М.А. Суханов, Ф.Е. Тимошин - Принятые к публикации материалы - Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Понедельник, 05.12.2016, 13:37
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [74]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" » Принятые к публикации материалы

М.А. Суханов, Ф.Е. Тимошин
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГНОЗА ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕТОДОМ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ АНАЛОГИИ.

М.А. Суханов, Ф.Е. Тимошин

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области,
город Ульяновск, Россия


В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и граждан Российской Федерации по обеспечению условий для устойчивого демографического развития страны Президент РФ 9 октября 2007 г. издал Указ N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года". Роспотребнадзором осуществляется социально-гигиенический мониторинг, данными 2-го этапа которого являются медико-демографические показатели (разделы 1 и 2).
С методическими рекомендациями «Социально-гигиенический мониторинг. Анализ медико-демографических  и социально-экономических показателей на региональном уровне» утвержденных приказом Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.09.2010 № 341, учреждениями Роспотребнадзора получен  инструмент для выполнения прогноза медицинских, демографических, социальных и экономических показателей, отличающийся относительной простотой и сходимостью, что позволяет экономить время в условиях бюджетирования, ориентированного на конечный результат.
Цель настоящей работы - оценить качество среднесрочного интервального прогноза, проведенного на базе анализа динамических рядов методом математической аналогии и его сходимость с фактическими показателями.
По стечению обстоятельств, при внедрении указанных методических рекомендаций, была дана  оценка  прогнозу демографических показателей в области при разработке «Схемы территориального планирования» Ульяновской области, произведенный ФГУП Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт урбанистики Росстроя в 2009 году.
По данным этого института общая численность Ульяновской области по итогам 2010 года должна была составлять по инерционному прогнозу 1266,0 тыс. человек, по оптимистическому 1275,0, а в период 2011-2015 г.г. – по инерционному прогнозу- 1190,0, по оптимистическому 1235,0 тыс. человек (табл.1).

В «Схеме территориального планирования» был произведен расчет по инерционному и оптимистическому сценарию численности населения области методом «передвижки по возрастам». Институтом строилась инерционная модель, предполагающая сохранение существующих возрастных показателей естественного и механического движения, что определило  сокращение населения области к 2030 г. до 960 тыс. чел. Для расчета было принято увеличение возрастных коэффициентов рождаемости по этапам до 1,25 по отношению к современному уровню, то есть восстановление простого типа воспроизводства населения. Также предполагалось сокращение механического оттока населения из области.
Нет необходимости упоминать, что все расчеты потребности по обеспечению объектами социальной инфраструктуры, доступности объектов здравоохранения, школьного, дошкольного образования  и другие проектные показатели градостроительства базируются на численности населения, половом и возрастном составе.
В связи с крайне пессимистичным прогнозом, выполненным по «оптимистическому сценарию» для проверки гипотезы института урбанистики, Распоряжением 26.11.2010 № 1243-р по Управлению Роспотребнадзора по Ульяновской области была образована  рабочая группа  с участием представителей Территориального органа Росстата по Ульяновской области (далее Ульяновскстат), Управления записи актов гражданского состояния Ульяновской области и Министерства здравоохранения Ульяновской области. По результатам работы рабочей группы Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области выполнен прогноз по показателям «количество населения», «количество родившихся», «количество умерших» по территориям; даны предложения по корректировке Министерству строительства Ульяновской области; инициированы, и были приняты в 2011 году,  управленческие решения по улучшению демографической ситуации в муниципальных образованиях области «Сенгилеевский район», «Чердаклинский район», «Новоспасский район», «Базарносызганский район», «Старокулаткинский район»; Ульяновскстатом предложены изменения в демографические показатели РИФ социально-гигиенического мониторинга в период 2000-2006г.г.
Интервальный прогноз был выполнен методом математической аналогии и показатель «количество населения области» по состоянию на 01.01.2011 предполагался 1289125 ± 6698 человек (табл.2) (динамический ряд представлен годовым показателем с 2000 года). Величина достоверности аппроксимации составила 0,998. Фактическое же значение, по данным Ульяновсктата, численности постоянного населения на ту же дату составило 1289,9 тыс. человек ( Статистический ежегодник. Ульяновская область, 2011 (Стат.сб. - Ул., 2011 -с.41). Таким образом, отклонение от прогнозируемой величины составило меньше 12% СТОШУХ.
Количество родившихся и умерших по годам, как прогнозируемое, так и фактическое, представлено в таблице 2, где СТОШYX - стандартная ошибка регрессии, ∆ - разница между прогнозируемой и фактической величинами, выраженная в доле СТОШYX.

Разница между фактическим количеством жителей области по состоянию на 01.01.2011  и прогнозируемым методом математической аналогии составила  775 человек или 0,06% от населения Ульяновской области. В доле стандартной ошибки регрессии это составило 0,12. Количества родившихся и умерших в целом по области на 2011 год также входят в прогнозируемые интервалы, определенные  методом математической аналогии.
В тоже время по прогнозу «методом передвижки возрастов» выявлено значительное несовпадение в прогнозных данных, в частности на конец 2010 года, когда предполагалось по «оптимистическому сценарию» института урбанистики 1275,0 тыс. человек, фактически 1289,9 тыс. человек, что предполагает преуменьшение населения области в объеме сравнимой с численностью одного района- 14 900 (среднее количество человек в районе Ульяновской области 23257,4).
Прогнозируемая величина количества жителей области методом математической аналогии на 2 периода (по состоянию на 01.01.2012)  составила 1282985±7719 , при фактических данных - 1282094 человек, или, в доле СТОШYX,  отклонение прогнозируемой величины от фактической составило как и в расчете  на один период – 0,12.
Прогноз на муниципальном уровне имеет меньшую степень сходимости с фактическими величинами. При проведении прогноза по муниципальным образованиям Ульяновской области  на 2011 год с динамикой  за годы с 2000 по 2010 получились следующие данные по показателю «количество населения».

Несмотря на то, что период взят больше, чем минимально рекомендуемый МУ,  утвержденных приказом Роспотребнадзора от 20.09.2010 № 341, в пределах одной стандартной ошибки регрессии прогноз сошелся для 8 муниципальных образований, от 1 до 4 – для 5 , от 4 до 10- для 6, свыше 10 – для 4 муниципальных образований (районы области Кузоватовский, Старомайнский, Радищевский, Старокулаткинский). Причем СТОШYX составлял от прогнозируемой величины крайне малую часть – 0,2 – 0,5%. Для всех территорий прогноз можно назвать допустимым, кроме муниципального образования «Кузоватовский район».
Таким образом,  среднесрочный интервальный прогноз на базе анализа динамических рядов методом математической аналогии может быть применен с  высокой степенью вероятности подтверждения на уровне субъекта и требует дополнительной информационной и математической поддержки на муниципальном уровне. В  качестве оценочного или сравнительного показателя может быть использован для разработки управленческих решений и дальнейшей оценки их эффективности.


Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (21.11.2012)
Просмотров: 680 | Рейтинг: 4.8/27
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки