М.С. Авдеева - Принятые к публикации материалы - Конференция "СПЭиГОС" 1 - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Вторник, 06.12.2016, 18:57
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [70]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция "СПЭиГОС" 1 » Принятые к публикации материалы

М.С. Авдеева
ВЛИЯНИЕ ОСЛОЖНЕНИЙ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ОНТОГЕНЕЗА НА ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ДЕТЕЙ В 7-8 ЛЕТ

М.С. Авдеева

Вятский государственный гуманитарный университет, Киров, Россия


Двигательные качества  – это фундаментальные понятия возрастной физиоло-гии. Вопрос об уровне их развития у младших школьников, не занимающихся ак-тивно спортом, в зависимости от различных факторов, изучен недостаточно. Разра-ботка этого вопроса, по нашему мнению, имеет прямое отношение к пониманию за-кономерностей становления двигательных систем мозга на этапах раннего онтогене-за, в том числе в отношении факторов, влияющих на этот процесс. С этих позиций представляет интерес исследование осложненного течения перинатального периода на уровень развития двигательных качеств первоклассников.
Цель исследования – изучить уровень развития основных двигательных ка-честв первоклассников в зависимости от характера перинатального этапа развития.
Объекты и методы исследования. При изучении влияния неблагоприятного течения перинатального периода на двигательные качества ребенка, из компьютер-ной базы данных, созданной Четвериковой Е. В. (2004) и Туляковой О. В. (2004), методом случайной выборки были взяты 25 мальчиков и 18 девочек с физиологич-ным перинатальным этапом развития (ФПЭР) и 25 мальчиков и 18 девочек с ослож-ненным перинатальным этапом развития (ОПЭР), который включал осложненный акушерский анамнез, осложненное течение беременности (гестоз, анемия, плацен-тарная недостаточность и др.) и родов (слабость родовой деятельности и др.). У этих детей оценивали физическую подготовленность.
Уровень развития двигательных качеств оценивали на основании возраст¬но по¬ловых нормативов школьной программы. В условиях спортивного зала и школьного стадиона проводили тестирование основных физических качеств в упражнениях: бег 30 м (быстрота), челночный бег 3 х 10 м (координация), прыжок в длину с места (ско-ростная сила), наклон из положения сидя на полу (гибкость), подтягивание на пе-рекладине для мальчиков и подтягивания на низкой перекладине из виса лежа для де-вочек (силовая выносливость).
Пробу Воячека, характеризующую статокинетическую устойчивость [5], про-водили из исходного положения – стопы вдоль прямой линии одна за другой, с от-крытыми глазами и руками, вытянутыми вперед. Ребенку предлагалось выполнить движения головой в сагиттальной плоскости – запрокидывание головы назад, затем возвращение в исходное положение. Регистрировалось количество движений голо-вой, после которых ребенок сохранял устойчивость. В случае если это число дости-гало 8, исследование далее не проводилось.
Адаптированную пробу Ромберга, характеризующую статокинетическую ко-ординацию [5], проводили в исходном положении: стопы вдоль прямой линии одна за другой, с закрытыми глазами при вытянутых вперед руках. Оценивалось время сохранения равновесия (при норме для 7 летних детей – 16 с, для 8 летних – 21 с).
Уровень физической работоспособности оценивали по максимальному по-треблению кислорода (МПК), используя метод косвенного расчета МПК [3,6] по мощности работы и частоте сердечных сокращений (ЧСС) при выполнении степ теста (восхождение на скамейку высотой 0,35 м в течение 4 мин. с частотой 20 циклов в минуту).
Мощность работы N, в кгм/мин находили по формуле:  , где P – масса тела испытуемого, в кг; h – высота скамейки, в м; n – количество циклов в мин; 1,2 – коэффициент подъема и спуска. Величину МПК (мл/мин) рассчитывали по формуле Добельна [3,8]:
 ,
где А – эмпирическая поправка к формуле в зависимости от возраста и пола (для мальчиков она составила 1,05, а для девочек – 0,8; N – мощность работы, в кгм/мин; H – ЧСС (уд/мин) при данной мощности работы; h – возраст¬но половая поправка к ЧСС (h = 30 для мальчиков и девочек 1 классов); К – возрастной коэф-фициент, равный 0,931. Рассчитывали также относительное МПК (мл/мин/кг).
 Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке. Вы-числяли среднее арифметическое (М), стандартную ошибку среднего (m), что выражали в тексте и таблицах в виде М±m. Различия оценивали по критерию Стью-дента (t) и считали их достоверными при р<0,05 [4].
Результаты исследования. Установлено (табл. 1), что у детей с осложненным перинатальным этапом развития (ОПЭР) в сравнении с детьми, имеющими физио-логический перинатальный этап развития (ФПЭР) достоверно (р<0,05) больше вре-мя челночного бега 3х10м (для мальчиков – 10,1 с против 9,8 с, для девочек – 10,6 с против 10,2 с), что свидетельствует о более низком уровне развития их координаци-онных способностей. Таким образом, нами впервые показан негативный характер влияния факторов риска раннего развития на уровень формирования двигательных качеств  первоклассников, что подтверждает целесообразность дополнительных за-нятий с детьми, имеющими ОПЭР. Ранее было  показано [9], что неблагоприятное течение перинатального периода оказывает негативное влияние на развитие высших психических функций (образного и логического мышления, речи) первоклассников и на успешность их образовательной деятельности. Кроме того, оценка полового развития 10–11 летних девочек г. Кирова, показала, что наличие в анамнезе небла-гоприятного течения перинатального периода отразилось в торможении начальных этапов полового созревания [10]. Обследование 7–8 летних детей г. Архангельска, имеющих факторы риска раннего развития [2], выявило наличие у них электроэнце-фалографических признаков незрелости коры больших полушарий головного мозга, проявляющихся в несоответствии альфа ритма возрастной норме.

Таблица 1.
Показатели (Mm), характеризующие физическую
подготовленность первоклассников с различным  перинатальным анамнезом




Таким образом, результаты наших исследований и данные литературы указы-вают на то, что осложненное течение перинатального периода негативно отражается на развитии ребенка, что можно наблюдать и на 8 м году постнатального развития, и значительно позже. Очевидно также, что это негативное влияние отражается на мно-гих структурах мозга, что проявляется в отставании его двигательной и интеллекту-альной систем, вегетативной нервной системы. Это означает, что дети с осложнен-ным течением перинатального периода требуют повышенного внимания к себе как к объекту педагогического воздействия.
Выводы. Осложненное течение перинатального этапа онтогенеза снижает у мальчиков и девочек координационные способности (судя по уменьшению скорости челночного бега 3х10 м). Косвенно это указывает на тормозное влияние осложнен-ного течения перинатального этапа развития на процессы развития двигательных систем мозга.

Библиографический список

1.    Апанасенко Г.Л., Попова А.А. Медицинская валеология. – Ростов-на-Дону: Феникс, Киев: Здоровье. – 2000. – 248 с.
2.    Васильева Е.В. Влияние факторов риска раннего развития на показатели функциональной зрелости ритмогенных структур коры головного мозга детей 7-8 лет г. Архангельска. // IV Молодежная научная конференция Института физиологии Коми НЦ УрО РАН. – Сыктывкар, 2005. – С. 7-10.
3.    Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабора-торным занятиям по общей и возрастной физиологии: Учеб. пособие для биол. спец. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.
4.    Гусаров В.М. Статистика. М.: ЮНИТИ. – 2001. – 289 с.
5.    Дембо А.Г. Практические занятия по врачебному контролю. – М.: ФиС. – 1976. – С. 72.
6.    Дубровский В.А. Валеология. Здоровый образ жизни. – М.: RETORIKA –А.: Флинта. – 1999. – 560 с.
7.    Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов. – М.: Просвещение. – 1996. – С. 106-205.
8.    Мясников Ю.С., Воронина Г.А., Леонтьева Т.Л. и др. Возрастная физио-логия и школьная гигиена. Методические рекомендации к выполнению практиче-ских заданий. – Киров: Изд-во КГПИ, 1995. – 57с.
9.    Четверикова Е.В. Влияние пренатальных факторов, состояния здоровья и условий воспитания на уровень развития высших психических функций и успеш-ность образовательной деятельности: Автореф. дисс. канд. биол. наук. – Киров. – 2004. – 21 с.
10.    Юрчук О.А., Тулякова О.В., Четверикова Е.В., Циркин В.И. Факторы, влияющие на половое созревание девочек // Научные труды I съезда физиологов СНГ, Сочи, Дагомыс, 19-23 сентября 2005 г. – М.: Медицина-Здоровье, 2005.–Т. 1. – С. 117.


Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (07.02.2012)
Просмотров: 565 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки