М.А. Суханов, Е.Н. Дубовицкая - Принятые к публикации материалы - Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Вторник, 06.12.2016, 18:59
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [74]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" » Принятые к публикации материалы

М.А. Суханов, Е.Н. Дубовицкая

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА.

 

М.А. Суханов, Е.Н. Дубовицкая

 

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области,

город Ульяновск, Россия

 

 

Одной из основных задач СГМ, определяемой Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2006 г. N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга",  является подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.

Информирование лиц, принимающих управленческие решения, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения по результатам ведения СГМ, регулируется Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного приказом МЗиСР от 19.10.2007 № 656, приказом Роспотребнадзора  от 5 декабря 2006 г. N 383 "Об утверждении Порядка информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения о результатах полученных при проведении социально-гигиенического мониторинга".

Проведение СГМ - это система наблюдения, которая не имеет своей целью непосредственное устранение допускаемых нарушений в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и как мера государственного регулирования, этим и отличается от такой меры, как государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соответственно, принимаемые управленческие решения носят чаще всего программный характер, который воплощается в большей степени в целевых программах субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления. Основой программы субъекта всегда является финансирование того или иного пункта (подпункта). Эффективность постановлений Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации по профилактике массовых неинфекционных заболеваний в связи с воздействием факторов среды обитания в настоящей статье не рассматривается.

Приходится в настоящее время учитывать, что большинство областных целевых программ  ежегодно подвергается пересмотру. Например, постановлением Правительства Ульяновской области от 23 декабря 2011 г. N 637-П "О приостановлении действия отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) Правительства Ульяновской области",  изменено финансирование 41 целевой программы. Риск неисполнения программных мероприятий очень высокий.

         Управленческие же решения органов местного самоуправления большей своей частью основываются на упорядочении и структуризации работы в пределах существующих полномочий и финансирования, повышении организации работы и координации деятельности.

Внесение в Правительство или Законодательное собрание субъекта документа сопряжено с длительной процедурой, что в купе с высоким риском неисполнения программных мероприятий нивелирует высокие трудозатраты.

По этому, одним из направлений по реализации материалов социально-гигиенического мониторинга является работа с органами местного самоуправления.

Принимаемые управленческие решения в муниципальных образованиях явились основным инструментом для предотвращения распространенности йод-дефицитных  состояний. В районах области: Новоспасский, Сурский, Павловский, Цильнинский, Вешкаймский, Майнский и Карсунский были приняты и действуют программы и иные документы, направленные на стабилизацию и уменьшение патологии, вызванной дефицитом йода.

Своевременная и  качественная разработка программных мероприятий в 2009 году в Карсунском районе (Программа «Профилактика йод-дефицитных заболеваний на 2009-2010» в МО  «Карсунский район»), позволила снизить распространенность в районе анализируемых состояний с 51,36 в 2008 году  до 28,68 в 2011 (или в 1,79 раза), с прогнозом на 2012 год  на уровне областных показателей 24,28±2,12 на 1000 населения, 

В Майнском районе – принятый План мероприятий по профилактике йододефицитных состояний у населения Майнского района на 2010 год, приказ управления образования в 2009 году  позволили снизить распространенность в сравнении с 2008 годом более, чем в 2 раза по состоянию на 01.01.2012. В 2008 году распространенность составляла 41,25 , в 2011 году- 19,22,  с прогнозом на 2012 год 11,51 ±5,39 на 1000 населения.

Такой же положительный эффект произвели  принятые программы  в Павловском районе в 2009 году и  в  Вешкаймском районе в 2010 году. Причем в Павловском районе налажено производство хлебобулочных изделий, обогащенных йодом.


Как видно из таблицы 1, не достигнут эффект из принятых управленческих решений в 2009-2010 г.г. только в Новоспасском районе. Однако, положительным фактором принятия управленческих решений в Новоспасском районе является снижение распространенности патологии среди детей 5-9 лет почти в 2 раза (с 141,71 в 2008 году до 72,18 в 2011 году на 1000 детей соответствующего возраста) и среди детей 10-14 лет с 182,80 в 2008 году до 159,58 в 2011 году при прогнозе на 2012 год среди этой возрастной группы 118,27±35,08 на тысячу детей.     

После принятия соответствующих документов и проведения по ним работы в муниципальных образованиях и в целом по области изменилась ситуация   с болезненностью, связанной с дефицитом йода (рис.1).


Обеспечение токсикологического мониторинга в Ульяновской области организовано на основании   совместного приказа Управления Роспотребнадзора Ульяновской области  и Министерства здравоохранения Ульяновской области издан и действует по настоящее время Приказ от 03.09.2008г.  № 253/457 «Об организации работы по токсикологическому мониторингу в Ульяновской области».

По его результатам в целях профилактики острых отравлений веществами химической этиологии в области в период с 2008 года  было инициировано 6 управленческих решений. Все они направлены, учитывая сложившуюся ситуацию,  на профилактику отравлений в первую очередь от спиртсодержащей продукции. В 2008 году по материалам ведения токсикологического мониторинга Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в МО приняты: Постановление Главы Администрации МО «Кузоватовский район»  от 03.12.2008 № 524 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с пьянством и алкоголизмом на территории МО «Кузоватовский район», План по профилактике отравлений суррогатами алкоголя в МО «Ульяновский район»,  План мероприятий по профилактике алкоголизма на территории муниципального образования «Инзенский район».    В 2009 году в МО «Майнский район» разработан план мероприятий по профилактике алкоголизма на 2009 год, а также в целях усиления санитарно-гигиенического образования населения, формирования здорового образа жизни и профилактики отравлений токсическими веществами принят комплексный план мероприятий «Год здорового образа жизни в муниципальном образовании «Майнский район». В 2010 году, вследствие недостаточной эффективности ранее проведенных мероприятий, принят «План мероприятий по профилактике алкоголизма на территории муниципального образования «Инзенский район на 2010 год». В 2011 году  инициировано Постановление  Главы Администрации района №410-П от 16.05.2011 «О мерах по усилению профилактики алкоголизма на территории  Цильнинского района».

В связи с тем, что токсикологический мониторинг осуществлялся в муниципальных образованиях только с 2006 года, нет возможности оценить математическим инструментом эффективность решений, принятых в 2008-2009 г.г.

Ниже  представлены графики динамики острых отравлений спиртсодержащей продукцией в Инзенском, Кузоватовском, Майнском и Ульяновском районах и, в качестве сравнительного показателя,  в Ульяновской области (рис.2). На всех графиках районов видно снижение количества отравлений после принятия управленческого документа с пиком в год его издания и показывают, что распространенность  случаев отравлений спиртсодержащими жидкостями в снижена диапазоне от 1,3 (МО «Майнский район»)   до  10,0 ( МО «Кузоватовский район») раз.


Оценка эффективности  Постановления  Главы Администрации района №410-П  от 16.05.2011 «О мерах по  усилению профилактики алкоголизма на территории  Цильнинского района»  проведена в соответствии с методическими рекомендациями  «Социально-гигиенический мониторинг. Анализ медико-демографических и социально-экономических показателей на региональном уровне», утвержденных приказом Роспотребнадзора от 20.09.2010 № 341 (табл.2).

Всего отравлений  ООХЭ за прошедший период  текущего года в Цильнинском районе по состоянию на 01.11.2012 года составило 83,26  на 100 тыс. населения (годовой  прогноз 101,36±85,12), отравлений спиртсодержащей продукцией 39,82 на 100 тыс. (годовой прогноз  50,68±36,29 ),  смертность от ООХЭ составила 14,48 с годовым прогнозом 18,1±21,29 на 100 тыс. населения. Даже не смотря на незаконченность периода можно сделать вывод, что количество отравлений, в том числе спиртсодержащей продукцией, а также смертность от ООХЭ снизилась от 1,5 до 3 раз.


В 2011 и 2012 годах работа по инициированию управленческих решений в муниципальных образованиях продолжена. В 2011 г. во исполнение  рекомендаций  Управления  Роспотребнадзора по Ульяновской области «О необходимости  подготовки  управленческого  решения  по  профилактике  йоддефицитных  состояний»,  подготовленных  по  результатам  социально-гигиенического  мониторинга, проводимого  в Ульяновской области действовали районные программы «О профилактике йод-дефицитных  заболеваний  на  2011-2013 гг.» (МО  «Новоспасский район»,  МО  «Цильнинский район», МО «Вешкаймский», МО «Павловский район»). В 2011 г. в Сурском районе Ульяновской области постановлением Главы Администрации МО «Сурский район» Ульяновской области от 05.12.2011 г. № 648-П-А утверждена муниципальная целевая программа «Профилактика йод-дефицитных заболеваний в муниципальном образовании «Сурский район» на 2012-2013 годы». В 2012 году подготовлены управленческие решения по профилактике йод-дефицитных состояний в Тереньгульском и Радищевском районе, по профилактике ООХЭ  - «Комплексный план мероприятий по снижению уровня острых бытовых отравлений химической этиологии, в том числе алкоголя в Барышском районе (2012-2013 годы)».

 Управленческие решения, принимаемые органами местного самоуправления муниципальных образований  области,  являются эффективным средством по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения  муниципального образования, а также как в случае с йод-дефицитными состояниями, могут улучшать ситуацию в целом по субъекту.


Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (09.11.2012)
Просмотров: 736 | Рейтинг: 5.0/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки