Г.Н. Шкуратова, И.Н. Юдина, С.В. Катанова, Л.Б. Горностаева - Принятые к публикации материалы - Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Понедельник, 20.02.2017, 20:53
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [74]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" » Принятые к публикации материалы

Г.Н. Шкуратова, И.Н. Юдина, С.В. Катанова, Л.Б. Горностаева

ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ДНЯ, СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ

Г.Н. Шкуратова, И.Н. Юдина, С.В. Катанова, Л.Б. Горностаева

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах, Сокол, Россия

 

         Сравнительный анализ учебной нагрузки в классах различного профиля выявил, что обучение в профилированных классах отличается от общеобразовательных классов сложностью учебной программы, большим объемом знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть школьник в процессе учебы, более сложными и объемными домашними заданиями. Недельная учебная нагрузка в профилированных классах выше, так как в них предусмотрены дополнительные факультативные занятия по профильным предметам, которые посещают все без исключения школьники. Одной из отличительных особенностей в профилированных классах является наличие экзаменов в конце каждого учебного года, в общеобразовательных классах экзаменов нет.

         Изучение режима дня показало, что у большинства школьников он составлен без учета рекомендованных гигиенических норм. Особенности использования суточного бюджета времени обследованных школьников представлены в таблице  1.


Как видно из приведенных данных, время подготовки домашних заданий учащимися математического класса составляет 3,0 ч, что в 2 раза больше, чем у учащихся из общеобразовательного класса и в 1,2 раза превышает возрастной гигиенический норматив. Среднее время подготовки домашних заданий школьниками общеобразовательного и гуманитарного классов меньше гигиенических норм. Анализ процентного соотношения учащихся, затрачивающих на выполнение домашнего задания разное количество времени, показал, что 18,4% школьников в общеобразовательном классе, 24,2% детей в гуманитарном и 63,6% учащихся математического класса тратят на домашнюю подготовку уроков более рекомендованных гигиенистами 2,5 часов. При этом 8,1% школьников гуманитарного класса домашние задания не выполняют.

Важной составляющей здорового образа жизни школьников является пребывание на свежем воздухе. По этому показателю у учащихся во всех классах выявлены существенные нарушения. Учащиеся общеобразовательного класса проводят на свежем воздухе в 2,3 раза меньше рекомендованной гигиенической нормы, школьники гуманитарного и математического классов, соответственно, в 1,9 и 3,3 раз меньше.

Важное место в структуре вне учебного времени школьников для восстановления умственной и физической работоспособности занимает продолжительность сна. Результаты нашего исследования показывают, что средняя продолжительность сна школьников гуманитарного класса составляет 10,0 часов, что соответствует гигиеническим нормативам. Учащиеся общеобразовательного и математического классов тратят на сон меньше установленных норм (9,5 ч в общеобразовательном классе и 8,5 ч в математическом классе). Выдерживают гигиенический норматив продолжительности сна в общеобразовательном классе только 40,3% школьников, в гуманитарном 66,2%, в математическом 20,0% учащихся. 59,7% детей общеобразовательного класса, 33,8% учащихся гуманитарного и 80,0% математического класса не досыпают различное количество времени. 11,7% школьников математического и 9,7% школьников общеобразовательного класса не досыпают 3,0 и более часов, что является крайне недопустимым для учащихся 11-12 лет.

Хроническое недосыпание оказывает неблагоприятное влияние на высшую нервную деятельность детей, что может привести в конечном итоге к резкому снижению адаптационного потенциала школьников, а в некоторых случаях, и срыву адаптации. Выявлено, что учащиеся профилированных классов достоверно больше тратят время на просмотр телепередач, чем школьники из общеобразовательного класса. Одним из недостатков образа жизни обследованных учащихся является выявленный нами низкий уровень двигательной активности. 58,5% школьников в общеобразовательном и 53,8% в математическом классах не занимаются физическими упражнениями вне школы. В гуманитарном классе количество таких учащихся ниже, и составляет 36,2%. Большинство учащихся во всех классах утреннюю гимнастику не делают, только 13,8% школьников в общеобразовательном, 21,5% в гуманитарном и 13,1% в математическом классах занимаются утренней гимнастикой. Посещают спортивные секции 27,7% школьников в общеобразовательном, 33,1% в математическом и 42,3% в гуманитарном классах.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что наиболее существенные нарушения нормативов составляющих режима дня выявлены у учащихся математического класса. При этом у школьников в математическом классе выявлен наиболее низкий уровень двигательной активности. Выявлено, что значительная часть школьников в гуманитарном классе регулярно посещает спортивные секции и делает утреннюю гимнастику.

Результаты проведенного анализа состояния здоровья учащихся представлены в таблице 2. Анализ полученных данных показал, что среднее количество детей первой группы здоровья составил 5,1%, при этом наиболее высокие результаты выявлены в классах гуманитарного профиля (8%), что в 1,2 раза больше, чем в группе контроля (общеобразовательные классы). В математическом классе отсутствуют дети первой группы здоровья. Подавляющее большинство детей во всех классах было отнесено ко второй группе здоровья. Дети третьей группы здоровья в гуманитарном классе встречаются в 1,5 раза реже, а в математическом в 1,4 раз чаще по сравнению с общеобразовательным классом.


З а к л ю ч е н и е:

         Организация учебного процесса в профилированных классах отличается усиленным воздействием на организм учащихся неблагоприятных факторов школьной среды (повышенная учебная нагрузка, усложнение учебных программ, объемные домашние задания).

            Наиболее  выраженные  нарушения  гигиенических  норм  режима дня (время    подготовки    домашних    заданий,    активного    отдыха    на  воздухе, продолжительности   ночного   сна)   встречаются   у   учащихся   в   классах с математическим профилем обучения.


Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (16.11.2012)
Просмотров: 605 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2017
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки