Ковальчук М.Л., Шумаков С.И., Копылова Ю.Л. - Принятые к публикации материалы - Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Суббота, 10.12.2016, 21:26
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [74]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" » Принятые к публикации материалы

Ковальчук М.Л., Шумаков С.И., Копылова Ю.Л.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ ОРГАНИЗОВАННЫЕ ДЕТСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ

Ковальчук М.Л., Шумаков С.И., Копылова Ю.Л.


Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области»
 г. Курск

Профилактический медицинский осмотр – одна из форм активной медицинской помощи населению, направленная в основном на выявление ранних форм заболеваний, что необходимо для своевременного лечения и разработки соответствующих профилактических мероприятий.
Профилактическим осмотрам подлежат дети перед поступлением в дошкольное учреждение, за год до поступления в школу, перед поступлением в школу, в конце первого года обучения, при переходе к предметному обучению (4-5 класс), в возрасте 15 лет и перед окончанием школы (16-17 лет включительно).
Одной из основных задач проведения профилактического осмотра является раннее выявление лиц с понижением остроты слуха и зрения, с дефектом речи, со сколиозом и нарушением осанки.
Наибольших удельный вес среди диагностируемых патологических состояний занимают нарушения осанки. При этом наблюдается увеличение доли детей, страдающих нарушением осанки: в 2011 году прирост по отношению к 2010 году составил 18,7 %, по отношению к 2006 году – 108,2 %. Таким образом, за период 2006-2011 гг. произошло более чем двукратное увеличение доли детей, имеющих нарушения осанки, выявленные при проведении профилактических осмотров.
Второе ранговое место занимают лица с понижением остроты зрения. Доля таких детей меняется незначительно, отмечается небольшая тенденция к снижению (средний многолетний показатель составил 7,14 %, убыль в 2011 году относительно 2006 года составила 4,8 %).
На третьем месте находятся дети с различными дефектами речи, снижение доли данной группы нарушений более выражено: убыль в 2011 году относительно 2010 года составила 2 %, относительно 2006 года – 13,8 %. Средний показатель за 2006-2011 гг. составил 3,67 %.
Доля лиц со сколиозом также уменьшается: если в 2006 году сколиоз отмечался у 3,72 % осмотренных, то в 2011 году – 2,2 % (снижение на 41 %). Средний многолетний показатель составил 3,05 %, снижение в 2011 году относительно предыдущего года составило 5,4 %.
Доля детей с понижением остроты слуха остается практически постоянной и колеблется от 0,17 % до 0,19 % от общего количества осмотренных, средний показатель составил 0,18 %.
Результаты профилактических осмотров, проведенных в 2011 году, показывают, что с увеличением возраста осматриваемых возрастает удельный вес лиц, с понижением остроты слуха. Так при среднем показателе 0,18 % от общего числа осмотренных, наиболее низкий показатель (0,08 %) отмечается у детей перед поступлением в ДДУ, наиболее высокий – у детей 16-17 лет перед окончанием школы (0,36 %). По-видимому, причиной более высоких показателей снижения остроты слуха в старших возрастных группах служит естественный процесс накопления в популяции лиц перенесших различные заболевания ЛОР-органов, повлекшие за собой ухудшение слуха.
Снижение остроты зрения более распространенное явление, чем снижение остроты слуха (0,18 % и 7,13 % соответственно от всех осмотренных в 2011 году детей). Наиболее низкий показатель (4,12 %) также отмечается у детей перед поступлением в ДДУ, наиболее высокий – перед окончанием школы (15,57 %). Вероятность негативного влияния неблагоприятных факторов учебного процесса на органы зрения можно существенно снизить. Оптимальная освещенность рабочего места ученика, учет особенностей зрения при размещении учеников в классной комнате, чередование активных занятий и предметов, требующих длительного напряжения органа зрения, гимнастика для глаз, оптимальная настройка монитора компьютера – необходимые условия сохранения зрения.
Высокие показатели детей с дефектами речи отмечаются в младших возрастных группах (перед поступлением в дошкольное учреждение – 13,99 %, за год до поступления в школу – 14,76 %) и обусловлены в основном физиологической дислалией, то есть нарушение звукопроизношения обусловлены недостаточным развитием органов артикуляции у детей. С возрастом данные нарушения проходят, особенно при регулярных занятиях ребенка со специалистами, и перед окончанием школы количество детей с дефектами речи не превышает 1 %.
Распределение детей со сколиозом и с нарушением осанки, выявленные при проведении профилактических осмотров, выглядит примерно одинаково. Сколиоз перед поступлением в дошкольное учреждение обнаруживается у 0,24 % осмотренных, за год до поступления в школу – у 0,74 % осмотренных, в 15 лет сколиоз выявляется уже в 5,84 % случаев, в 16-17 лет – в 6,31 % случаев. Аналогичная ситуация наблюдается с нарушением осанки: перед поступлением в дошкольное учреждение данная патология обнаруживается в 3,52 % случаев, за год до поступления в школу – в 7,12 % случаев, в конце обучения нарушение осанки выявляется у 4 из 10 осмотренных при профилактических осмотрах детей (40,97 % в 15 лет, 41,28 % в 16-17 лет).
Неправильная посадка за партой в школе и за столом дома, несоответствие мебели антропометрическим данным ребенка способствуют развитию различных нарушений осанки, в том числе и сколиоза. В профилактике различных нарушений осанки большое значение имеет рационально организованные уроки физического воспитания, построенные с учетом физкультурной группы ребенка.
Обобщающим показателем физического развития и состояния здоровья детей и подростков можно считать отнесение ребенка к той или иной группе здоровья.
К первой группе здоровья (здоровые дети) в 2011 году относилось 16,65 % учащихся, ко второй группе (дети с некоторыми функциональными и морфофункциональными нарушениями) – 64,71 %, к третьей группе (дети с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии) – 16,95 %, к четвертой группе (дети с хроническими заболеваниями в активной стадии) – 1,18 %, к пятой группе (дети с тяжелыми хроническими заболеваниями) – 0,52 %.
В среднем за период 2007-2011 гг. первая группа здоровья отмечалась в 15,31 % случаев, минимальный показатель зарегистрирован в 2007 году (9,76 %), наиболее высокий – в 2010 году (17,93 %). В целом прослеживается тенденция к увеличению доли детей первой группы здоровья, однако в 2011 году показатель несколько снизился (–7,1 %). Прирост доли детей первой группы здоровья в 2011 году относительно 2007 года составил 70,5 %.
Вторая группа детского здоровья в среднем за период 2007-2011 гг. составляет 64,12 %, наиболее низкий показатель зарегистрирован в 2009 году (58,96 %), наиболее высокий – в 2007 году (71,25 %). В сравнение с 2007 годом наблюдается снижение доли детей второй группы, однако в 2010 и 2011 году отмечается рост показателя. Убыль доли детей второй группы здоровья в 2011 году относительно 2007 года составила 9,2 %.
Третья группа здоровья детей в 2007-2011 гг. в среднем отмечается в 18,84 % случаев, максимальный показатель отмечался в 2008 году (22,27 %), минимальный – в 2010 году (15,81 %). В целом за исследуемый период отмечается тенденция к снижению показателя. Убыль доли детей третьей группы здоровья в 2011 году относительно 2007 года составила 3 %.
Четвертая группа здоровья в среднем отмечается в 1,27 % случаев (от 1,04 % в 2010 году до 1,46 в 2007 году); пятая группа здоровья в среднем отмечается в 0,46 % случаев (от 0,06 % в 2007 году до 0,63 % в 2010 году).
Формирование здоровья детского населения происходит под влиянием факторов окружающей среды, в том числе среды образовательных учреждений. Развитие патологических состояний во многом определяется влиянием таких факторов, как неудовлетворительные показатели освещенности, микроклимата, неправильная расстановка и несоответствие мебели росто-возрастным особенностям детей, нерациональный режим учебно-воспитательного процесса, плохая организация питания в учреждении, то есть не соответствие объектов санитарно-гигиеническим требованиям.
В 2011 году соответствовало санитарно-гигиеническим требованиям (I группа санитарно-эпидемиологического благополучия) 781 объект (53,4 %), что выше среднего по России показателя (41,3 % в 2010 г.). Целенаправленная работа проводилась с объектами II группы санитарно-эпидемиологического благополучия (ремонт систем искусственного освещения, проведение текущих ремонтов учебных и вспомогательных помещений, закупки нового оборудования в классы), в результате чего удалось добиться перевода 8 объектов в 1 группу санитарно-эпидемиологического благополучия, тем самым увеличив удельный вес благополучных объектов 2 группы на 0,5%.
В результате закрытия объектов, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям (24 общеобразовательных учреждений), проведения капитальных ремонтов и реконструкции (10 учреждений для детей и подростков), доведения уровня искусственной освещенности до оптимальных значений, подключения к водоснабжению и канализации, проведения капитального ремонта систем отопления и подключения к центральной системе отопления удельный вес объектов III группы снизился в 2 раза и на конец 2011г. составил 1,7% (в среднем по РФ в 2010г. – 2,9%).
В текущем году 71,3% детских дошкольных, 58% интернатных учреждений, 42% общеобразовательных, 41% средних профессиональных и 75,8% оздоровительных учреждений благополучны в санитарно-эпидемиологическом отношении.
В Курской области сформировалась тенденция снижения удельного веса неудовлетворительных в санитарно-эпидемиологическом отношении учреждений (III группа объектов). В результате закрытия объектов, не отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям, проведения капитальных ремонтов и реконструкции за истекшие пять лет удельный вес объектов III группы снизился на 5,3 % и составляет 1,7% (в среднем по РФ в 2010г. – 2,2 %). Наибольшее количество объектов, относящихся к III группе санитарно-эпидемиологического благополучия (неблагополучные), отмечается среди общеобразовательных школ области – 2,9 %.
Санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к детским и подростковым учреждениям, разрабатываются с учетом морфологических, функциональных и психологических особенностей растущего организма на различных этапах его развития. Таким образом, соблюдение санитарного законодательства позволяет создать безопасные условия для жизнедеятельности детей и подростков, их полноценного физического развития, обеспечить низкий уровень заболеваемости.

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (29.10.2012)
Просмотров: 610 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки