихся старших классов имеют сферы: «Счастливая семейная жизнь», «Наличие верных хороших друзей», «Здоровье», «Любовь», наиболее низкое – «Активная деятельная жизнь», «Творчество», «Красота природы и искусства». Примерно такая же картина получается при содержательном описании тех сфер, которые оцениваются респондентами как наиболее значимые (их среднее по выборке значение Ц больше 8). Более всего (71%) старшеклассников оценили как наиболее привлекательную для себя сферу «Счастливая семейная жизнь», на втором месте в этом рейтинге – «Наличие верных хороших друзей». Эту ценность определили для себя как очень значимую 45% респондентов. На третьем месте – «Любовь» (36%) и «Здоровье» (34%).

Известно, что для ранней юности характерна повышенная по сравнению с другими возрастами значимость тесных эмоциональных контактов (в частности, в отличие от предшествующего – подросткового - периода, для которого характерны более активные, но менее эмоционально насыщенные отношения со сверстниками), актуализация проблем, связанных с сексуальной адаптацией. Поэтому естественно было ожидать высокий рейтинг таких жизненных сфер как «Наличие верных хороших друзей» и «Любовь». Неожиданно выглядит предпочтение старшеклассниками сферы «Счастливая семейная жизнь». Наш опыт работы в качестве педагога-психолога показывает, что юноши неохотно обсуждают планы создания будущей семьи, построения семейных отношений. Возможно, оставаясь привлекательной и ценной, эта сфера вызывает опасения в отборе средств и методов достижения счастливой семейной жизни.

Высокий рейтинг сферы «Счастливая семейная жизнь» может быть связан с повышением ценности семьи в обществе в целом: наличие своего «дома», родного человека, который поймет и утешит, наличие детей – это то, что обеспечивает человеку психологический комфорт, чувство безопасности и самоценности, особенно в современных социальных условиях, прежде всего характеризующихся высокой конкурентностью, необходимостью социальной успешности не только для достижения высоких результатов в обществе, но и просто для выживания.

Достаточно неожиданным оказалось, что «Материально-обеспеченная жизнь» в рейтинге высокозначимых сфер поставлена респондентами на 6-е, а не на 1-2-е место, как предполагают многие взрослые. По всей видимости, молодые люди, как и в другие времена, хотят иметь атрибуты молодежной субкультуры: модные вещи, технические новинки, транспортные средства, но это вовсе не определяет их систему ценностей.

К тому же, чем менее доступна ценность, тем более привлекательна она для юноши (девушки). Так если у городских школьников сфера «Материально-обеспеченная жизнь» занимает 5-6-ю позицию в рейтинге высокозначимых ценностей, то у школьников районного центра она выходит на 2-е место, уступая лишь «Счастливой семейной жизни». И напротив, сфера «Любовь» занимает у городских школьников 2-3-е места, у сельских – 5-е.

Представляет интерес и содержательный анализ рейтинга жизненных сфер, которые оцениваются старшеклассниками как обладающие низкой привлекательностью, то есть тех, средний показатель Ц которых меньше 3 единиц.

Первое место в рейтинге непопулярных сфер занимает «Творчество» (78% старшеклассников считают эту область жизни совершенно незначимой). Понятие творчества для современных старшеклассников размыто, оно утратило свое значение как создание чего-то нового, нестереотипного, поскольку в обществе очень низок престиж науки, искусства и культуры.

Второе место в рейтинге низкозначимых сфер занимает «Красота природы и искусства» (71%). При выполнении теста школьники часто недоумевали, как можно ценить красоту природы. По-видимому, это определяется прагматизмом современной общественной жизни, в которой ценятся, прежде всего, вещи, имеющие непосредственный смысл, приносящие выгоду и результат. Думается, что определенную роль в этом играет и организация эстетического воспитания в современной школе и современном обществе: главными в учебном процессе по-прежнему считаются русский язык, математика и ряд других предметов, в зависимости от особенностей школы. По отношению ко всем остальным дисциплинам учителя, учащиеся, родители употребляют термин «второстепенные» предметы.

Более половины респондентов (62%) оценивают «Активную деятельную жизнь» как непривлекательную для себя. Такое место данной ценности в системе сознания молодых людей внешне противоречит ее месту в системе современного общественного сознания. Можно предположить, что оно выражает неготовность подростков к взрослой жизни, широко распространенный инфантилизм, а может быть и бессознательное вытеснение темы, актуальной и болезненной. Нежелание или невозможность предпринимать активные усилия для изменения неприятной ситуации, пассивная жизненная позиция характерны не только для подростков, но и для взрослых. Результатом этого, нам кажется, и является недооценивание возможностей собственной активности, собственного потенциала. Молодые люди часто не понимают, что обладание возможностями вести активный образ жизни, влиять на происходящее определяет уровень субъективного удовлетворения жизнью и ситуацией.

При распределении ценностей в зависимости от пола различие в целом оказалось незначимо. В то же время между юношами и девушками значимо проявилось различие в средних значениях Ц по таким сферам, как «Уверенность в себе, отсутствие сомнений» и «Счастливая семейная жизнь».

У юношей среднее значение Ц  «Уверенности в себе» составляет 5,0, у девушек - 6,0 единиц. В цифровом значении это различие представляется несущественным, однако в повседневной работе со старшеклассниками обнаруживается, что девушки значительно чаще осознают необходимость для себя повышения уверенности в себе, в своих силах, что является отражением позиции женщины в современном обществе, результатом действия воспитания и социальной реальности.

Большая ценность уверенности в себе для девушек может быть отражением того, что низкая самооценка до сих пор встречается у девочек, чаще чем у мальчиков, поскольку, по данным Кемпера И.  они встречают больше препятствий в решении основных стратегий саморазвития, таких как «уход из родительского дома», «подготовка к профессиональной карьере», «установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола» и «начало половой жизни».

При оценивании сферы «Счастливая семейная жизнь» юноши показывают среднее значение Ц по этому параметру – 7,5, а девушки – 9,3 единиц. Это соответствует принятым в обществе нормам: для женщины важнее семья, для мужчины – работа. В современных условиях формируется новый эталон женственности – одни девушки мечтают стать домохозяйками, сидеть дома под опекой мужа, другие построить карьеру, стать бизнес-леди. И в том, и в другом случае семья может служить своеобразной «нишей», где женщина  может укрыться от неприятностей, трудностей, получить поддержку и заботу.

Наша практика показывает, что и юноши и девушки, высоко оценивая значимость семьи, опасаются сделать ошибочный выбор партнера и, потому ценят гражданский брак выше официальных отношений. Это заблуждение мешает молодым людям преодолевать барьеры при выстраивании длительных близких отношений, способствует формированию ошибочной установки на избегание отношений при встрече с малейшими трудностями.

В целом, существенных различий в ценностных ориентациях обучающихся разных школ не выявлено, что отражено на графике. Это может свидетельствовать о том, что на формирование ценностей молодых людей оказывают большее влияние макроусловия.


Рис. 1. Рейтинг значимых для старшеклассников жизненных сфер

Примечание. 1.Активная, деятельная жизнь, 2.Здоровье, 3.Интересная работа, 4.Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), 5.Любовь, 6.Материально-обеспеченная жизнь, 7.Наличие хороших и верных друзей, 8.Уверенность в себе (отсутствие сомнений), 9.Познание (возможность расширения своего образования, кругозора), 10.Свобода как независимость в поступках и действиях, 11.Счастливая семейная жизнь, 12.Творчество.

При рассмотрении результатов, полученных при оценивании старшеклассниками субъективной доступности в будущем тех или иных жизненных сфер получаем следующую картину. На первом месте «Наличие хороших и верных друзей», «Счастливая семейная жизнь», «Свобода как независимость в действиях и поступках». Тогда как «Творчество», «Здоровье», «Красота природы и искусства» - на последних.

Следует подчеркнуть полярность суждений старшеклассников о ценности отдельных сфер. Так, например, доступность сферы «Счастливая семейная жизнь» оценивается 38% респондентов как легко доступная и 38% - как трудно доступная сфера. Для того, чтобы лучше понять, что действительно является для старшеклассников  травмирующим и стрессогенным, имеет смысл оценивать по каждой из предлагаемых им сфер разницу субъективной желательности и доступности этой сферы.

Наименее гармоничная картина с точки зрения соответствия  желаний и возможностей наблюдается при оценивании респондентами жизненных сфер «Активная деятельная жизнь», «Счастливая семейная жизнь», «Здоровье», «Творчество». Причем,  если «Активная деятельная жизнь» и «Творчество» оцениваются старшеклассниками как доступные, но не нужные, то две другие, напротив – как значимые, важные, но недоступные. Наиболее гармоничная сфера «Свобода как независимость в поступках и действиях».

Чтобы более качественно оценить степень соответствия желаемого и доступного и понять, что именно составляет содержание несоответствия, имеет смысл проанализировать содержание внутренних конфликтов и внутренних вакуумов представленных у исследуемых нами респондентов.

Авторами методики СР > 8 интерпретируется как наличие внутреннего конфликта, наличие постоянного внутреннего напряжения, связанного с переживанием невозможности достижения желаемого в обозримом будущем. Исходя из этого, имеет смысл посмотреть, каково содержание рейтинга имеющихся у респондентов внутренних конфликтов – какие области жизни являются для них наиболее болезненными, привносящими наиболее острые и сложные психологические переживания.

Количество респондентов с явно выраженным внутренним конфликтом не так уж велико: максимально они выражены в сферах «Здоровье» и «Счастливая семейная жизнь», но старшеклассники с конфликтами в этих сферах составляют соответственно 12,6% и 11,2% от общей выборки. В то же время обращает на себя внимание содержательный набор конфликтных сфер. «Счастливая семейная жизнь», как это ни странно, упорно занимает первые места в рейтинге ценностей современной молодежи и столь же упорно демонстрирует проблемы молодых людей в этой сфере. Причины этого могут быть следующими. Как показывает наблюдение и результаты бесед со старшеклассниками, в детско-родительских отношениях с точки зрения молодых людей преобладают отношения взаимной автономности и непоследовательности, то есть фактически безразличия и формальности. В целом, позитивно относясь к этому (в глазах подростков отсутствие тотального и пошагового контроля со стороны взрослых уже большое благо), молодые люди все же ощущают, по-видимому, дефицит теплых неформальных отношений, присущих благополучному внутрисемейному климату. Не получая этого опыта, и в то же время испытывая выраженную потребность в нем (жесткость современного общества повышает у живущих в нем людей потребность в защите, в безусловном принятии и психологической безопасности), юноши и девушки высоко оценивают значимость счастливых внутрисемейных отношений, при этом сомневаются в своих возможностях достичь их. Вероятно, эта картина усугублена еще и опытом наблюдений детей за отношениями отца и матери в семье и переживаемыми ими в этой связи негативными чувствами. У нас нет достоверных статистических данных о характере супружеских отношений в семьях наших респондентов, поэтому это может быть только гипотезой, но можно, тем не менее, предположить, что формальность и безразличие характерны не только для взаимоотношений детско-родительских, но и для отношений родителей между собой, что опять же дает молодым людям негативный опыт  и увеличивает тревогу по поводу своего собственного семейного благополучия в будущем.

В пользу выдвинутого предположения говорит и неравномерность распределения выборки при оценивании доступности «Счастливой семейной жизни»: 38% респондентов оценивают ее как легко доступную и 38% - как трудно доступную сферу. Возможно, такой разброс мнений и оценок определяется именно индивидуальным характером внутрисемейных супружеских отношений.

Особенно интересной представляется картина, полученная при оценивании респондентами сферы «Здоровье». Эта сфера также устойчиво занимает первые места в рейтинге юношеских ценностей и столь же устойчиво оценивается подростками как не очень доступная. Сама по себе такая  высокая значимость ценности «Здоровье» является нетипичной для этого возраста. Тем более удивляет их неуверенность иметь хорошее здоровье в будущем. Дело в том, что молодежи, не обладающей в целом физическими изъянами, всегда было свойственно относиться к своему здоровью скорее легкомысленно, чем серьезно. Не испытывая проблем со своим физическим состоянием, молодые люди как правило, не понимают и не хотят понимать, что в этой области возможны проблемы и эти проблемы зависят от них, они не хотят видеть опасностей и не думают о том, что когда-то эти опасности могут коснуться и их тоже. Эта психологическая ситуация всегда составляла основную проблему пропаганды здорового образа жизни.

Полученная нами картина резко отличается от описанной выше: юноши и девушки не только ценят свое здоровье, но еще и неуверенны в своих возможностях сохранить его. Исключение могут составлять респонденты школы № 31, так как школа в течение длительного времени реализовывала валеологическую программу и здоровьесберегающие технологии в рамках проекта «Открытая школа здоровья и развития». В эту школу приходит гораздо больший процент школьников, имеющих отклонения в здоровье, и ценности здоровья, пропаганда здорового образа жизни пронизывают весь образовательный процесс. В двух других случаях возможно предположить, что эта ситуация является опять же следствием напряженности и жесткости современной социальной жизни. Наблюдая за «спартанскими» нравами общества, в котором выжить может только сильнейший, а слабых и больных жизнь «сбрасывает с обрыва», молодые люди начинают испытывать страхи и тревоги по поводу своего будущего в этой связи. При этом страхи укореняются еще и несформированной ответственностью за свою жизнь, неуверенностью в своих возможностях контролировать ее, недооцениванием роли собственной активности в управлении своей жизнью.

Согласно методике Фанталовой Е.Б. случаи, при которых СР > -8 интерпретируются как внутренний вакуум в сознании юноши. Это означает, что молодой человек не интериоризировал  какие-то общественно-значимые ценности, и они никак не детерминируют его поведение в настоящем и не будут выполнять эту роль в ближайшем будущем.

Внутренние вакуумы выражены в меньшей степени, чем внутренние конфликты. Наиболее часто они встречаются в сферах «Творчество», «Познание», «Красота природы и искусства». Это не является неожиданностью, поскольку низкая ценность и высокая доступность характеризуют указанные жизненные сферы, причины этого уже обсуждались выше.

Результаты проведенного нами опроса показали, что ведущими ориентационными ценностями современных старшеклассников являются «Счастливая семейная жизнь», «Наличие верных хороших друзей», «Любовь» и «Здоровье».

Одновременно важнейшие социально-значимые ценности, такие как творчество, активная деятельная жизнь, интересная работа, познание отвергаются большинством старшеклассников как значимые.

Школа как общеобразовательное и воспитательное учреждение, единственный социальный институт, профессионально занимающийся социализацией детей и подростков, имеет возможность проверить эффективность мотивации, традиционно используемой в образовательном процессе. Провозглашаемые школой ценности – познание, творчество – фактически не представлены  в реальном сознании современного старшеклассника как значимые. В то же время ясно обозначился ряд ценностей, традиционно недостаточно культивируемых в школьной жизни и мало используемых для мотивации образовательно-воспитательного процесса, это – счастливая семейная жизнь, любовь, здоровье, свобода как независимость в делах и поступках.

Исследование обозначило проблемные зоны:

·                   к первой относится несформированность таких ценностей, как активная деятельная жизнь, познание, творчество. Недооценивание старшеклассниками важности этих жизненных сфер приводит к тому, что они не хотят слышать и не слышат взрослых, которые пытаются оперировать этими понятиями, хуже того, юноши и сами испытывают психологические проблемы, вызванные их нежеланием думать об этих областях жизни и развивать их у себя. Так, недооценка роли собственной активности свидетельствует о недостаточной ответственности и нежелании брать на себя эту ответственность, отвержение ценности творчества усиливает стереотипность реакций и неумение видеть разнообразные выходы из сложившихся ситуаций.

·        ко второй группе относятся проблемы, связанные с восприятием и оценкой молодыми людьми таких областей жизни как счастливая семейная жизнь и здоровье. Выраженное превышение субъективной важности этих жизненных сфер перед доступностью их приводит к появлению внутренних конфликтов в этих областях, что в свою очередь, формирует страхи, увеличивает тревожность и понижает самоценность юношей и девушек.

 

Список литературы:

1.           Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке Эпох. – М.: Генезис, 1997. – 289 с.

2.           Кемпер И. Практика сексуальной терапии. Т. -, М, 1994.

3.           Реан А.А .Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. – 416 с.

4.           Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. Психологическая школа молодежных лидеров. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. -  275с.

5.           Фанталова Е.Б. «Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов» - 1992 – Т.13 №1.- С.107-117

 


Категория: Состояние здоровья как фактор национальной безопасности страны | Добавил: Алексей (03.04.2010)
Просмотров: 6407 | Теги: здоровье школьников | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2017
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки