Г.Н. Шкуратова, И.Н. Юдина, С.В. Катанова, Л.Б. Горностаева - Принятые к публикации материалы - Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Вторник, 06.12.2016, 18:58
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [74]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" » Принятые к публикации материалы

Г.Н. Шкуратова, И.Н. Юдина, С.В. Катанова, Л.Б. Горностаева

УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

 СОКОЛЬСКОГО РАЙОНА

Г.Н. Шкуратова, И.Н. Юдина, С.В. Катанова, Л.Б. Горностаева

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах, Сокол, Россия

 

 

Здоровье каждого ребёнка определяет целый комплекс факторов, и не последнюю роль играет школа. Ведь именно в школе дети проводят большую часть дня (до 70 % времени). Среди факторов, влияющих на здоровье, 20 % составляют факторы внутришкольной среды: учебная нагрузка, питание, освещённость, микроклимат, мебель, неионизирующее излучение ПЭВМ и др.

В целях изучения влияния факторов внутришкольной среды на здоровье учащихся

во время образовательного процесса были выбраны два образовательных учреждения г. Сокол (МОУ «СОШ № 1») и Сокольского района (МОУ «Марковская СОШ»), имеющие равноценную материально – техническую базу.  Под наблюдением находилось 950 чел. (900 учащихся МОУ "СОШ № 1" и 50 чел. МОУ «Марковская СОШ»).

Образовательные учреждения МОУ «СОШ № 1» и МОУ «Марковская СОШ» расположены в типовых зданиях, имеют централизованные инженерные сети (водоснабжение холодное и автономное горячее с установкой водонагревателей на пищеблоке, канализация, отопление).

Проведена оценка факторов, влияющих на состояние здоровья учащихся во время образовательного процесса (освещённость, микроклимат, мебель, неионизирующее излучение ПЭВМ) в каждой школе.

Анализ имеющихся данных в МОУ «СОШ № 1» г. Сокол, показывает, что за последние годы улучшились параметры микроклимата,  исскуственная  освещенность и неионизирующее излучение ПЭВМ стали соответствовать гигиеническим нормативам (табл. 1). В МОУ "Марковская СОШ" все исследованные показатели, кроме замеров ученической мебели, в период с 2009 г. по 2011 г. соответствовали гигиеническим нормативам.


Важным условием для нормального роста и развития, повышающим сопротивляемость ребёнка к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды,  является питание. Пищеблоки МОУ «Марковская СОШ» и МОУ «СОШ № 1» отвечают гигиеническим требованиям по набору помещений, площадям, обеспеченности технологическим и холодильным оборудованием, работают на сырье.

Охват учащихся горячим питанием составляет в МОУ «СОШ № 1» г. Сокол – 84 %, в МОУ «Марковская СОШ» Сокольского района – 100 %.

Оценивая питание детей в изучаемых объектах, выявлено, что питание обучающихся МОУ «Марковская СОШ» Сокольского района наиболее приближено к физиологическому за счёт выполнения гигиенических норм основных продуктов. Объёмы порций первых блюд, гарниров, мясных и рыбных блюд соответствуют рекомендуемой массе порций блюд, утверждённых санитарными требованиями. Калорийность завтраков в среднем составляет 480 ккал.  при требуемых гигиенических нормативов – 625 ккал. (76 %), обедов – 600 ккал. при требуемых гигиенических нормативах – 875 ккал.(68 %).

В  МОУ «СОШ № 1» г. Сокол питание осуществляло МП "Школьное питание", с 2008 г. ИП Трохова Н.В., где существует 60 % надбавка на сырье, масса порций мясных и рыбных блюд занижена на 30-50% от нормы, гарниров  - на 17-35%. Меню представлено блюдами углеводистого содержания. По данным накопительной ведомости в МОУ «СОШ № 1» г. Сокол выполнение гигиенических норм основных продуктов составляет от 60 до 70 %, белковые продукты заменяются крупяными, макаронными и мучными изделиями, которые выполняются на 130 – 140 % .

Фактическая калорийность завтраков составляет 383 ккал. при нормативной – 625 ккал. (61%), обедов – 530 ккал при требуемых гигиенических нормативах – 875 ккал.(60, 5 %). Таким образом, отмечается несбалансированность рационов питания учащихся МОУ «СОШ № 1» за счет недовложения белков, витаминов, макро – и микроэлементов (железа, кальция, йода, фтора, цинка, селена и др).

Но, что тревожит больше всего, так это – школьная перегрузка и нерациональная организация учебных занятий детей.

В настоящее время  МОУ «СОШ № 1» посещают  987 учащихся (по проекту – 960), во 2 смену занимаются 175 учащихся. Уплотнённость в школе влечёт за собой не соблюдение гигиенических норм и требований в режиме дня при составлении расписания уроков. В школе расписание составляется, не учитывая динамику физиологических процессов и работоспособности учащихся на протяжении дня и недели. Максимум учебной нагрузки за счёт сложных предметов приходится на первые два или на последние два урока, уроки высокой сложности включены в расписание старших классов парами. Учащиеся 10 класса занимаются по программе с углубленным изучением физики и химии.

МОУ «Марковская СОШ» посещают 53 учащихся (по проекту – 192), вторая смена не организована. В школе расписание составляется, с учётом  динамики физиологических процессов и работоспособности учащихся на протяжении дня и недели, применяется чередование предметов в дневном цикле по их степени сложности.

Недельная нагрузка не превышает максимально допустимую в обоих общеобразовательных школах.

      По данным анализа медицинских карт (ф. 26/у – 2000) учащихся 10 профильного класса (с углубленным изучением физики и химии) доля здоровых детей в МОУ "СОШ № 1" г. Сокол составляет 16,6 %, с отклонениями в состоянии здоровья выявлено 83,4% школьников. Наблюдения за учащимися различных школ непосредственно в процессе обучения показали, что степень утомления тех, кто учится в МОУ "СОШ № 1" в 1,5-2 ра­за выше, чем у учащихся МОУ "Марковская СОШ". Снижение адаптационных возможностей приводит к то­му, что учащиеся МОУ "СОШ № 1" в 2 раза чаще страдают различными заболеваниями, и в первую очередь органов пищеварения, нервной и сердечно-сосудистой систем.

Количество близоруких детей к окончанию школы увеличивается, так в МОУ "СОШ № 1" с нарушениями зрения отмечено 33,3% учащихся, в МОУ "Марковская СОШ" – 16,6%; кто пришел в школу в очках, очень часто близору­кость заметно прогрессирует. Длительная ста­тическая поза, нередко за неподобранной по росту учебной мебелью, приводит к тому, что число детей, имеющих нарушение осанки, возрастает и составляет в МОУ "СОШ № 1" г. Сокол – 41,7%, в МОУ "Марковская СОШ" – 30%. От­меченные нарушения здоровья являются так называемыми «школьными болезнями», т.е. теми, причина которых кроется в неудовлет­ворительной организации обучения.

Рассматривая количество детей с различными заболеваниями, прослеживается, что число детей по видам заболевания растет в обеих школах: страдающих миопией, увеличением щитовидной железы, больных кариесом. Широко распространены в исследуемых классах болезни костномышечной системы, в частности: нарушение осанки. Большая часть детей обеих  школ  в 5, и в 10 классах относились ко второй группе здоровья и основной группе  физкультуры. Детей с 1 группой в МОУ "СОШ № 1" в  5 классе было 12, 5 %, а в 10 классе – 0 %, в МОУ "Марковская СОШ" картина та же: в 5 классе – 11, 1 % ребенок, в 10 классе – 0 %. Если сравнивать количество детей по физкультурным группам, то видим, что в районной школе 88,8% учащихся занимались в  основной физкультурной группе, в МОУ «СОШ № 1» - 79, 2 %.

Подводя итоги по оценке учебной нагрузки, было отмечено, что затраты времени на выполнение домашнего задания у большей половины МОУ "Марковская СОШ" являются оптимальными, тогда как у учеников МОУ "СОШ № 1" – критическими. В то же время задания по отдельным предметам 53% учеников МОУ "Марковская СОШ" выполняют в оптимальные сроки, а 69% учеников МОУ "СОШ № 1" – в допустимое.   К выполнению домашнего задания практически все учащиеся 10 класса МОУ "СОШ № 1" приступают вечером, это является нарушением режима дня. В МОУ "Марковская СОШ" такое отмечается лишь у трети детей. После выполнения домашнего задания больше устают учащиеся 10 класса МОУ "СОШ № 1", но эта разница незначительна.

В обеих школах показатели усталости детей в конце учебного дня равны, в конце учебной недели большую усталость отмечают ученики МОУ "СОШ № 1" г. Сокол. Ученики обеих школ предпочитают заниматься по пятидневной рабочей неделе.

З а к л ю ч е н и е:

1. Здоровье учеников с традиционной программой обучения МОУ Марковская СОШ" лучше, чем учеников МОУ "СОШ № 1" г. Сокол, обучающихся по программе с углубленным изучением физики и химии.

2. Учебная нагрузка оказывает влияние на здоровье учеников обеих школ.

3. Ученики МОУ Марковская СОШ"  легче справляются с учебной нагрузкой благодаря  меньшей загруженности и обязательности.

Таким образом, высокий уровень функциональных нарушений и хронической патологии у школьников, отрицательная динамика состояния здоровья в процессе обучения обусловливают с одной стороны высокую актуальность научных исследований в этой области, с другой – необходимость совершенствования работы образовательных учреждений в направлении сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся. В решении проблемы состояния здоровья детей, обучающихся в образовательных учреждениях, необходим комплексный подход, включающий усилия как системы образования, так и здравоохранения.


Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (16.11.2012)
Просмотров: 616 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки