Камалиев М.А. - Принятые к публикации материалы - Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Воскресенье, 04.12.2016, 06:51
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [74]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" » Принятые к публикации материалы

Камалиев М.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Камалиев М.А.

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова,      
г. Алматы, Республика Казахстан

Современный менеджмент является обязательным условием для повышения эффективности достижения целей системы здравоохранения, необходимость усиления которой вызвана постоянно растущими потребностями в здравоохранении на фоне ограниченных ресурсов. ВОЗ напрямую связывает развитие менеджмента с совершенствованием мониторинга деятельности систем здравоохранения. Еще в начале 80-х годов ВОЗ опубликовала документ [1], цель которого состояла в том, чтобы оказать помощь государствам-членам ВОЗ в решении вопроса о том, какие показатели следует использовать, в особенности на национальном уровне для контроля за ходом работы по достижению здоровья для к 2000 году. В этом документе подчеркивается необходимость иметь как минимум два типа показателей – те, которые определяют состояние здоровья и соответствующее качество жизни и те, которые определяют предоставление медико-санитарной помощи. Работа по развитию индикаторов деятельности на национальном и международном уровнях привела к появлению многих схем индикаторов деятельности и к огромному количеству самих индикаторов, которые ВОЗ подытожила в своем Докладе [2]. ХХI век актуализировал оценку деятельности систем здравоохранения как инструмента стратегического руководства в интересах здоровья [3].

Разработка методологических основ измерения и оценки состояния здоровья населения сопряжена с преодолением множества трудностей, обусловленных сложностью самого объекта изучения. В настоящее время приходится констатировать отсутствие общепринятой единой трактовки понятия здоровья. В литературе, посвященной тем или иным аспектам здоровья, содержится множество определений этой категории, основанных на различных подходах и критериях. Основная проблема состоит в выборе еди­ного показателя, ко­торый бы достаточно полно отражал различные стороны такого многогранного явления, как здоровье. В настоящее время еще не разработаны методы количественной оценки здоровья в целом, о нем судят лишь по отдельным его характеристикам.

Большая часть информации о состоянии здоровья населения и функционировании системы, органов и организаций здравоохранения содержится в системе государственной медицинской статистики. В частности, из нее можно получить блок параметров, характеризующих здоровье населения, уровень его медицинского обслуживания и др. Вместе с тем, долгий поиск надежных, точно выраженных измерений результатов в состоянии здоровья на популяционном уровне с использованием рутинной статистики показывает сложность их нахождения.

В последние годы во всем мире наблюдается тенденция и разрабатываются методы комплексной оценки общественного здоровья. В основе многих методов лежит объединение различных медико-демографических данных в некоторый индекс, который показывает влияние различных факторов на продолжительность и качество жизни человека. Так, средняя продолжительность предстоящей жизни уже обоснованно включена в индекс человеческого развития, посредством которого составляется рейтинг стран.

В поиске универсальных критериев интегральной оценки здоровья исследователи (врачи, психологи, социологи и др.) все чаще обращаются к качеству жизни. Более того, в современных условиях оценка и достижения качества жизни приобретает политическую значимость, которая актуализируется динамизмом социально-экономических преобразований. Концепции качества жизни оказывают прямое воздействие на формирование национальных целей в области социальной политики, т.е. их использование как инструментов управления государственными структурами. Их использование необходимо в целях реального совершенствова­ния условий жизни населения на основе разрабатываемых программ.

На популяционном уровне определение качества жизни представляет значительные трудности в теоретическом, методологическом, методическом и практическом аспектах. Суть проблемы состоит в том, что качество жизни невозможно замерить лишь с помощью объективных параметров различных сторон жизнедеятельности человека и общества. Большой набор факторов, учитываемых при исследова­ниях качества жизни, затрудняет установление каких-либо стандартов (эталонов) по каждому фактору в отдельности и тем более интегральных показателей (индексов) по всему ком­плексу этих факторов.

В поисках ответа на поставленные вопросы, исследователи обращаются к социологии медицины, где различные по­казатели, параметры, учитываемые при конструировании ин­тегрального индекса качества жизни, рассматриваются лишь как факторы, участвующие в формировании показателей здо­ровья населения, социальных групп и отдельных индивидов. Если по ряду факторов (пища, жилище, уровень доходов и др.) можно использовать   научно разработанные стандарты, либо усредненные показатели традиционной статистики, то по факторам удовлетворенности отдельными сторонами своей жизни необходимо проведение социологических исследований, позволяющих устанавливать средние значения субъективных, оценочных характеристик для определенных групп респондентов.          

В системе оценок состояния, эффективности и качества  деятельности системы здравоохранения особое место занимает удовлетворенность пациента как потребителя медицинских услуг. Обобщенно, удовлетворенность медицинским обслуживанием можно характеризовать как оце­ночный показатель, интегрирующий отражение объективного состо­яния системы здравоохранения и эмоциональное восприятие ее личностью, представляющей и выражающей интересы определенных слоев и групп населения.

Уровень  удовлетворенности  в  значительной  степени зависит от непосредственного опыта общения пациента с системой здравоохранения и вынесенных личных впечатлений, от предъявляе­мых им требований, на которые в свою очередь оказывают влияние социальные и медико-биологические факторы. Степень удовлетворенности изменяется в диапазоне от высокой до низкой. Следуя чему, показатель удовлетворенности можно измерить процентным распределением опрошенных или в условных единицах (баллах) по степени удовлетворения потребности. Исследования по изучению удовлетворенности пациентов иногда используются как один из компонентов в оценке качества лечения. Критерий удовлетворенности медицинской помощью является достаточно динамичным   показателем,   рассматривать   который   необходимо применительно к конкретным условиям и историческим обстоятельствам развития общества.

Социальная ориентация и гуманистическая направленность системы здравоохранения требует регулярного изучения отношения разных слоев и общественных групп населения к состоянию и качеству медицин­ского обслуживания в целом и деятельности подсистем, обеспечива­ющих охрану общественного здоровья, разработку мероприятий по защите прав пациентов.

Конструирование полного набора социальных индикаторов нуждается в осмыслении концепций отзывчивости, равенства, справедливости.

Отзывчивость системы здравоохранения отражает степень ее гуманности, уровень физического и психологического комфорта пациентов, меру уважения к их человеческому достоинству, соблюдение их социальных прав; наличие свободы выбора поставщика медицинских услуг. Концепции отзывчивости систем здравоохранения потребностям  очень широко варьируют, объединяя идеи удовлетворенности пациента, приемлемости для пациента и опыт пациента. Общее понятие отзывчивости показывает, как система удовлетворяет некоторые общие потребности пациентов и членов их семей, как клиентов систем здравоохранения. Отзывчивость не стремится определить, улучшилось ли здоровье при взаимодействии с системой здравоохранения, это определяется при оценке работы систем здравоохранения, при измерении здоровья.

Следуя идеологии социального маркетинга, отзывчивость имеет два главных аспекта: уважение человека и ориентация на клиента. Первый включает такие элементы как достоинство, автономность и конфиденциальность, в то время как последний связан с быстрым обслуживанием, качеством основных удобств, выбором поставщика услуг и доступом к системе социальной поддержки в процессе лечения. Социальный маркетинг в здравоохра­нении преследует две взаимосвязанные цели: во-первых, изучение потребности на­селения в медицинской помощи и, во-вторых, формирование этих потребностей. Повышение доступности медицинской помощи связано с оптимизацией спроса.

Обычно мнение потребителя о деятельно­сти учреждения или персонала носит ком­плексный характер, со значительным преоб­ладанием не качественных параметров, а оценок сервисного сопровождения и эмоцио­нальной окраски. Фон общественного мне­ния по вопросам медицинского обслужива­ния в значительной степени зависит от удовлетворенности населения деятельностью лечебно-профилактических организаций.

Основные отличия категорий отзывчивости и удовлетворенности заключаются в следующем: во-первых, удовлетворенность пациента обычно ограничивается клиническим взаимодействием в определенной обстановке системы здравоохранения, тогда как отзывчивость оценивает систему здравоохранения в целом; во-вторых, диапазон элементов, рассматриваемых при удовлетворении пациентов, часто объединяет медицинские и немедицинские аспекты, а отзывчивость сосредоточена только на немедицинских; и, наконец, наиболее важное, удовлетворение пациента отражает восприятие потребителя качества услуг, поставленных медицинским учреждением или системой здравоохранения в целом и представляет собой сложную смесь ощутимых потребностей, ожиданий и впечатлений по лечению, а отзывчивость оценивает взаимодействие индивидуумов с системой здравоохранения с позиции реализации их «законных» универсальных ожиданий.

Таким образом, новые задачи современного здравоохранения требуют введения  системы показателей, которые позволят оценить эффективность системы здравоохранения; измерить результаты реформирования и развития здравоохранения; прогнозировать медико-социальный эффект при принятии управленческих решений; обосновать стратегические направления развития отрасли; провести рейтинговую оценку органов и организаций здравоохранения.

 

Литература:

1.   Разработка контрольных показателей для руководства в работе по достижению здоровья для всех к 2000 году // Серия «Здоровье для всех» No. 4.– ВОЗ, Женева, 1981.

2.   Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2000 г. Системы здравоохранения: улучшение деятельности. – ВОЗ, Женева, 2000. – 257 с.

3.   http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0020/160814/HSPA_A-tool-for-health-governance-in-the-21st-century-RUS.pdf


Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (16.11.2012)
Просмотров: 648 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки