Копылова Ю.Л. - Принятые к публикации материалы - Конференция "АПЭИиНЗ" 1 - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Вторник, 06.12.2016, 18:55
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [36]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция "АПЭИиНЗ" 1 » Принятые к публикации материалы

Копылова Ю.Л.
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ  ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ  

  Копылова Ю.Л.

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» 


          Здоровье детей — понятие комплексное. Признаками здоровья являются: 
- устойчивость к действию повреждающих факторов; 
- показатели роста и развития; 
- функциональное состояние и резервные возможности организма; 
-  наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития. 
Оно зависит от социально-экономического положения детей, качества питания медицинского обслуживания, системы оздоровительных учреждений и, конечно, от экологической обстановки в местах их проживания. При этом на долю так называемого «школьного фактора» приходится 25 % всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка! Еще в 50-х годах 19 века наблюдения врачей установили большое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки (главным образом – сколиоз), неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с их не учащимися  сверстниками было настолько явным, а частота их распространения  с такой печальной закономерностью возрастала от класса к классу, что их появление сочли неизбежным следствием школьного обучения, и они получили наименование «школьные болезни».  Поиск причин «школьных болезней» привели врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения:
-недостаточная освещенность классов, плохой микроклимат школьных помещений, неправильная форма и величина школьных столов, перегрузка учебными занятиями.
     Для нормального роста и развития детей, укрепления их здоровья, повышения физиологической и иммунной реактивности организма, состояния психологических функций такие факторы имеют важное значение. Из-за плохой вентиляции, нерегулярного проветривания классных комнат и вспомогательных помещений школы температурный режим в них превышает гигиенические нормы на 3-5 Сo. Это вызывает напряжение терморегуляторных процессов и резкое снижение умственной работоспособности к концу уроков. В классных комнатах одновременно с повышением температуры и влажности воздуха увеличивается содержание углекислого газа. К концу занятий растет и загрязненность воздуха бактериями, особенно если к началу занятий были плохо проведены влажная уборка помещений и их проветривание. В результате увеличения школьных программ уменьшается уровень двигательной подготовки учащихся, что также ведет к ухудшению здоровья. 
   В современных условиях изменилась роль «внутришкольных факторов», влияющих на здоровье учащихся. Кроме влияния  светового, воздушно-теплового режимов, подбора учебной мебели, дополнительно сформировались новые факторы:
-интенсификация обучения, в т.ч. в связи с использованием технических средств обучения (ВДТ и ПЭВМ и др.);
-переход на новые формы обучения, в т.ч по длительности учебной недели, организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
-учебный стресс (до 80% учащихся в условиях школы испытывают воздействие неоправданного стресса);
-снижение двигательной активности и еще более выраженная гипокинезия школьников.
Так у детей, начавших обучение в 1-м классе в 6 лет даже спустя 5 лет имеются более частые функциональные изменения в нервной, особенно вегетативной нервной системе, а так же сердечно- сосудистой системе и крови. Особенностью заболеваний современных детей является полисистемность – т.е. пораженность патологическим процессом многих органов. О нарастании хронических отклонений здоровья у детей свидетельствуют следующие данные: за период обучения в школе с 1-го по 8-й классы число здоровых детей снижается в 4 раза, число детей с близорукостью возрастает с 3 до 30%, с нервно- психическими расстройствами с 15 до 40%, с гастроэнтерологическими заболеваниями – в 2 раза .За время обучения число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5-2 раза, с аллергическими болезнями – в 3 раза, с заболеваниями крови – в 2,5 раза, с нервными болезнями – в 2 раза.
В современной школе лишь 10 % учащихся здоровы, каждый второй имеет морфофункциональные отклонения, а 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся наиболее выражена в школах нового типа: гимназии, колледжи. Повышенная учебная нагрузка не остается бесследной. До 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления. В общеобразовательных учреждениях доля таких детей не превышает 20-30%. К концу учебного года у гимназистов в 2 раза увеличивалась частота гипертонических реакций, а общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигло 90%.Проявление повышенной невротизации обнаружено у большинства (55-83%) учащихся школ нового вида. Функциональные резервы организма к концу школьной недели снижаются у 30% младших школьников, у 24% учащихся 5-9 классов и у 20% старшеклассников.
Еще один лидер детских недугов — ослабление зрения. Вследствие появления новых технических средств обучения – работа  детей с видеодисплейными терминалами электронно-вычислительных машин процент болезней органов зрения увеличился. Астенопатия - функциональные нарушения, сопровождающиеся неприятными ощущениями в области глаз, возникающими после напряжения зрительной работы. Однако учеными установлено, что контролируемое и регламентируемое компьютерное обучение не оказало отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья первоклассников и способствовало развитию работоспособности, пространственной ориентации, наглядно действенному мышлению.
    Школьник находится в состоянии роста. А любой орган в процессе развития более подвержен разным неблагоприятным воздействиям. Вот и получается, что в школьные годы страдают практически все системы организма человека. Особенно чувствительны к перегрузкам нервная система и опорно-двигательный аппарат. К примеру, взрослый человек со сформированной костной системой, если неправильно будет сидеть, все равно заработает сколиоз, но на это уйдет больше времени. А у ребенка кости пластичны, легко деформируются, и серьезные изменения происходят гораздо быстрее. Вот и получается, что у 70 % детей есть проблемы с позвоночником. Не случайно одной из самых распространенных патологий считаются нарушения опорно-двигательного аппарата. 
    Проведение профилактических медицинских осмотров детей и подростков на различных этапах обучения в образовательных учреждениях позволяют обнаружить и начать своевременную коррекцию нарушений осанки, сколиозов, снижения остроты зрения, дефектов речи, нарушений слуха. Однако продолжает отмечаться тенденция к росту данных патологических состояний при переходе на каждый следующий этап обучения.
В 2011 году общая заболеваемость школьников  ниже уровня прошлого года на 9,3% и составляет  1096,2 случаев на 1000 детей (в 2010г. 1208,6 на 1000). Наибольший удельный вес в структуре общей заболеваемости школьников занимают болезни органов дыхания, пищеварения, болезни костно-мышечной системы. Последующие ранговые позиции занимают болезни глаз и эндокринной системы. При анализе  хронической заболеваемости установлено, что среди дошкольников наибольшей распространенностью характеризуются  болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, органов пищеварения, болезни кожи и мочеполовой системы. 
         Оценка  острой заболеваемости показала, что 3,0% (2010г. – 3,3%) школьников относится к группе  часто и длительно болеющих детей. Физическое развитие 26,5% учащихся школ Курской области оценивается как дисгармоничное, в том числе дефицит и избыток массы тела имеет 12 % учащихся школ.  0,4% школьников функционально незрелых к обучению, 3,3% школьников не достигли возрастных параметров биологической зрелости. Функциональное состояние 9,2% школьников оценивается как пониженное против возрастной нормы.  Только 71,3 % учащихся школ могут заниматься физической культурой по общим программам, а 806 или 0,8% учащихся по состоянию здоровья освобождены от занятий физкультурой. 
Проведение профилактических медицинских осмотров детей и подростков на различных этапах обучения в образовательных учреждениях позволяют обнаружить и начать своевременную коррекцию нарушений осанки, сколиозов, снижения остроты зрения, дефектов речи, нарушений слуха. 
По данным профилактических осмотров детей и подростков в 2011 году наибольший уровень на 1000 осмотренных составил по отслеживаемым в статистических формах патологическим состояниям в следующих группах детей:
- с понижением слуха на 2,8‰ – среди детей перед поступлением в школу; 
- с дефектами речи - 177,1‰ и на 253,2‰– соответственно в категории - за год до поступления в школу;
-с понижением остроты зрения - 144,5-156,1‰ – среди детей 15-17-летнего возраста;
-со сколиозом – 75,1-81,7 ‰ – также среди детей 15-17-летнего возраста; 
-с нарушением осанки – 175,5 и 131,1 – соответственно при переходе к предметному обучению и перед окончанием школы.
Рост нарушений зрения за время обучения составляет 2,4 раза, нарушений осанки за период от 6-12 лет – 1,9 раза. 
В сравнении с 2010 годом наибольший рост нарушений зрения составил 10-12% в возрастных группах детей при переходе к предметному обучению и перед окончанием школы. Снижение показателей удельного веса детей, имеющих нарушения осанки, отмечены во всех возрастных группах, кроме подростков 16-17 лет (перед окончанием школы).
Принимая во внимание значение гигиенического фактора подбора мебели по росту детей для профилактики нарушений зрения и осанки, специалистами службы ежегодно обследуется 15-17 тысяч мест рассаживания детей и проводится свыше 24 тысяч замеров уровней искусственной освещенности в групповых и классных помещениях. Мебель, за которой дети проводят большую часть учебного времени, зачастую не соответствует росто-возрастным особенностям учеников. В 2011г. проведены обследования 587 учреждений на соответствие мебели росто - возрастным особенностям, из которых не соответствует росто - возрастным особенностям 33 (5,6%), что ниже уровня неудовлетворительных исследований образцов мебели прошлого года на 2,8%.  В 135 школах приобреталась регулируемая учебная мебель недостающих типоразмеров для подбора ее по росту более 13500 учащихся. Проведенные лабораторно-инструментальные исследования показали превышение нормируемых уровней электромагнитных излучений от компьютерной техники в 15,5% обследуемых учреждений образования, что на 5,5% ниже удельного веса неудовлетворительных объектов прошлого года. Превышение нормируемых уровней электромагнитных излучений отмечено в 4,5% замеров, что на 0,1% ниже аналогичного показателя 2010 года.
           Развитие вышеперечисленных патологий определяется как выполнением (невыполнением) в образовательных учреждениях соответствующих требований к условиям воспитания и обучения, так и эффективностью работ по медико-педагогической коррекции детям с отклонениями в состоянии здоровья. Сегодня есть все основания считать, что вклад школьно-средовых факторов в формирование здоровья увеличился, поскольку в структуре нарушений здоровья школьников доминируют нарушения и заболевания, которые относятся к школьно-обусловленным. 

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: RooT (01.06.2012)
Просмотров: 518 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки