Букреева Е.Ю., Семикина Е.В., Шепелева О.М. - Принятые к публикации материалы - Конференция "АПЭИиНЗ" 1 - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Четверг, 30.03.2017, 15:33
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [36]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция "АПЭИиНЗ" 1 » Принятые к публикации материалы

Букреева Е.Ю., Семикина Е.В., Шепелева О.М.
Состояние здоровья и заболеваемость детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения города Курска
Букреева Е.Ю., Семикина Е.В., Шепелева О.М.
Курский государственный медицинский университет
Кафедра общей гигиены

Быстрое вступление  России в рыночные отношения, изменения происходящие  в обществе, требуют изменения сознания, требуют приложения максимума сил для проведения необходимых преобразований в стране. Для этого нужны члены общества, здоровые физически и нравственно.  Важнейшей задачей любого государства является подготовка нового поколения. Воспитанию таких членов общества призваны все организации, отвечающие за молодое поколение, в том числе и детские дошкольные  учреждения.                                                                             
        Вопросам  организации оздоровительных мероприятий в условиях дошкольных учреждений посвящено немало литературных публикаций в специальной и периодической печати. На современном этапе развития дошкольного образования это направление становится все более значимым.
        С древнейших времен медицина занимается  сохранением здоровья и  продлением жизни, а также изучает влияние социальных факторов  на состояние здоровья.  Большое значение приобретает изучение гигиенических и медицинских аспектов состояния здоровья различных групп населения, в том числе и изучение состояния здоровья  и физического развития детей в детских дошкольных учреждениях.
        В настоящее время обостряется эпидемиологическая обстановка во всем мире, что вызывает опасение за состояние общественного здоровья. Сферой практического  применения медицины наряду с лечением больных является  профилактика заболеваний и, в первую очередь,  детей, посещающих детские дошкольные учреждения.
        Известно, что Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье «как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов». Данная формулировка справедливо критикуется за идеализацию цели, субъективное понимание благополучия, статичность в рассмотрении здоровья и абсолютизацию полного благополучия, которое ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, а значит, и к снижению сопротивляемости и предпосылке нездоровья (В.А. Лищук, 1992).
Наиболее полным нам представляется определение А.Г. Щедриной (1989), которая с позиций системного подхода предлагает считать здоровье как целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генома (совокупность генов) в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. Рассматривая здоровье как единое целое, ученые в то же время выделяют в нем взаимосвязанные части: телесное и духовное; физическое, психическое и социальное; физическое, психоэмоциональное, интеллектуальное, социальное, личностное и духовное. Вслед за И.И. Брехманом (1990), В.В. Колбановым, Г.К. Зайцевым (1992) мы придерживаемся трехкомпонентной структуры здоровья, в которую входят физический, психический и социальный элементы.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Целью исследования является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения города Курска, здоровьесберегающих технологий, применяемых в дошкольных образовательных  учреждениях, и разработка на этой основе научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы сохранения и укрепления здоровья детей. Для достижения поставленной цели определены  следующие задачи:
1. Оценить динамику показателей здоровья в дошкольных образовательных учреждениях Курской области.
2. Провести оценку физического развития детей (по данным антропометрии).
3. Провести анализ социально-биологических факторов (по данным анкетирования родителей).
4. Изучить особенности организации здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях Курской области.
5. Разработать практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию здоровьесберегающих технологий для дошкольных образовательных учреждений Курской области.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Комплексное медико-социальное исследование состояния здоровья дошкольников, посещающих ДОУ Курской области проводилось с 2008-2010 г.г на базе 20 дошкольных образовательных учреждений города Курска. С целью обеспечения качественной однородности отбор единиц наблюдения проводился с учетом возраста дошкольников, типа дошкольного образовательного учреждения. Основными объектами исследования являлись дети 3-4 лет.
Для решения поставленных задач применен комплекс современных социально-гигиенических методов.
Исследование анамнеза осуществлялось путем выкопировки данных из учетных форм: ф.№112/у «История развития ребенка», ф.№026/у «Медицинская карта ребенка».
Изучение заболеваемости детей проводилось путем выкопировки данных из учетных форм: ф.№112/у, ф.№026/у, данных периодических медицинских осмотров, по листу уточненных диагнозов согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10), с последующим расчетом индекса здоровья, частоты заболеваний, структуры хронической патологии. Определялись группа здоровья, как интегральный показатель состояния здоровья детей.
Антропометрические показатели используются для контроля за физическим развитием детей и подростков, оценки эффективности проводимых оздоровительных мероприятий, они необходимы для определения режима дня и физической нагрузки ребенка.
Полученные при антропометрических обследованиях числовые данные отдельных признаков (рост, вес, окружность груди и пр.) подвергались обработке методом вариационной статистики для получения средних показателей – стандартов физического развития.
Производилась оценка физического развития по методу сигмальных отклонений. Метод сигмальных отклонений является наиболее простым. Показатели физического развития индивидуума сравнивались со средними арифметическими соответствующих возрастно-половых групп, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или – ) делят на среднее квадратическое отклонение (σ), получая так называемое сигмальное отклонение. Так нами устанавливалось, на какую долю сигмы или на сколько сигм индивидуальный показатель отличается от средней арифметической этого признака данной возрастно-половой группы. Последовательно определялись сигмальные отклонения для роста, веса, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития.
Такая оценка проводилась по формуле:
V – М / σ,
где V – варианта того или иного признака;
М – средняя арифметическая признака для данной возрастно-половой группы;
σ – среднее квадратическое отклонение.
Результаты оценивались следующим образом: при среднем физическом развитии индивидуальные значения отличаются от возрастных стандартов (М) не более чем на одну сигму в ту или другую сторону.
В зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития (табл. 2).

Таблица 2
 

Оценка физического развития коллектива производилась путем анализа возрастных изменений средних величин и их средних квадратических отклонений, годичных приростов показателей в различные возрастные периоды; выявления половых различий в динамике показателей физического развития. Сравнительная оценка уровня физического развития различных коллективов или одного и того же коллектива в динамике производится путем определения достоверных различий средних величин основных признаков. В том и другом случае сравнению подлежат показатели физического развития однородных возрастно-половых групп.
Достоверность различий средних величин изучаемых признаков определяют путем расчета критерия достоверности (критерия t) по формуле:
 
где М1 и M2 – средние арифметические;
m1 и m2 – средние ошибки средних величин.
Полученный критерий t оценивается следующим образом: если t ≥ 2, то различия средних величин достоверны, если t < 2, то различия не доказаны.
Для анализа заболеваемости по данным медицинских осмотров были рассчитаны следующие показатели.
Частота выявленных заболеваний при профилактических осмотрах:
число заболеваний, выявленных при медосмотре x 1000 / число всех осмотренных.
Частота выявленных заболеваний при профилактических осмотрах по отдельным нозологическим формам:
число заболеваний с данным диагнозом, выявленных при медосмотрах x 1000 / число всех осмотренных.
Структура заболеваемости по данным профосмотров:
число лиц с данным заболеванием x 100 / число всех выявленных больных.
«Индекс здоровья»:
число здоровых лиц x 100 /число всех осмотренных.

РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В результате исследований получены следующие данные:
около  65% детей были рождены матерями в возрасте 20-30 лет;38% матерей и 67% отцов имеют различные хронические заболевания, из них на первом месте стоят заболевания желудочно-кишечного тракта (у отцов) и аллергические заболевания (у матерей).
в удовлетворительных материально-бытовых условиях проживают 85% детей, а 25% - в плохих; при этом 23% детей воспитываются одним из родителей;
патологию течения беременности имели 37% матерей, а у  27% отмечена патология в родах.
На первом году жизни 10% детей часто болели, а 39% детей болели от одного до трех раз за этот период.
    Анализ данных выкопировки результатов профилактических медицинских осмотров о состояния здоровья показал, что детский сад посещали дети, имеющие только II и III группы здоровья. С функциональными отклонениями составляют - 44%, а страдающие хроническими заболеваниями - 56%.
В структуре хронических заболеваний на первом месте – 37% находятся заболевания костно-мышечной системы (плоскостопие, плоско-вальгусные стопы, сколиоз); на втором – 24% аллергические заболевания кожи (атопический дерматит). В большей степени встречаются заболевания органов дыхания (бронхит), носоглотки (хронический тонзиллит)-27% и желудочно-кишечного тракта (хронический гастрит)-9%.
Оценка физического развития (по данным антропометрии) показал, что 85% детей имеют нормальное физическое развитие, два ребенка имеют избыток массы тела, а у 12% выявлен дефицит массы тела. Следует отметить, что средний рост имеют только 89% детей.
Оценка состояния нервно-психического здоровья и развития показала, что большинство детей имеют хорошее нервно-психическое здоровье и средний уровень психического развития.
ВЫВОДЫ
1. Полученные результаты свидетельствуют о том, что дети старшей группы, посещающие ДОУ города Курска, имеют высокую распространенность хронической и функциональной патологии, которая может объясняться неудовлетворительными социально-биологическими факторами (состоянием здоровья матери в момент беременности и условиями проживания). Выявленные особенности обуславливают необходимость создания для этих детей особых условий, способствующих эффективной профилактике и коррекции имеющихся отклонений.
2. Санитарно-эпидемиологические условия, включая режим дня и организацию учебно-воспитательного процесса, соответствуют требованиям СанПин 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». По совокупности оцениваемых параметров ДОУ города Курска было отнесено к I группе санитарно-эпидемиологического благополучия.

Практические рекомендации:
1. Для реализации оздоровительных и профилактических мероприятий в ДОУ  города Курска необходимо оборудовать бассейн, сауну, зал ЛФК, кабинет массажа.
2. Следует предусматривать возможность реализации принципов преемственности не только условий обучения и воспитания, но и оздоровительных технологий в образовательных учреждениях.
3. Учитывая высокую степень распространенности хронической патологии у дошкольников, посещающих ДОУ города Курска необходимо проводить планомерные систематические лечебно-профилактические мероприятия. С этой целью в структуре режима дня после дневного сна необходимо предусмотреть оздоровительно-игровой час, в течение которого проводится комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий в ДОУ.
4. Проводить систематическое обучение педагогических работников ДОУ современным оздоровительным и профилактическим технологиям в условиях ДОУ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                


Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: RooT (05.06.2012)
Просмотров: 816 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2017
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки