Книсарина М.М., Ким Д.А. - Принятые к публикации материалы - Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Вторник, 06.12.2016, 18:59
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [74]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" » Принятые к публикации материалы

Книсарина М.М., Ким Д.А.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА «ОБЩАЯ МЕДИЦИНА» ЗКГМУ ИМ. МАРАТА ОСПАНОВА

Книсарина М.М., Ким Д.А.

Западно-Казахстанский Государственный Медицинский Университет имени Марата Оспанова, город Актобе, республика Казахстан

Деформация личности профессионала – важная психологическая проблема, требующая большой мобильности и устойчивости к стрессовым воздействиям [1]. 

Становление профессионала любого профиля сопровождается необратимыми изменениями личности. Для каждой профессии требуется определенный набор черт характера, а многие другие становятся невостребованными. Некоторые из них могут постепенно трансформироваться в профессионально нежелательные качества. Исходя из этого, можно сделать вывод, что становление профессионала не только получение новых качеств, но и потеря старых. Происходит своего рода деструкция личности [2].

Профессиональные деформации личности — деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности.

Профессиональная деформация врача начинается еще с обучения в высшем учебном заведении. Программа медицинского образования включает предметы, обязывающие студента соблюдать определенные правила и приобретать новые черты характера. Например, в Казахстанских медицинских вузах студенты проходят предмет «Коммуникативные навыки», на котором врачи-преподаватели учат правильному общению с пациентом, в некоторых случаях – избавляться от некоторых черт характера.

Данная работа посвящена изучению профессиональной деформации личности среди студентов Западно-Казахстанского Государственного Медицинского Университета имени Марата Оспанова. Исследование проводилось с использованием опросника на «выгорание» Maslach Burn out inventory ( M B I ) [3]. Опрос прошли 50 студентов 3 курса факультета «Общая медицина» Западно-Казахстанского Государственного Медицинского Университета имени Марата Оспанова

Целью данной работы является выявить деструктивные изменения личности среди студентов медицинского вуза и предложить методы по их устранению.

Студентам был предложен опросник с 22 определениями. Студентам нужно было ответить, как часто они испытывали чувства, описанные в определениях. Исходя из ответов, подсчитывается индивидуальный результат.

В соответствии с подходом американских психологов синдром «психического выгорания» — 3-мерный конструкт:

1) эмоциональное истощение — основная составляющая «профессионального выгорания»: переживание сниженного эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное перенасыщение;

2) деперсонализация — деформация отношений с другими людьми: в одних случаях —  повышение зависимости от других; в иных случаях — повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, клиентам, подчиненным, коллегам и др.);

3) редукция личных достижений —• либо тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей, либо редуцирование собственного достоинства, ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание ее на других [4]. Результаты исследования представлены в таблице.


Как видно из результатов исследования, среди студентов 3 курса прослеживается средний уровень профессиональной деформации. Эмоциональное истощение и деперсонализация слабо выражены.

Стоит отметить, что у 10 человек из исследуемой группы (20%) имеют один ярко выраженный компонент профессиональной деформации. Это может послужить в дальнейшем отрицательную роль на психическом здоровье студента.

4 направления гипотетической модели предупреждения синдрома «психического выгорания»  (Н.Е. Водопьянова):

1) повышение коммуникативных и управленческих умений с помощью активных методов обучения: социально-психологические тренинги, деловые игры (деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субъекты, наделенные различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам), тренинги коммуникативных умений и т.д.; обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешения конфликтных ситуаций;

2) тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста;

3) антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки (самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей), уверенности, социальной смелости и креативности личности;

4) программы повышения эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии путем овладения способами психической саморегуляции, оптимизации образа жизни, самоорганизации и планирования личной и профессиональной карьеры |[8] ; [9].


ЛИТЕРАТУРА

1.                Абдуллаева М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход. Психол. журн. 2004; 2 (2): 86-95.

2.                Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003; 336с.

3.                Maslach C, Jackson S. MBI: Maslach Burnout Inventory; manual research edition.— California, 1986.

4.                Freundenberger H.J. Staff burnout // Journal of Social Issues, 1974.-Vol. 3 0 . - P . 1.

5.                Полякова О. Б. Психогигиена и профилактика профессиональной деформации личности. Ч. I. Профессиональные деформации личности.— М.: МГУТУ, 2004. — 88 с.

6.                Полякова О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональной деформации личности. Ч.П. Психопрофилактика профессиональных деформаций.—М.: МГУТУ, 2004.— 88 с.

7.                Полякова О. Б. Психогигиена и профилактика профессиональной деформации личности: Рабочая программа и методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов специальности 033400 «Педагогика» всех форм обучения.- М.: МЕУТУ, 2005 . - 44 с.

8.                Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.: СПбГУ, 2000.- 504 с- С. 443-462.

9.                Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ — СПб.: СПбГУ, 1997.- Вып. 2 (№ 13).—Сер. 6.

 


Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (06.11.2012)
Просмотров: 735 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки