Среда, 20.09.2017, 06:51
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [74]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" » Принятые к публикации материалы

Карлаш А.Е., Капустина Г.А.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Карлаш А.Е., Капустина Г.А.

Курский государственный медицинский университет, Курск, Россия

 

Как известно, кариес зубов относится к числу наиболее распространенных стоматологических заболеваний. Лечебные мероприятия не всегда оказываются эффективными, патологический процесс прогрессирует, нередко способствуя развитию тяжелых осложнений.

Раньше основной причиной неудовлетворительного лечения зубов считали перегрузку врача - стоматолога, низкое качество стоматологического оборудования и материалов, отсутствие материальной заинтересованности врача. Сегодня эргономика и научная организация труда подарили стоматологии современное оборудование и новые технологии, позволяющие сделать работу врача - стоматолога  успешной. Однако  этой тенденции не наблюдается, вероятно, существует ошибка в организации борьбы с причинами стоматологических заболеваний.

Высокая распространенность и увеличивающаяся интенсивность поражения населения кариесом и болезнями пародонта, а также низкий уровень гигиены полости рта выдвигают проблему профилактики стоматологических заболеваний в число наиболее актуальных. Высокая стоматологическая заболеваемость в России представляет реальную угрозу состоянию здоровья подрастающего поколения. Кариес временных зубов возникает и неуклонно прогрессирует с раннего детского возраста. Уже в три года у детей поражены, в среднем 3-4 зуба, и как следствие, возрастает число тяжелых осложнений. Результатом раннего разрушения временных зубов является их преждевременное удаление, что в свою очередь, приводит к нарушению правильного акта жевания и риску возникновения различных аномалий и деформаций у детей дошкольного возраста. Планомерное гигиеническое воспитание детей и их родителей способствует осознанию своего здоровья как непреходящей ценности, формированию навыков и привычек здорового образа жизни. Углубление понимания причин возникновения болезни должно усиливать мотивацию «предупредительного» поведения, положительно влиять на отношение пациентов к лечебно – профилактическим мероприятиям, обеспечивать более активное сотрудничество с врачами при их проведении, что в результате повысит эффективность проводимых работ.

Однако, в отличие от специальных методов профилактики, реализация ее гигиенического аспекта имеет ряд особенностей в зависимости от возрастного состава групп детей. Стойкие гигиенические навыки формируются у детей через 2-2,5 года после начала их обучения. У взрослых они усваиваются значительно дольше. Стоматологический аспект гигиенического воспитания необходимо осуществлять,  начиная уже с появлением  первого зуба, а не с  3-летнего возраста, как считалось ранее.

С педагогической точки зрения наиболее легко и стойко гигиенические навыки формируются у детей младших возрастных групп. В этой связи следует начинать общее гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях среди детей 2-3-летнего возраста. С 3-х летнего возраста и вплоть до младших классов средней школы преобладает подражательная реакция на действия педагогов, родителей, старших членов семьи. Необходимым условием формирования у детей правильных действий по уходу за полостью рта является личный пример в семье и показ элементов гигиены полости рта воспитателем и медперсоналом дошкольных учреждений. В этом возрасте удобной и хорошо воспринимаемой формой подачи информации является игра, мультипликационные фильмы и другие виды словесной и визуальной информации, адаптированной к младшему детскому возрасту. Однако следует учитывать, что активность внимания у детей младшей возрастной группы удерживается максимально 15 минут, в связи, с чем занятия должны быть спланированы таким образом, чтобы вводная или теоретическая часть не превышала указанного времени. В последующей части урока полученные знания следует закрепить на практике. Такая последовательность занятий способствует наиболее прочному прививанию навыков по уходу за полостью рта.

При проведении занятий по гигиеническому воспитанию среди школьников средней и старшей возрастных групп следует учитывать, что для детей этого возраста характерна скептически - аналитическая реакция на информацию и действия, исходящие от взрослых. В этой связи их обучение следует проводить методом убеждения, обоснованного и доказательного рассказа с демонстрацией конкретных приемов по уходу за полостью рта и оценки ее гигиенического состояния до и после чистки зубов.

С возрастом (старшие школьники) отношение к личной гигиене, в том числе и к состоянию полости рта, становится более серьезным. Подростки обращают внимание на цвет зубов и форму зубного ряда. Это должно находить широкую поддержку и с помощью педагогов, под непосредственным началом стоматологов быть направлено на обеспечение правильного, осознанного и эффективного гигиенического ухода за полостью рта.

Успешная реализация гигиенического воспитания детей всех возрастных групп предусматривает выполнение ряда требований, предъявляемых к этой работе:

1. Высокая информированность родителей о целях и задачах гигиенического ухода за полостью рта и основных принципах его осуществления.

2. Непосредственное участие среднего медперсонала детских учреждений и педагогов в гигиеническом обучении детей и контроль за качеством его проведения.

3. Комплексность гигиенического обучения, предусматривающего санитарное просвещение и непосредственное освоение правил гигиены полости рта с обязательной оценкой ее эффективности.

4. Систематичность и непрерывность проведения занятий до стойкого закрепления знаний и навыков по уходу за полостью рта.

5. Для достижения выраженной медицинской эффективности на популяционном уровне гигиеническое воспитание должно быть массовым и охватывать все детское население с 3 до 14 лет.

Организация и проведение работы по гигиеническому воспитанию детей осуществляется в соответствии с планом, разработанным курирующим детский коллектив стоматологическим учреждением совместно с администрацией детского учреждения и органами народного образования на основании соответствующих приказов Минздрава РФ, Министерства общего и профессионального образования РФ, других решений.

Стоматологический аспект гигиенического обучения детей в школе предусматривает следующие мероприятия:

1. Специальную теоретическую и практическую подготовку среднего медицинского персонала школ и стоматологических поликлиник основам профилактики стоматологических заболеваний и формам гигиенического обучения школьников.

2. Создание и оборудование в школе класса или уголка гигиены полости рта.

3. Согласование с администрацией школы расписания уроков по гигиене полости рта.

4. Проведение тематических семинаров с педагогами и родителями по проблеме общей и стоматологической гигиены.

В проведении гигиенического воспитания в школе ведущая роль отводится медицинской сестре. Однако она должна широко использовать помощь специалистов детского отделения районной стоматологической поликлиники, при их содействии обеспечивать наличие в школах средств наглядной агитации, обращаться за консультативной помощью по всем возникающим вопросам.

Подготовить такие кадры  достаточно просто и не требует больших дополнительных затрат со стороны государства, достаточно  организовать  в начале учебного года  семинары  по проведению уроков здоровья, совместно с районными поликлиниками.

Реализация всей профилактической работы в дошкольных учреждениях, в том числе и гигиенического раздела осуществляется под руководством стоматологической службы, а ответственным лицом за ее выполнение назначается врач - стоматолог, лично участвующий в оказании стоматологической помощи детям в этом учреждении.

В обязанность врача - стоматолога кроме работы по оказанию лечебной помощи входит проведение специальных профилактических мероприятий по показаниям в зависимости от конкретной эпидемиологической ситуации, проведение санитарно - просветительной работы с педагогами, средним медицинским персоналом детских садов. Данный раздел работы стоматолога предусматривает специальную подготовку лиц, которые повседневно контактируют с детьми с одной стороны и, с другой, должны информировать родителей о необходимости воспитания гигиенических навыков во время пребывания ребенка в кругу семьи. Учитывая решающее значение уровня специальной подготовки работников дошкольных учреждений в обеспечении эффективности гигиенического обучения детей основам стоматологической профилактики, следует в качестве ответственных лиц за профилактическую работу в каждом конкретном учреждении назначать наиболее компетентных в специальных вопросах и инициативных в организаторском плане врачей - стоматологов детских стоматологических поликлиник и отделений.

Вся работа по стоматологическому аспекту гигиенического воспитания в дошкольных учреждениях проводится при непосредственном участии воспитателей, под контролем педагога - методиста и старшей медсестры. Общее руководство, как уже отмечалось, осуществляет врач - стоматолог детский.

Действенность таких методов гигиенического воспитания, где привлечены медицинские  работники и педагоги очевидна, их профессиональное участие позволит поднять гигиеническое воспитание на высокий уровень, что несомненно ставит гигиену полости рта на первое место в ряду профилактических и лечебных мероприятий, направленных на улучшение уровня стоматологического здоровья нации.

ЛИТЕРАТУРА

 

1.     Зырянов, Б. Н. Первичная профилактика стоматологических заболеваний / Б. Н. Зырянов, В. Г. Сунцов. Омск: Изд-во ОГМА. - 2001. - 96 с.

2.     Рогинский В. В., 1998; Елизарова В. М., 1999; Welbury R.R., 1997

3.     Дмитриенко С. В., 1991; Елизарова В. М., 2001

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (06.11.2012)
Просмотров: 839 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2017
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки