Карлаш А.Е., Капустина Г.А. - Принятые к публикации материалы - Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Суббота, 10.12.2016, 21:27
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [74]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" » Принятые к публикации материалы

Карлаш А.Е., Капустина Г.А.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ В ГИГИЕНИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Карлаш А.Е., Капустина Г.А.

Курский государственный медицинский университет, Курск, Россия

 

Эффективной формой привлечения родителей к участию в гигиеническом воспитании детей является доведение до их сведения на совместных (с учениками) родительских собраниях целей и задач этого раздела профилактической работы и определение конкретных мер по его осуществлению в кругу семьи.

На семинаре уделяется внимание следующим вопросам:

1.Организация гигиенического воспитания детей в школе:

а) цель и задачи гигиенического обучения детей по уходу за полостью рта;

б) основные факторы, способствующие возникновению стоматологических заболеваний;

в) общедоступные по восприятию сведения об анатомии и физиологии зубочелюстной системы у детей.

2. Роль гигиенического ухода за полостью рта и рационального питания в профилактике стоматологических заболеваний.

3.Правила гигиенического ухода за полостью рта.    

4.Методы контроля качества чистки зубов.

5.Средства гигиенического ухода и принципы ухода за ними.

 Гигиеническое воспитание состоит из двух основных разделов:

¾                         санитарно - просветительной работы, предусматривающей доведение до населения информации об основных факторах риска возникновения стоматологических заболеваний, об индивидуальных, семейных и коллективных мерах их предупреждения;

¾                         обучение методу гигиенического ухода за полостью рта, предусматривающее привитие правильных и эффективных приемов удаления зубного налета и остатков пищи с поверхности зубов и межзубных промежутков с помощью средств ухода за полостью рта (зубные щетки, пасты, нити и зубочистки).

Санитарно - просветительная работа проводится в виде двух форм - активной и пассивной.

Активная ее форма заключается в непосредственном контакте обучающего лица (педагога, медсестры, стоматолога) с контингентами детей. Основными методами активной санпросвет работы является беседа с группой детей, лекция в классе, выступление на родительском собрании. Эффективность данного вида работы во многом зависит от подготовки и уровня гигиенических знаний и навыков специалиста, проводящего занятия, а также от адаптированности излагаемого материала непосредственно к той аудитории слушателей, с которой проводятся занятия, беседы, лекции.

Пассивная форма санитарного просвещения предусматривает ознакомление различных слоев населения с основами стоматологической профилактики с помощью средств наглядной агитации (плакаты, памятки, стенды, фильмы, диапозитивы). Ее проведение не требует постоянного участия педагогов и медицинского персонала, что упрощает воспитательный процесс. Правильное ее оформление и размещение играет важную роль в привлечении к ней внимания и интереса детского коллектива.

Примером конкретного использования средств пассивной агитации может быть размещение плакатов о принципах гигиены полости рта, рационального питания в школьных столовых, в коридоре рядом со стоматологическим кабинетом. При этом лучше организовать не одну, а две выставки средств наглядной агитации, предназначенных для детей младших и старших классов, а разместить их соответственно в местах наиболее частого пребывания детей каждого из возрастов.
Деление санитарно - просветительной работы на активную и пассивную формы в известной степени условно, т.к. при проведении бесед, практических занятий в классах гигиены, чтении лекций старшим школьникам, родителям для обеспечения наглядности и доходчивости излагаемого материала требуется использование наглядных пособий.

Составляющая часть гигиенического воспитания это обучение методам гигиены полости рта, которое предусматривает привитие стойких навыков грамотного, осознанного и регулярного ухода за полостью рта. Основной формой этого раздела гигиенического воспитания является обучение детей в классах или уголках гигиены полости рта правилам пользования зубной щеткой с применением зубной пасты из расчета наиболее эффективного удаления мягкого налета со всех поверхностей зубов.

Занятия в школе проводятся под непосредственным контролем со стороны медсестры и педагога в классе или уголке гигиены полости рта. Повторяемость таких занятий, обеспечение постоянного контроля за качеством гигиенического ухода, высокая убежденность детей в эффективности осуществляемых мероприятий способствует стойкому закреплению рациональных методов ухода за полостью рта.

Известно также, что здоровье детей во многом зависит от участия родителей в воспитании рациональных гигиенических навыков. Поэтому изучение профилактических знаний и привычек по гигиеническому уходу за тканями полости рта родителями является актуальной проблемой. В связи с тем, что информированность населения с течением времени может изменяться, правомерно предположить, что может измениться как уровень санитарной культуры, так и степень ответственности родителей в отношении проведения профилактики и лечения основных стоматологических заболеваний у детей.

Основными направлениями стоматологического просвещения являются:  пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактике заболеваний и  агитация родителей за соблюдение правил здорового образа жизни и профилактика болезней их детей путем воспитания и убеждения.

Для пропаганды медицинских знаний среди родителей рекомендуется организовать встречу врача гигиениста стоматологического перед родительским собранием в детском дошкольном учреждении. Нежелательно объединять родителей нескольких групп, так как в этом случае лекция или беседа плохо воспринимаются. При этом родителей надо озаботить состоянием зубов и органов полости рта среди детей и вызвать заинтересованность в проведении и поддержании мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, планируемых в детских коллективах.

Непременным условием эффективности любой программы профилактики должно быть участие в ней родителей, которых необходимо обучить эффективным методикам контролирования ежедневной чистки зубов у детей, а также в выработке у них привычек здорового образа жизни.  Организация и проведение курсов гигиенического воспитания родителей проводится в комплексе обучения медицинского персонала лечебных и педагогов детских учреждений. Данный этап обязательно должен предшествовать внедрению профилактики специальными средствами и методами, так как только убежденные в ее необходимости сотрудники и родители могут стать надежными соратниками стоматологов или врачей-гигиенистов в этой важной работе. При этом нельзя выпускать из внимания ни одного из перечисленных звеньев населения.

Обучение родителей, пришедших с детьми в поликлинику по обращаемости, проводится по тем же принципам параллельно с обучением детей в комнате гигиены или перед раковиной с зеркалом в лечебном кабинете.

О профилактических мероприятиях аномалий зубочелюстной системы родители ничего не знают и, можно сказать, воспринимают ее даже настороженно. В то же время аномалии зубочелюстной системы среди детей дошкольного возраста распространены и занимают одно из первых мест среди стоматологических заболеваний.

Систематическое педагогическое просвещение родителей начинается в дошкольном образовательном учреждении, и уровень педагогической культуры родителей в значительной степени зависит от профессионализма и педагогической компетентности педагогов и специалистов детского сада, в том числе от их умения найти формы, приемы и способы совместной деятельности с родителями. Известно, что именно семья оказывает самое важное влияние на ребенка, так как привычки родителей служат моделью для поведения детей. Поэтому мы рекомендуем начинать мотивацию с педагогов и медицинских работников детских учреждений, чтобы объяснить им цель и задачи профилактики в стоматологии, рассказать, как она будет проводиться в данном учреждении и какую помощь может оказать медицинский персонал. И только после этого следует организовать встречи с родителями детей, объяснить им возможность и важность предотвращения заболеваний зубов и десен, рассказать о правилах и особенностях чистки зубов у детей. К большому сожалению, родители не всегда уделяют должное внимание гигиеническому уходу за полостью рта своих детей. Опыт многих исследователей свидетельствует, что необходимо привлекать родителей к выполнению программ, направленных на улучшение здоровья детей. При этом происходит улучшение стоматологического здоровья не только детей, но и родителей, потому что наиболее важны те манипуляции, которые люди проделывают сами.

Все усилия, которые необходимо приложить, чтобы мотивировать родителей на обучение детей рациональной чистке зубов, должны носить долговременный характер, и об этом следует помнить при планировании программ профилактики стоматологических заболеваний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьмина Э. М. Профилактика стоматологических заболеваний : учеб. пособие / Э.М. Кузьмина. - М.: Поли Медиа Пресс, 2001. - 250 с.

2. Лукиных Л.М.Лечение и профилактика кариеса зубов /Л.М. Лукиных. - Н. Новгород: Изд-во НГМА, 1999. - 168 с.

3. Лунева Н.А. Социологический анализ мотивации родителей к профилактике стоматологических заболеваний у детей //Стоматология детского возраста и профилактика. - 2009. - №2.

4. Лукиных  Л.М. Кафедра терапевтической стоматологии Нижегородской государственной медицинской академии. Как повысить стоматологический уровень здоровья нации // Обозрение. Медтехника . - 2012. - №3. – С. 25-26.

5. Флейшер Г. М. К вопросу организации гигиенического обучения и стоматологического просвещения среди детского населения России / Г.М. Флейшер // ДенталЮг. - 2010 - № 9 (81). - С. 58-60.

 6. Гарифуллина А. Ж. Повышение эффективности профилактики стоматологических заболеваний у дошкольников путем усиления мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию : автореф.  дис. канд. мед. наук. – Омск., – 2006.

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (06.11.2012)
Просмотров: 965 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки