Калиниченко О.В. - Принятые к публикации материалы - Конференция "СПЭиГОС" 1 - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Понедельник, 05.12.2016, 13:37
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [70]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция "СПЭиГОС" 1 » Принятые к публикации материалы

Калиниченко О.В.
 
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Калиниченко О.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 60» Ижевск, Россия


С 2009 г. МБОУ «СОШ № 60»  (директор Лыкова А.Б.)  работает в рамках эксперимента по теме «Оценка образовательных результатов как фактор релевантного педагогического целеполагания» (науч. рук.  Голубь Л.А., к.п.н. доцент кафедры экономики и управления образованием ИПКиПРО УР). Основной идеей Программы эксперимента стала оценка образовательных результатов с позиций здоровьесбережения. Одним из приоритетных направлений                   в эксперименте является оценка уровня физического и психологического здоровья школьников, создание системы мониторинга за показателями здоровья обучающихся. С целью выявления зависимости уровня тревожности учащихся и состояния здоровья в 2010 г. проведено исследование по оценке уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего возраста.  В исследовании приняли участие 60 учащихся 2-4 кл. и 80 родителей учащихся 1-4 кл..
Для исследования выбрана методика теста школьной тревожности Филлипса.    С целью сравнительного анализа мнения родителей и детей данный тест был адаптирован для родителей и тоже предлагался индивидуально в письменном виде с инструкцией.    Обработка данных проводилась индивидуально по каждому ребенку и родителю, по классам и среднее значение.  В соответствии с действующим законодательством по защите персональных данных персонификация данных не опубликовывалась, результатом по образовательному учреждению стали средние значения по возрастным категориям.  По результатам анкетирования учащихся, родителей, данным медицинских работников школы проведен стандартный статистический и корреляционный анализы. 
По данным медицинских работников школы,  больше всего учащиеся 1-4 кл. имеют врожденный порок сердца, заболевания центральной нервной системы и хронические заболевания почек. К 4 кл.  имеются заболевания всех основных систем и органов и от 1 к 4 кл. имеется тенденция увеличения.  Также необходимо отметить, что учащиеся 1 кл. приходят при отсутствии хронических  заболеваний желудка, но уже в начальной школе появляются учащиеся с подобной патологией.  С 1 по 4 кл. наблюдается снижение детей с основной группой и увеличение – с подготовительной и  специальной,  поэтому можно сделать вывод, что состояние здоровья детей от начальной ступени образования к средней только ухудшается, увеличивается количество детей с хроническими патологиями.
Оценка результатов теста Филипса показали,  что 15% учащихся 2-4 кл. имеют повышенный уровень общей тревожности, 10% - высокий уровень общей тревожности.  По параметрам лидируют такие факторы, как страх ситуации проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями, страх самовыражения. Мнение родителей и детей совпадают, по результатам анкетирования, также лидируют эти факторы. От 2 до 4 кл. количество детей с повышенным и высоким уровнем тревожности постоянно увеличивается. Меньше всего таких учащихся в 3 параллели, что объясняется тем, что период адаптации уже завершен, а до среднего звена еще есть время, но уже в 4 кл. уровень тревожности резко возрастает. Следует отметить и положительный момент, что фактор фруструации потребности в достижении успеха тревожит учащихся меньше всего, это говорит об отсутствии психологически неблагоприятного фона, не позволяющего детям достигать определенные результаты. Хотя, по мнению родителей, этот фактор тревожит их детей (по мнению родителей этот фактор на 3 месте по значимости). Положительно и то, что среди 2-классников отсутствуют дети с высоким уровнем общей тревожности, а среди 3-классников – с высоким уровнем тревожности по переживанию социального стресса.
В целях выявления зависимостей состояния здоровья и уровня тревожности был проведен корреляционный анализ, благодаря которому удалось определить наибольшее количество значимых коэффициентов корреляции для учащихся 2 и 3 кл., что доказывает благоприятность проведения исследований среди этой категории детей, так как 1 и 4 кл. – адаптационные периоды. Исследования показали, что при увеличении общей тревожности учащихся 3 кл. в школе увеличиваются переживания социального стресса, фрустрация в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих и страх проблем в отношениях с учителями. Прямая зависимость между тревожностью учащихся и наличием заболеваний выяснилась у детей 2 кл. Так повышение страха не соответствовать ожиданиям окружающих ведет к усилению болей в животе. Усиление неблагоприятного психологического фона, не позволяющего ребенку развивать свои потребности ведет к хронизации заболеваний нервной системы и заболеваний сердца. Повышение страха самовыражения приводит к наличию заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердца, увеличению хронических заболеваний.
Примерно одинаковое количество наиболее близких к положительно значимым коэффициентам корреляции в каждой из параллелей. Считаем, что на данные зависимости также необходимо обратить внимание. Особенно зависимости, где коэффициент увеличивается к 4 кл., так как имеется вероятность его дальнейшего увеличения в 5 кл, когда ребенок будет испытывать адаптационный период к обучению в среднем звене. Зависимости, связанные с фрустрацией, проблемами с учителями, страхом проверки знаний во 2 кл., считаем остаточным эффектом адаптационного периода 1 кл. и адаптации к отметочной оценки знаний. В 3 кл. – это зависимости хронических заболеваний и социального стресса, страха не соответствовать ожиданиям окружающих.
Особый интерес, по нашему мнению, вызывают статистические данные по коэффициентам корреляции с положительной динамикой по возрасту учащихся. Например, усиление общей тревожности с возрастом ребенка приводит к усилению болей в животе. Проблемы и страхи с учителями усиливаются к 4 кл. и ведут к увеличению заболеваний желудочно-кишечного тракта. Учитывая снижение процента охвата горячим питанием в среднем звене по отношению к начальному, можно предположить, что заболевания желудочно-кишечного тракта будут с возрастом только усиливаться. Усиление страха самовыражения ведет к увеличению болей в животе, что имеет тенденции положительной динамики с возрастом детей.
По мнению родителей,  у детей с 1 по 4 кл. возрастают страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний  и страх не соответствовать ожиданиям окружающих . Переживание социального стресса, по мнению родителей, становится выше в 1 и 4 кл., что объясняется периодом адаптации в 1 кл. и страхом перед ситуацией перехода в среднюю школу в 4 кл. В целом общая тревожность по школе учащихся 1-4 кл., по мнению родителей, меньше 50% (19,82%), но данный показатель имеет тенденцию к увеличению от 1 до 4 кл.. Родители выделяют по рейтингу такие виды тревожности, как  проблемы и страхи в отношениях с учителями, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих и фрустрацию потребности в достижении успеха. Именно эти факторы (синдромы) говорят об общем негативном эмоциональном фоне отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка, негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки знаний, достижений, возможностей, ориентацию на значимость других в оценке результатов их ребенка, неблагоприятный психологический фон, не позволяющих, по мнению родителей, ребенку развивать свои потребности в успехе и достижении высокого результата.  По мнению родителей все показатели по тревожности менее 50%, что говорит о низком уровне тревожности детей. От 60% до 80% детей жалуются на боли в животе, из них колющие боли испытывают 36,75% детей, ноющие – 33,55%, урчание в животе – 27,75%. Наиболее высокий процент ноющих болей у учащихся 4 кл., колющих – у учащихся 2 кл., урчание – у учащихся 3 кл.. В среднем, по мнению родителей от 49 до 90% детей испытывают те или иные боли при беге, из них 33,75% - слева, 18,55% - справа, 14,50% - с обеих сторон. Наибольший процент  детей, имеющих жалобы на боли в животе и боли при беге имеют, по мнению родителей, учащиеся 2 кл.  
В результате проведения и анализа данных были сделаны следующие выводы:
- у 15% детей 2-4 кл. повышенный уровень тревожности, у 10% - высокий уровень тревожности;
- по параметрам лидируют  страх ситуации проверки знаний, проблемы и страхи в отношении с учителями, страх самовыражения;
- при увеличении общей тревожности у учащихся 3 кл. усиливаются переживания социального стресса, фрустрация в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих и страх проблем с учителями;
- выявлена прямая зависимость между уровнем общей тревожности и состоянием здоровья младших школьников;
- при повышении уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих  усиливаются боли в животе;
- усиление неблагоприятного психологического фона, не позволяющего ребенку развить свои потребности, ведет к хроническим заболеваниям нервной системы и заболеваниям сердца;
- повышение уровня страха самовыражения приводит к наличию заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердца, увеличению хронических заболеваний.
Полученные результаты обследования позволят педагогическому коллективу определить новые формы, методы и средства работы с данной категорией учащихся, направленных на снижение уровня общей тревожности.  Анализ опроса родителей          определил целеполагание и тематику родительских собраний, консультаций специалистов. Анализ и обсуждение результатов на совещании педагогического коллектива поможет пересмотреть, переосмыслить отношение учителя к образовательному процессу в целом, особенно в системе оценки образовательных и личностных достижений каждого учащегося. Результаты исследования доказали значимость психолого-педагогического сопровождения ребенка в период обучения, необходимость активизирования здоровьсберегающих технологий, регуляций умственных и физических нагрузок, организации динамических часов и валеологических мероприятий.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты, не только обозначили уровень тревожности у детей начальных классов, но и определили участникам образовательного процесса  дальнейшие пути снижения уровня тревожности и необходимости коррекционной психолого-педагогической работы.

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: RooT (03.02.2012)
Просмотров: 602 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки