Медведева А.В., Пархимович И.А., Лебедева Г.С., , Смыслова С.М. - Принятые к публикации материалы - Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Суббота, 10.12.2016, 21:26
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [74]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция «Актуальные вопросы ведения СГМ" » Принятые к публикации материалы

Медведева А.В., Пархимович И.А., Лебедева Г.С., , Смыслова С.М.
АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛАХ С ПРОДЛЕННЫМ ДНЕМ Г. ЧЕРЕПОВЦА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Медведева А.В.,  Пархимович И.А., Лебедева Г.С., , Смыслова С.М.

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области, Череповец, Россия


Успешность обучения в настоящее время достигается ценой интенсивной умственной деятельности учащихся, обусловленной повышенным объемом учебной нагрузки в условиях дефицита учебного  времени. Для учащихся большинства учебных заведений характерны постоянное психоэмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, длительное пребывание в сидячей позе, снижение двигательной активности и времени нахождения на свежем воздухе. Обучение детей в школах с повышенным уровнем основного образования, в специализированных учебных заведениях с дополнительной учебной нагрузкой, работающих в режиме полного дня усугубляет влияние дидактогенного фактора, т.е. тех условий, в которых протекает процесс обучения.
С 2001 года г. Череповец присоединился в международному проекту Европейского Регионального Бюро (ЕРБ) Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «Здоровые города». В г. Череповце в рамках проекта «Здоровый город» разработаны условия и ежегодно проводится конкурс и выставки «Здоровая школа». Целью конкурса является пропаганда применения здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях и вовлечения новых учреждений для участия в работе по данному направлению.
В каждом образовательном учреждении города на сегодня используются отдельные принципы, направленные на сохранение здоровья обучающихся. В специализированных учреждениях города внедрены и реализуются на протяжении последних 5-6 лет программы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: в МОУ «СОШ №26» программа «Здоровье», в МОУ «СОШ №21» «Программа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни учащихся и педагогов», в МОУ «Женская гуманитарная гимназия» программа «Где здоровье – там жизнь», в МОУ «СОШ №42» комплексно-целевая программа «Школа укрепления здоровья», в МОУ «НОШ №41» программа «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса школы русской культуры».
Следует отметить, что все учреждения, работающие в режиме полного дня, размещаются в типовых зданиях, обеспечены спортивными площадками, оснащены учебной мебелью и имеют искусственное и естественное освещение в соответствие с гигиеническими нормативами. Вместе с тем, с учетом специфики учреждения в рамках существующих программ по здоровьесбережению разработаны и применяются дополнительно авторские разработки по ряду направлений.
Так, например, в МОУ «СОШ №21» внедрена программа «Зрение». На уроках системно проводятся упражнения для профилактики утомления глаз. С целью обеспечения зрительно-поисковой и телесной активности в пространстве каждый учебный кабинет начальной школы оснащен подвижными «Сенсорными крестами», которые двигаются по воле учителя или учащихся вокруг оси на тросовой системе. Они используются для крепления карточек с заданиями. Ручные сенсорно-дидиктические фиксаторы служат для фиксации наглядного материала и обеспечивают режим подвижных зрительных образов.
В МОУ «СОШ №26» для профилактики нарушений зрения проводится комплекс упражнений с движущимися предметами на интерактивных досках, что способствует снижению утомляемости глаз.
В целях формирования в процессе начального образования правильной осанки и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата в МОУ «СОШ №21» внедрена программа «Осанка»: в учебный процесс введен режим динамических поз (чередование положений стоя-сидя) с использованием конторок, применение упражнений профилактической и коррегирующей направленности.
При применении программы «Двигательная активность» в МОУ «СОШ №21» двигательный режим учащихся оптимизирован в учебное и внеучебное время за счет проведения спортивного часа в группах продленного дня, проведения зарядки, насыщенной динамической паузы, физкультминуток в 1-7 классах, эмоциональных и двигательных разрядок, групповых форм работы, режима смены динамических поз. Учащиеся через каждые 15 минут меняют рабочее положение, одни сидят за партой, другие стоят на коврики-аппликаторе,  сняв обувь, а  также за счет того, что дидактический материал учитель размещает по периметру класса или на сенсорных крестах, что позволяет учащимся в поисках необходимого ответа двигаться по классу.
В МОУ «СОШ №26» программа «Динамическая пауза как один из способов сохранения здоровья обучающихся и педагогов на уроке» включает в себя проведение физкультминуток со всеми обучающимися с 1 по 11 класс. Физкультминутки проводятся разного вида: танцевальные, оздоровительно-гигиенические (физкультурно-спортивные, массаж), игровые (двигательно-речевые, подражательные, пальчиковые). Для улучшения осанки и повышения двигательной активности во внеурочное время со всеми учащимися начальных классов проводится программа «Хореография» по одному часу 2 раза в неделю.
Спецификой обучения учениц МОУ «Женская гуманитарная гимназия» на протяжении многих лет являлось снижение двигательной активности учениц. В данном направлении разработана система мер, направленных на снижение гиподинамии и повышение физической активности учениц. Программа носит многоаспектный характер и включает в себя работу, как на уроках физкультуры, так и активную спортивную деятельность во внеурочное время. Кроме собственной спортивной базы используются спортивные сооружения, находящиеся в непосредственной близости к гимназии (нестандартный стадион, бассейн «Нептун»).
Активная работа администрации учебных заведений, медицинских работников, педагогов способствовала появлению отдельных положительных моментов.
При анализе предварительных результатов состояния здоровья в МОУ «СОШ №26» отмечено улучшение показателей остроты зрения среди обучающихся (на начало эксперимента 33% учащихся с нарушениями зрения, через 2 года – 12% учащихся с нарушениями зрения), в МОУ «СОШ №21» отмечено улучшение зрения в экспериментальных классах у девочек (в 1 классе 21% с нарушениями зрения, к 4 классу – 11%). В МОУ «СОШ №26» изменился состав групп по физической культуре: за 4 года значительно уменьшилось количество обучающихся со специальной медицинской группой и учащихся, которые освобождены от физкультуры (количество учащихся относящихся к основной медицинской группе возросло за 4 года на 2,6%, количество учащихся относящихся к специальной медицинской группе снизилось на 3,2%, количество учащихся освобожденных от физкультуры снизилось на 1,5%). В МОУ «Женская гуманитарная гимназии»  (количество учащихся относящихся к основной медицинской группе возросло за 4 года на 6%, количество учащихся относящихся к подготовительной медицинской группе снизилось на 1%, относящихся к специальной медицинской группе нет (в 2009 году – 5%). Уменьшилось количество детей часто и длительно болеющих в 2 раза.
Выводы.
1.    Внедрение здоровьесберегающих режимов в образовательных учреждениях города Череповца за последние 5-6 лет позволило стабилизировать или снизить темп ухудшения показателей состояния здоровья учащихся в отдельно взятых специализированных учреждениях по отдельным показателям.
2.    Снижение темпов ухудшения показателей состояния здоровья учащихся свидетельствует об эффективности применения технологий здоровьесбережения в школах с продленным днем и подтверждает необходимость более широкого применения их и в других образовательных учреждениях города.


Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (21.11.2012)
Просмотров: 605 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки