Шепелева О.М, Букреева Е. Ю., Семикина Е.В. - Принятые к публикации материалы - Конференция "АПЭИиНЗ" 1 - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Вторник, 06.12.2016, 18:57
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [36]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция "АПЭИиНЗ" 1 » Принятые к публикации материалы

Шепелева О.М, Букреева Е. Ю., Семикина Е.В.
Стресс и состояние здоровья современных школьников
Шепелева О.М, Букреева Е. Ю., Семикина Е.В.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего професссионального образования «Курский государственный медицинский университет» министерства здравоохранения и социального развития, 
г. Курск, Россия.

Система диспансерного наблюдения за состоянием здоровья детей зарекомендовала себя как эффективный способ первичной профилактики и раннего выявления заболеваний на основе анализа риск-факторов и пограничных состояний, а также предупреждения декомпенсации и ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (вторичная и третичная профилактика при хронической патологии). 
Данные последней всероссийской диспансеризации детей (2002 г.) говорят нам о том, что состояние здоровья детского населения оставляет желать лучшего: около 55% детского контингента имеют отклонения в состоянии здоровья различного характера, т. е. каждый второй ребенок (и даже чаще) имеет какую-либо патологию. С момента проведения диспансеризации прошло уже около 10 лет, но за это время прогноз, к сожалению, не улучшился, а даже наоборот.
Следует отметить, что для последнего десятилетия наиболее характерен рост патологии у школьников. Так, распространенность функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно - сосудистой системы среди старшеклассников возросла с 10,3% до 17,8%, пищеварительной системы - с 6,6% до 12,5%, позвоночника - с 4,3% до 15,7%, верхних дыхательных путей - с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменных нарушений - с 2,4% до 7,3%. При этом особо следует отметить рост патологии среди учащихся школ нового типа - гимназий, лицеев, колледжей [2.3].
О том, что школьное образование в России в последние десятилетия оказывает на здоровье детей негативное влияние свидетельствует и сравнение числа практически здоровых детей, пришедших в школу (около 12-15%), с числом здоровых выпускников (около 5%).
Сложившаяся ситуация объясняется множеством факторов, в том числе и неуклонно нарастающей учебной нагрузкой, переуплотненностью школ, активным внедрением компьютерных технологий, увеличением количества экзаменационных предметов и т. д., а вследствие этого дефицитом свободного времени у учащихся, гиподинамией и постоянным воздействием стрессоров на развивающийся организм.
Важно отметить, что постоянные и сильнодействующие микрострессы оказывают не менее сильное влияние, чем сложные психотравмирующие ситуации. Кроме того, микросимптоматика нарушений в состоянии физического и психического здоровья не привлекает внимание педагогов и родителей до тех пор, пока она не переходит в выраженную патологию [4]. 
Таким образом, на первое место выступает общая стрессогенная ситуация, сложившаяся на данный момент в системе школьного образования. По данным ряда авторов, до 80%  школьников постоянно испытывают учебный стресс и стресс ограничения времени.
Школьные стрессы имеют два возрастных "пика". Первый происходит в младших классах, учебы, когда основной проблемой является привыкание к возрастающим нагрузкам и строгому режиму. Действительно, учеба требует от детей больших физических затрат – это и ранний подъем, достаточно длительное пребывание в школе, где надо выполнять задания, слушать учителя, да еще и подавлять свою природную двигательную активность. Ко всему этому присоединяется переполненность классов, домашние задания и кружки и секции и т.д.
Второй - подростковый возраст. Здесь проблемы связаны уже не только с учебой, но и с самоутверждением, новым характером отношений со сверстниками, попытками понять себя и других.
 По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, стресс ограничения времени особенно ухудшает функциональное состояние организма ребенка. И согласитесь, именно этот стресс сегодняшний школьник испытывает постоянно. Ведь и педагоги, и родители требуют от школьника, чтобы он быстрее читал, быстрее писал, быстрее думал [1].
Различают следующие виды симптомов, которые указывают на возможное воздействие стрессовых факторов на школьника: 
• физиологические - расстройства сна, общая утомляемость, психосо­матические заболевания, потеря аппетита; 
• эмоциональные - раздражительность, тревожность, различные страхи, низкий эмоциональный фон,  и др.;
• поведенческие - отсутствие последовательности в действиях, неспособность сконцентрироваться на каком-либо занятии, проявление неуважения или повышенной агрессивности по отношению к другим людям;
• познавательные - нарушение концентрации внимания, снижение интеллектуальных способностей. 
Заметив у школьника один из перечисленных признаков, нельзя быть полностью уверенным в стрессовом воздействии, необходимо более подробное изучение и наблюдение за ребенком. Вместе с тем сочетание нескольких симптомов указывает на возможное стрессовое состояние, в котором находится ученик. 
Необходимо всегда помнить, что ребенок, переживающий стресс, не всегда способен обратиться за помощью к взрослому. Это обусловлено тем, что в такой ситуации ему, как правило, трудно сформулировать свою проблему в словесной форме. С другой стороны, дети, не справляясь со своими обязанностями, чувствуют себя виноватыми, ленивыми или неспособными. Причем подобные обвинения они часто слышат и от взрослых, - в этом случае они не просят помощи, так как считают что им не поверят [5].
В этом случае помочь детям можно, объединив усилия семьи, школьного психолога, классного руководителя, социального педагога, учителей-предметников.
Библиография:
1. Гиподинамия, помноженная на стресс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=4482, свободный. - Заглавие с экрана (дата обращения 29.05.2012).
2. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года.- М., 2003.
3. Петрова Н.Ф., Горовая В.И. Современная школа и проблема здоровья учащихся // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 11 – С. 73-75 
4. Резкое ухудшение здоровья школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.r-komitet.ru/zdravie/zdrav_sco.htm, свободный. - Заглавие с экрана (дата обращения 29.05.2012).
5. Стресс и его влияние на развитие личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://student.zoomru.ru/psih/stress-i-ego-vliyanie-na/31823.238746.s2.html, свободный. - Заглавие с экрана (дата обращения 29.05.2012).
Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: RooT (04.06.2012)
Просмотров: 571 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки