Шевцов Ю.А. - Принятые к публикации материалы - Конференция "СПЭиГОС" 1 - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Вторник, 06.12.2016, 18:57
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Принятые к публикации материалы [70]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » Конференция "СПЭиГОС" 1 » Принятые к публикации материалы

Шевцов Ю.А.
ВЛИЯНИЕ АВТОТРАНСПОРТА НА ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Шевцов Ю.А.

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области», г. Курск


В настоящее время основным фактором, влияющим на загрязнение атмосферного воздуха в городах является автотранспорт. В денежном исчислении величина ежегодного экологического ущерба в  РФ достигает 2-3 % валового национального продукта при общих экологических потерях 10 %  и  затратах на природоохранные мероприятия не более 1 %. Химический состав выбросов зависит от вида и качества топлива, технологии производства, способа сжигания в двигателе и его технического состояния. Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. КПД сгорания топлива составляет всего около 15%. Наиболее неблагоприятными режимами работы являются малые скорости и «холостой ход» двигателя, когда выбросы выше, чем на нагрузочных режимах. Отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания содержат около 200 компонентов. По химическому составу, свойствам, воздействию на организм человека их объединяют в группы.
Первая группа. В нее входят нетоксичные вещества: азот, кислород, водород, водяной пар, углекислый газ.  В этой группе заслуживает внимания углекислый газ (СО2), содержание которого в отработавших газах в настоящее время не нормируется, однако вопрос об этом ставится в связи с особой ролью СО2  в «парниковом эффекте».
Вторая группа. К этой группе относят  одно вещество - оксид углерода, или угарный газ (СО). Продукт неполного сгорания нефтяных видов топлива, он не имеет цвета и запаха, легче воздуха, обладает выраженным отравляющим действием. Оно обусловлено его способностью вступать в реакцию с гемоглобином. Образуется карбоксигемоглобин, который не связывает кислород. Вследствие этого нарушается газообмен в организме, появляется кислородное голодание и нарушается функционирование всех систем организма. Отравлению угарным газом часто подвержены водители транспортных средств при ночевках в кабине с работающим двигателем, а  также прогреве двигателя в закрытом гараже.
Третья группа. Оксиды азота: NO - оксид азота и NO2 - диоксид азота. NO2 - газ бурого цвета с характерным запахом. Он тяжелее воздуха,  накапливается в углублениях, канавах и представляет большую опасность при техобслуживании транспорта, особенно дизельного.
Четвертая группа. Углеводороды: парафиновые (алканы), нафтеновые (цикланы) и ароматические, всего около 160 компонентов. Они образуются при неполном сгорания топлива в двигателе. Поступление углеводородов в атмосферу происходит не только при работе автомобилей, но и при разливе бензина. Причина - «человеческий фактор».
Пятая группа. Альдегиды. В основном формальдегид, акролеин и уксусный альдегид. Образуются на режимах холостого хода и малых нагрузок, когда температуры сгорания в двигателе невысокие. Альдегиды  раздражают слизистые оболочки дыхательные пути, поражают ЦНС.
Шестая группа. Взвешенные твердые вещества: сажа и другие мелкодисперсные частицы, способные находиться во взвешенном состоянии до суток. Проблема загрязнения воздуха городов мира взвешенными частицами диаметром менее 10 мкм (РМ-10) признана одной из важнейших. В России внимание этому вопросу только начинает уделяться.
Седьмая группа. Сернистые соединения: сернистый ангидрид, сероводород. Выделяются при использовании топлива с повышенным содержанием серы, особенно дизельного. Это характерно для отечественных месторождений нефти. Сернистые соединения обладают резким запахом, тяжелее воздуха, раздражают слизистые оболочки горла, носа, глаз, приводят к нарушению белкового обмена.
Восьмая группа. Свинец и его соединения. Встречаются  только при использовании этилированного бензина, имеющего в своем составе присадку, содержащую свинец. Хотя в России с 2000 г. запрещено производство этилированного бензина, но полной гарантии отсутствия его на рынке нефтепродуктов нет.
Отдельно следует сказать о бенз(а)пирене – типичном представителе  канцерогенных веществ, способствующих развитию онкологических заболеваний. Бенз(а)пирен содержится в выхлопных газах. В этом многие учёные видят причину увеличения смертности от рака лёгких, который в городе распространен намного выше, чем в сельской местности. Первичные загрязнители в атмосфере могут взаимодействовать друг с другом, образуя новые токсичные вещества, например, фотооксиданты, которые часто значительно токсичнее первичных компонентов.
Кроме того, один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы более 4 т кислорода. Выхлопные газы автомобиля  выступают причинами головных болей, усталости, немотивированного раздражения, низкой трудоспособности, воздействуют на генетический аппарат. В больших городах широко распространены заболевания органов кровообращения и дыхания, инфаркты, инсульты, гипертония, новообразования.
Специфика автомобильных источников загрязнения проявляется:
- в высоких темпах роста численности автомобилей;
- в их пространственной рассредоточенности (автомобили распределяются по территории и создают общий повышенный фон загрязнения);
- в непосредственной близости к жилым районам (автомобили заполняют все местные проезды и дворы жилой застройки);
- в более высокой токсичности выбросов автотранспорта;
- в технической сложности нейтрализации выбросов;
- в низком расположении источника загрязнения, когда отработавшие газы автомобилей скапливаются в зоне дыхания людей (приземном слое) и слабее рассеиваются по сравнению с промвыбросами.
В результате автотранспорт создает в городах обширные зоны с устойчивым превышением санитарно-гигиенических нормативов загрязнения воздуха. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» ежегодно в рамках своей компетенции участвует в операции «Чистый воздух». Контролируется уровень загрязнения атмосферного  воздуха на 7 оживленных автодорогах города в постоянных  контрольных точках. С 1990 г. по настоящее время % неудовлетворительных проб вырос с 25 % до 44 %. Уровни  загрязнения окисью углерода увеличились в среднем в 1,7 раза, двуокисью азота – в 2 раза. Максимальное превышение ПДК по окиси углерода до 3-х раз наблюдается в районе наибольшего скопления автотранспорта на Льговском повороте и перекрестке улиц Дзержинского - В. Луговая возле Центрального рынка, до 2,5 раз -  на Московской площади, на перекрестке ул. 50 лет Октября-Запольная,  ул. Ленина. Подтверждает рост негативного  влияния  транспорта и увеличение среднегодовых концентраций формальдегида в атмосфере Курска до 3-4 ПДК. Уже сейчас установлена  возможность  корреляционной  связи  между  повышенным  содержанием  в   атмосферном  воздухе  формальдегида  и двуокиси азота с ростом заболеваемости органов дыхания, системы кровообращения и ЦНС. Поэтому, разработка и проведение мероприятий, ограничивающих загрязняющее влияния автотранспорта исключительно актуальны.  Эффективен может быть только комплексный подход, включающий: организационные, технологические, технические, санитарно-гигиенические, экономические и социально-правовые мероприятия.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ:
- учет транспортной составляющей в градостроительной политике;
- организация работы светофоров по типу "зеленая волна”;
- установка датчика показаний содержания вредных выбросов выхлопных газов на щитках приборов каждого водителя;
- обучение правилам экономического вождения водителей всех категорий;
- строительство подземных гаражей с вытяжной вентиляцией;
- проведение техосмотра автопарка после каждых 10 тыс. км пробега, с  целью контроля технического состояния автотранспорта.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
- улучшение состава топлива, полный отказ от свинецсодержащих  присадок, применение добавок к топливу, уменьшающих выбросы.
- увеличение использования   сжатого и сжиженного газов;
- применение электромобилей и другого альтернативного транспорта.
ТЕХНИЧЕСКИЕ
- усовершенствование двигателя внутреннего сгорания с целью уменьшения потребления топлива на единицу пробега;
- разработка и использование эффективных нейтрализаторов;
- разработка систем рециркуляции  выхлопных газов, с целью досжигания вредных веществ непосредственно в цилиндрах двигателя;
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ:
- обязательный вывод транзитного транспорта за пределы города;
- проведение ежеквартальной регулировки двигателей автотранспорта;
- проведение контроля токсичности выхлопных газов на магистралях;
- восстановление ведомственного контроля во всех  автопредприятиях;
- усовершенствование элементов государственной политики управления транспортом (механизмы ценовой, тарифной и налоговой политики, стимулирующей производство и использование более экономичной и экологически чистой автотранспортной техники);
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ:
- наложение штрафов на водителей за превышение нормируемых выбросов  и ужесточение контроля  токсичности   выхлопных газов;
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ:
- озеленение дорог и создание зеленых транспортных коридоров;
- в летний период после часов "пик" полив улиц города;
- возле детских учреждений организация зон с полным запретом въезда транспорта, создание заповедных и бульварно-пешеходных зон.
Проблема негативного влияния автотранспорта на экологическую  ситуацию  в настоящее время приобрела глобальный масштаб. Поэтому на всех уровнях необходимо уделять ей  повышенное внимание и использовать весь комплекс  мер для изменения ситуации в лучшую сторону.

Категория: Принятые к публикации материалы | Добавил: Алексей (20.02.2012)
Просмотров: 1039 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки