Понедельник, 24.07.2017, 03:52
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [74]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" » Принятые к публикации материалы

Черных А.М., Шульгина Т.А., Кузнецова Ю.С., Должикова О.А., Буреломова С.В., Киричук Е.С.

ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Черных А.М., Шульгина Т.А., Кузнецова Ю.С., Должикова О.А.,

 Буреломова С.В., Киричук Е.С.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ

 

г. Курск, Россия

 

Перспективы демографического и социально-экономического возрождения любого государства определяются ее трудовым потенциалом. Проблема здоровья молодежи является особенно актуальной в сложившихся условиях России.

Студенты высших учебных заведений являются интеллектуальным и творческим ресурсом страны. При этом большие интеллектуальные нагрузки, резкие изменения привычного образа жизни, формирование межличностных отношений вне семьи, необходимость адаптации к новым условиям труда, проживания и питания позволяют отнести их к группе значительного риска развития заболеваний (Квасов С.Е. c соавт., 1990; Добромыслова О.П. с соавт., 1991). Исследования А.М.Дюкаревой (1980, 1993), О.В.Грининой, Д.И.Кичи (1995), А.В. Ляховича (1998), Г.И.Куценко, Л.Г.Розенфельд (2001), И.П.Кругляковой (2004) содержат убедительные доказательства ухудшения состояния здоровья студентов с отрицательной динамикой его за период обучения в вузе, высоких показателей  и темпов прироста заболеваемости, распространения негативных тенденций в образе жизни студентов.

Главная забота будущего врача – здоровье его пациентов. Здоровье для студента медицинского вуза является высокой ценностью и основой профессионализма, так как специфика обучения в медицинском вузе предъявляет высокие требования к состоянию здоровья обучающихся: учебная нагрузка студентов - медиков в среднем в 2 раза выше, чем студентов технического вуза (Латышевская Н.И. с соавт., 2004).

Данная тенденция имеет место не только в России, а является характерной для мировой практики подготовки врачей. Бразильскими учеными по результатам исследования, опубликованного в журнале BMC Medical Education, были получены данные о том, что более трети студентов-медиков и молодых врачей испытывают симптомы депрессии [4]. Сержио Балдассин (Sergio Baldassin) и его коллеги из Региональной медицинской школы АВС, близ Сан-Паулу, провели опрос среди 480 студентов-медиков. Выяснилось, что 38% студентов испытывают как минимум 10 из 63 симптомов депрессии. Наиболее часто медики страдали от так называемых аффективных проявлений депрессии: уныния, неудовлетворенности, раздражительности, плаксивости и замкнутости. В наибольшей степени от симптомов депрессии страдали обучающиеся женского пола.

Очевидна проблема, заключающаяся во фрагментарности научных изысканий, а также отсутствии единой комплексной программы исследований здоровья и образа жизни обучающейся молодежи. Анализ представленных в литературе методов  определения  здоровья свидетельствует о том, что  к настоящему времени все более распространенной становится  точка зрения  о  необходимости  комплексного подхода к его оценке. Оценка образа жизни и уровня физической подготовленности студентов во взаимосвязи с показателями самооценки здоровья может также рассматриваться как фактор формирования положительной мотивации к самокоррекции образа жизни, физической подготовленности и сохранению здоровья молодежи [9].

Целью настоящего исследования явилось изучение самооценки образа жизни студентов, качества их здоровья, режима труда и отдыха, а также выявление факторов риска ухудшения здоровья.

Методы исследования. Для исследования использовался комплекс методик субъективной оценки состояния здоровья:

·        за основу был взят опросник  ВОЗКЖ-100 – это многомерный инструмент, позволяющий получить как оценку качества жизни респондента в целом, так и частные оценки по отдельным сферам и субсферам его жизни. Он применим к широкому кругу респондентов, так как покрывает полный спектр функций и дистрессов, которые относятся к качеству жизни. Также с помощью данной методики возможно измерение восприятия респондентом своего здоровья в целом, что является наиболее значимым с точки зрения цели и задач нашего исследования;

·        методика Р.Т.Раевского [9];

·        анкета Остберга для определения хронотипа обучающихся;

·        анкеты авторов статьи.

Объект исследования – выборка из 600 студентов 1, 4, 6 курсов (по 100 девушек и 100 юношей с каждого курса) лечебного факультета КГМУ.

Методология и задачи исследования позволили нам при формировании программы исследования исходить из следующего: методики, применяемые в исследовании, помогли выявить когнитивную составляющую (знания  и представления о здоровье и образе жизни),  аффективную составляющую (субъективное восприятие, чувства и отношения к своему здоровью, образу жизни), поведенческую составляющую (поведение и образ жизни); привлечение студентов к самооценке здоровья и образа жизни способствует их рефлексии и мотивирует к самокоррекции образа жизни, освоению здоровьесбережения.

Полученные результаты. Проанализировав ответы студентов на вопросы анкеты относительно качества здоровья и оценки образа жизни, мы получили следующие результаты. Большинство учащихся 1 курса считают, что здоровый образ жизни – это  занятия физкультурой и спортом, оптимальный двигательный режим. При этом 54% опрошенных девушек и 76% парней 1 курса для улучшения состояния своего здоровья занимаются спортом. На 4 и 6 курсах эти показатели значительно ниже. Наибольшее число критериев здорового образа жизни отметили студентки 4 курса – 379 ответов. По мнению большинства обучающихся 4 курса, здоровый образ жизни – это отказ от вредных привычек и оптимальный двигательный режим.

На всех курсах большинство студентов считают, что их образ жизни требует незначительной коррекции, что соответствует субъективной оценке состояния здоровья,  а именно, удовлетворительным свое здоровье считают 52 студентки и 48 студентов 1 курса, 72 студентки 4 курса и 78 студенток 6 курса. Большинство парней с 4 и 6 курса оценивают свое здоровье как хорошее.

С момента поступления на 1 курс  можно наблюдать достоверное изменение в состоянии здоровья студенток за годы обучения в вузе:

·        Снижение уровня функционирования нервной системы (неврозы), у каждой 2 студентки 1, 4 и 6 курса ощущение постоянной усталости.

·        Снижение зрения (миопия).

·        Снижение уровня функционирования пищеварительной системы (гастрит) (рис 1).

·        Количество студенток с высоким и выше среднего уровнем функционирования систем организма снижается.

У парней по их оценке за 6 лет обучения уровень функционирования дыхательной системы снизился на 60%, большинство студентов отмечают ОРЗ, ОРВИ как основное заболевание, которым проявилось ухудшение здоровья.


Основной причиной ухудшения здоровья студенты называют неправильное чередование труда и отдыха,  стрессы и эмоциональное напряжение.

За годы обучения в Вузе произошло статистически достоверное уменьшение количества девушек, активно занимающихся физкультурой и спортом. Физическая активность парней за 6 курсов не потерпела значительных изменений (рис 2). При этом 25% обучающихся старших курсов считают, что им недостаточно условий для занятий спортом, что, вероятно, связано с отсутствием занятий по физкультуре  на старших курсах.


РРазличия в количестве курящих девушек на 1, 4 и 6 курсах не достоверны, т.е. динамики за 6 лет не наблюдается. При этом за последние 2 года средний возраст, когда девушки начинают курить, снизился в среднем на 1,5 года. Количество курящих парней на 6 курсе в 4,8 раза меньше по сравнению с 1 и 4 курсами.

Количество девушек, употребляющих алкогольные напитки на 4 курсе, возросло по сравнению с 1 курсом в 2 раза (рис 3).


Выводы. В целом свое здоровье студенты оценивают как удовлетворительное, а образ жизни как требующий коррекции. За время обучения в университете у девушек снизился уровень функционирования нервной, пищеварительной систем, а также зрение. У парней за 6 лет обучения ухудшилось состояние дыхательной системы. Главной причиной опрошенные считают нерациональный режим дня, стресс, эмоциональное напряжение, вредные привычки – курение, алкоголь. Ухудшение здоровья и снижение ответственности за ведение здорового образа жизни имеет гендерные различия: девушки оказались более подвержены факторам риска.

Мы полагаем, что коррекция и самокоррекция образа жизни и физической подготовленности студенческой молодежи позволит улучшить ее здоровье, оптимизировать процесс обучения и качественно подготовиться к будущей профессии.

 

Список использованной литературы

1.     Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. – 2009. - № 2. – С. 9 – 14.

2.     Бутов И.А. Здоровье нашей страны // Время и деньги – газета для людей дела – апрель 2011. С.3-7

3.     Залыгин, В. Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / В. Е. Залыгин // ОБЖ. – 2010. – № 1. – С. 41-43. Здоровье человека.

4.     Кислицина, О. А. Социально-экономические факторы риска психических расстройств подростков / О. А. Кислицина // СОЦИС. –2009.– № 8. – С. 92-99. Здоровье подростков, психические и психотические расстройства,  депрессии.

5.     Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: — Санкт-Петербург, Медицина, 2004 г.- 384 с.

6.     Лисицын Ю.П. История медицины: краткий курс. – М.: ГЭОТАР – Медиф, 2010. – С.75.

7.     Орехова. В.А., Лажковская Т.А., Шейбак М.П. Медицинская генетика. - Минск: Высшая школа, 1999. – 506 с.

8.     Пушкарская Н.А. Студентов призвали жить без болезней // Гигиена и санитария - №2, 2010. – С.12-15

9.     Раевский Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов/ Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский; Под общ.ред. Р.Т. Раевского. – О.: Наука и техника, 2008. — 556 с.

10. Самойлов А.П. Медицинская академия – 1 октября 2010. – С.2-4.

11. Чумаков Б.Н. Валеология. Учебн.пособие / Б.Н.Чумаков – 2-е изд. Испр. И доп. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 407 с.

12. Сайт Всемирной организации здравоохранения www.who.int/ru/



 
Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (10.11.2012)
Просмотров: 719 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2017
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки