О.В. Тулякова - Принятые к публикации материалы - Конференция "СПЭиГОС" 1 - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Воскресенье, 04.12.2016, 06:49
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [70]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция "СПЭиГОС" 1 » Принятые к публикации материалы

О.В. Тулякова
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ АЭРОТЕХНОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

О.В. Тулякова

Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров, Россия


Недостаточно изучен вопрос влияния загрязнения атмосферы на НПР детей раннего возраста и первого года жизни, в период когда закладывается фундамент дальнейшего психического развития. Известно, что токсичные вещества, широко распространенные в окружающей среде, воз¬действуя на организм беременной женщины и развитие плода, обладают способностью проникать через плацентарный ба¬рьер, накапливаться в организме младенца и вызывать  нарушения функционального состояния ЦНС ребенка в первый год жизни [2]. Также в литературных источниках не встречаются исследования гендерных различий реакции психики детей на аэротехногенное загрязнение. В связи с этим целью нашего исследования явилось изучение особенностей нервно-психического развития детей в 1 год в условиях аэротехногенного загрязнения городских территорий. Методы исследования. Для проведения исследования территория г. Кирова была поделена на два района – экологически благоприятный и неблагоприятный.  Вывод о разделении районов сделан на основании собственных вычислений по результатам исследований экологов г. Кирова [1], включавших изучение загрязнения атмосферного воздуха методом лихеноиндикации, анализ почв и растительности на содержание тяжелых металлов, химический анализ снегового покрова; анализ интенсивности автотранспортной нагрузки (табл. 1). Индекс общей токсичности (Za), характеризующий уровень аэрогенного загрязнения тяжелыми металлами, вычислен по концентрации тяжелых металлов в листьях клена ясенелистного в пересчете на биологический эквивалент свинца. Показатель общего загрязнения почв тяжелыми металлами (Zc) определен по эколого-геохимическим картам почв г. Кирова на основе полуколичественного спектрального (спектрограф ДФС-8) и рентгено-спектрального (прибор АРФ-6м) анализов. Содержания сульфатов и соединений азота (нитритные, нитратные и аммиакатные формы) в снеговом покрове, депонирующем поллютанты, определено с помощью трехкратных заборов проб снегового покрова в 54 точках г. Кирова с последующим его химическим анализом. Общая нагрузка грузопотока на атмосферу рассчитана по формуле: количество машин / час×L трассы. Индекс чистоты атмосферы (ИЧА) вычислен согласно модели Бланка-Слувера на основе токсикофобности различных видов лишайников с учетом нормализованных оценок степени покрытия.




Совпадение зон повышенного загрязнения почвы, снегового покрова, воздуха с участками максимальной автотранспортной нагрузки говорит о том, что автотранспорт играет ведущую роль в формировании загрязненного района в г. Кирове. В качестве обследуемых выбрано 274 ребенка 1993-94 гг. рождения, учащихся общеобразовательных школ, из которых 156 (контрольная группа) проживали в благоприятном районе (84 мальчика и 71 девочки) и 118 (группа сравнения) – в загрязненном (72 мальчика и 47 девочек). Оценка сроков НПР в 1 год проводилась путем выкопировки данных из медицинских карт (из учетной формы № 112-У «История развития ребенка» и 026/у «Медицинская карта ребенка») и согласно данным «Анкеты для родителей первоклассников» [4]. Учитывалось время начала следующих этапов НПР: удерживание головки, переворачивание со спины на живот, переворачивание с живота на спину, самостоятельное сидение, появление молочных зубов, ползание, самостоятельное стояние, самостоятельное хождение, произнесение первых слов, появление простых фраз в речи, появление сплошной речи. Результаты исследования подвергнуты статистической обработке с использованием Microsoft Excel. В тексте результаты выражены в виде M ± m, где М – среднее арифметическое, m – ошибка среднего арифметического; различия оценивали по критерию Стьюдента и считали достоверными при p < 0,05 (далее обозначается «*»). Результаты исследования. Установлено, что у детей группы сравнения ключевые этапы НПР первого года жизни наступают позже, чем в контрольной группе. Исследование всего массива показало, что эти дети позже начинают держать головку, самостоятельно сидеть, стоять и ходить (табл. 2). Замедление темпов НПР является статистически значимым и составляет в среднем 0,26 месяца: на 0,21 месяца дети группы сравнения начинают позже держать головку, на 0,21 месяца позже – самостоятельно сидеть, на 0,36 месяца – самостоятельно стоять и на 0,26 месяца позже – самостоятельно ходить. По прочим показателям НПР статистически значимых различий не обнаружено. В массиве мальчиков выявлены схожие закономерности: мальчики группы сравнения позже, по сравнению с контролем начинают держать головку, самостоятельно сидеть и самостоятельно ходить (табл. 3). Замедление темпов НПР развития мальчиков группы сравнения более значительное по сравнению с общим массивом и составляет в среднем 0,35 месяца: на 0,3 месяца мальчики из ЭНБР начинают позже держать головку, на 0,28 месяца позже – самостоятельно сидеть и на 0,46 месяца позже – самостоятельно ходить. У мальчиков наблюдаются различия, не выявленные в общем массиве детей: мальчики группы сравнения позже на 3,3 месяца, чем в контрольной группе начинают говорить сплошной речью (27,56 ± 1,41 мес. против 24,26 ± 0,74 мес.*).

Установлено, что НПР девочек в меньшей степени зависит от экологически неблагоприятных факторов: статистически значимые отличия  выявлены только по 1 показателю  – девочки из загрязненного района на 0,44 месяца позже начинают самостоятельно стоять (табл. 3). Такая же закономерность (но на 0,36 месяца) наблюдается в общем массиве детей и не наблюдается в массиве мальчиков. В целом аэротехногенное загрязнение замедляет НПР детей первого года жизни, что  преимущественно касается развития двигательной сферы и развития речи. В литературе нами не выявлено данных о ретардирующем влиянии аэротехногенного загрязнения на НПР детей первого года жизни.


В литературных источниках описываются более грубые поражения нервно-психической сферы, встречаемые в районах, техногенное загрязнение которых, как правило, обусловлено высоким содержанием тяжелых металлов [5]. В нашей работе показано, что не только сильное аэротехногенное загрязнение, но и относительно слабое, обусловленное выхлопными газами автотранспорта, отрицательно сказывается на НПР дошкольников. Проявления этого негативного влияния выражаются еще до формирования грубых патологий в виде негативных психологических особенностей детей. Впервые установлены гендерные различия влияния аэротехногенного загрязнения на НПР. Негативные тенденции психического развития в 3-6 лет и НПР в 1 год чаще проявляются у мальчиков, что говорит о большей уязвимости их нервно-психического здоровья к действию экологически неблагоприятных факторов. Это согласуется с ранее полученными данными повышенной соматической заболеваемости мальчиков, по сравнению с девочками в условиях аэротехногенного загрязнения [3]. Выводы: 1. Аэротехногенное загрязнение замедляет темпы нервно-психического развития детей первого года жизни, особенно развитие двигательной сферы и речи. 2. В возрасте 3–6 лет у детей проживающих в условиях аэротехногенного загрязнения чаще наблюдаются негативные психологические особенности, рассматриваемые как факторы риска развития школьных трудностей. 3. Влияние аэротехногенного загрязнения на развитие нервно-психической сферы детей в 1 год и 3–6 лет  особенно негативно проявляется  в отношении  мальчиков.

Литература

1.    Ашихмина Т. Я., Зайцев М. А. Экологическая безопасность региона (Кировская область на рубеже веков).– Киров: Вятка, 2001.– 416 с.
2.    Студеникин, М. Я. Экология и здоровье детей [Текст] / под ред. М. Я. Студеникина, А. А. Ефимовой. – М.: Медицина, 1998. – 384 с.
3.    Тулякова О.В., Четверикова Е.В., Циркин В.И. Особенности соматической и неврологической заболеваемости детей в зависимости от экологической обстановки в месте проживания// Современные наукоёмкие технологии – 2007, № 8 –  С. 97-98.
4.    Четверикова, Е. В. Анкета для родителей первоклассника [Текст]: научно-метод. материалы / Е. В. Четверикова, В. И. Циркин, О. В. Тулякова; под ред. В. И. Циркина. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2002. – 27 с.
5.    Dudek, B. Impairment of psychological functions in children environmentally exposed to lead [Text]/ B. Dudek, D. Merecz // Int. J. Occup. Med. and Environ. Health, 1997. – Vol. 10, № 1. – P. 37–46.

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (07.02.2012)
Просмотров: 576 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки