Киричук Е.С., Попова А.В. - Принятые к публикации материалы - Конференция "АПЭИиНЗ" 1 - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Понедельник, 05.12.2016, 13:38
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [36]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция "АПЭИиНЗ" 1 » Принятые к публикации материалы

Киричук Е.С., Попова А.В.

Эпидемиология депрессивных состояний у студентов  медико-профилактического факультета

Курского государственного медицинского университета

Киричук Е.С., Попова А.В.

ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» 

Минздравсоцразвития РФ, Курск, Россия

Кафедра общей гигиены


"Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел."

А.С.Пушкин


Специфичность процесса высшего медицинского образования предопределена образовательным стандартом третьего поколения. Процесс освоения компетенций обозначенных ФГОСIII можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с  высоким уровнем   психических   и   физических   нагрузок,  крайне возрастающих в сессионный период, дефицитом времени, необходимостью  усваивать в сжатые сроки большой объём информации, повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, жёстким контролем и регламентацией  режима.

Наибольшую тензию стрессоров следует ожидать на первом курсе, где  происходит изменение социальной роли обучаемого,  корректировка потребностей и системы ценностей, возникает необходимость более гибко регулировать своё поведение, приспосабливаясь к более жёстким требованиям высшей школы, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе; иногородним — обустраивать быт [3].

Студент в депрессивном состоянии может внешне "жить достаточно активно": ходить на учебу, выполнять возложенные на него обязанности, совершать стандартные действия  – но все это без удовольствия, без вкуса к жизни, без какого-то внутреннего стимула; перестает быть реальным, соответствовать настоящим условиям жизни, собственным потребностям и желаниям, способностям и возможностям, т.е. существовать фактически, а не потенциально, когда мы говорим себе «вот получу диплом, вдруг изменится что-то, а потом и буду думать, где работать» или «сначала денег накопим, а потом и о браке подумаем» [1] . Получается, что вместо актуализации, студент пребывает в потенциальном мире, как бы откладывает собственную жизнь на время.

Цель данной  работы: изучение эпидемиологии депрессивных состояний у студентов 1-6 курсов медико-профилактического факультета.  

Круг обозначенных задач: теоретический анализ проблемы  депрессивных состояний и причин их возникновения; выявление у студентов депрессивной симптоматики; оценка эпидемиологического распределения депрессивных\субдепрессивных состояний по курсам обучения; разработка психогигиенических рекомендаций.

         В работе использованы следующие методы оценки депрессивной симптоматики: шкала сниженного настроения - субдепресии (ШСНС) в адаптации Т. И. Балашовой, метод экспресс - диагностики депрессии, предложенный Whooley M.A. и соавт., на основании которых была разработана дуплекс-анкета опросник. В исследовании приняли участие 180 студентов с 1 по 6 курс медико-профилактического факультета Курского государственного медицинского университета.

Распределение выявленных депрессивных состояний у студентов представлено на рис. 1. Линия д.экв. характеризует собой общее число лиц на курсе подверженных депрессивной симптоматике. Построены линии тренда для групп – без депрессии, маскированная депрессия, д.экв. Истинная депрессия в исследуемой группе занимает порядка 2%, дальнейшую работу целесообразно проводить по субдепрессии.

Соотносимость полученных данных по ШСНС и методом Whooley представлена на рис.2. Линии трендов (выравнивание экспонентной функцией) параллельны.

Выходные данные были проанализированы с применением нейронных сетей программным прогностическим комплексом SvingNN, результаты подтверждают тренд, примечателен следующий прогноз – если увеличить общую продолжительность обучения на 5 лет, количество студентов не подверженных депрессивной симптоматике составит порядка 7%, а распространенность скрытой депрессии достигнет 48%.

Студент, долгое время, находясь в депрессивном состоянии, перестает с пытливой любознательностью относиться к жизни – и таким образом тормозит свое интеллектуальное развитие[2]. Его мышление, лишенное стимулов к развитию, начинает постепенно примитивизироваться. Необходимо разорвать этот патологический континуум.

Современная социальная психология давно уже столкнулась с феноменом «одиночества в толпе» — одиночества среди людей, в крупном коллективе или большой организации. Как ни странно, но способствует этому развитие телекоммуникационных и компьютерных технологий. Так, среднестатистический офисный работник на протяжении рабочего дня проводит наедине с компьютером не менее 5-6 часов. Прибавив необходимость телефонного общения, деловую переписку в корпоративных интрасетях и вечерний досуг с компьютером (соц.сети, ICQ или Skype, компьютерные игры) — в общей сумме время, проведённое наедине со средствами коммуникации может составлять не менее 8-12 часов в сутки, что не может не накладывать отпечаток на ценностную сферу и особенности поведения личности. Феномен интернет-аддикции (зависимости) неоднократно описывался зарубежными (К.Янг, Д.Гринфилд, К.Сурратт, 1998-1999) и отечественными (А.Е. Войскунский, Н.В. Чудова, О.Н. Арестова, Л.Н.Бабанин, 2000) исследователями, в числе симптомов данного зависимого поведения выделялись такие доминанты (А.Е. Войскунский, 2000), как: зависимость от компьютера, т.е. обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности); «информационная перегрузка», т.е. компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных.

Способность к общению составляет в полной мере locusminorisresistentis, являясь ведущей, наиценнейшей деятельностью для современного студента высшей медицинской школы, а нарушения этой способности переживаются им особенно болезненно. Академическая неуспеваемость и нарушения университетской дисциплины нередко маскируют депрессивное состояние. Ответные меры высшей школы и родителей убеждают студента в его неуспешности и несостоятельности, вызывают и фиксируют у него страх порицания и зачастую приводят к тотальному отказу от продолжения образования.

Интернет - аддикция есть не что иное, как привычный способ борьбы с депрессией (замещение) на не осознаваемом уровне. Рост популярности социальных сетей показывает высокую значимость и склонность к генерированию авторского материала. Современные пользователи интернета готовы тратить время на то, чтобы создавать информацию для других участников системы, помогать им, создавать группы для решения общих задач. Так зачем же использовать брутфорс, когда возможен вариант использования привычного для конечного пользователя коим является студент, метода снятия депрессии, с одним лишь отличием - в привычной оболочке будет заменена содержательная часть на полезную для образовательного процесса.  Этого можно достигнуть следующими формами: мультимедиа блоки иллюстраций по дисциплинам, проведением брифингов, использованием в образовательном процессе наборов 3D визуализаций, организацией  интернет банка рефератов кафедр, созданием представительств кафедр в наиболее популярных социальных сетях в виде групп и приложений.

Возможность объединения в рамках одного образовательного пространства разнородных подсистем и добавление функций произвольно-инициируемого взаимодействия участников, позволяет расширить список ролей, взаимодействующих в рамках образовательного процесса и, как следствие инициировать актуализацию студента.

 

Заключение. Проведенный анализ в контингенте студентов подтвердил, что проблема депрессивной симптоматики весьма актуальна в настоящее время. Полученные нами результаты свидетельствуют о значительном влиянии высшей медицинской школы на психическое здоровье обучающихся.

 

Список использованной литературы.

1.     Райгородский Д.Я.  Практическая психодиагностика. Методики и тесты.- Самара: Издат. Дом "БАХРАХ-М", 2007.- 661-664 с.

2.     Синайко В. М. Особенности динамики психического состояния студентов медицинского вуза // Украинский вестник психоневрологии. — 2001. — Т. 9, вып. 2. — С. 42–44.

3.     Яворовская Л. Н. Проблема адаптации студентов-первокурсников к процессу обучению в вузе. — Харков, 2003. — С. 106–107.

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: RooT (05.06.2012)
Просмотров: 871 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки