Алексеева Е. А. - Материалы - VI Окружающая среда и здоровье населения - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Суббота, 10.12.2016, 21:26
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Материалы [55]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » VI Окружающая среда и здоровье населения » Материалы

Алексеева Е. А.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЗА ПЕРИОД 2006 – 2015 ГГ.

Алексеева Е. А.

г. Псков, Россия, Управление Роспотребнадзора по Псковской области

The health condition of pupils of educational organizations of the Pskov region and selected indicators of sanitary and epidemiological welfare for the 2006 – 2015 period
Alekseeva E. A.
Pskov, Russia, Pskov region Department of Rospotrebnadzor

Известно, что внутришкольная среда влияет на работоспособность и утомление организма детей и подростков. Одним из следствий является нарушение зрительной системы. В связи с этим уделяется огромное влияние совершенствованию световой среды в образовательных учреждениях. Оно направлено на поиск оптимальных решений по созданию осветительных установок общего и местного освещения. В последние годы выявлено преимущество светодиодного освещения в учебных помещениях, которые создают благоприятную световую среду для зрительной и умственной работоспособности учащихся разного возраста [2].

Показатели нарушения зрения значимо коррелируют с показателями гигиенического несоответствия учебных мест по искусственной освещенности, а показатели нарушения осанки – с показателями гигиенического несоответствия учебных мест по мебели. Низкая искусственная освещенность в учебных кабинетах создает предпосылки для напряжения зрительного анализатора. Также неблагоприятными факторами школьной среды являются несоответствующая расстановка мебели в классах, дефицит стандартной школьной мебели соответствующих размеров и нерациональность рассаживания учащихся [1]. Несоответствие антропометрических характеристик учащихся конструкции и функциональным размерам школьной мебели многими авторами рассматривается в качестве одной из причин нарушений осанки и сколиозов у школьников [3, 4].

Целью исследования является выявление связи отдельных показателей здоровья учащихся с санитарно-эпидемиологическим состоянием учреждений.

По данным формы государственной статистической отчетности № 18 «Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации» 40,4 % и 1 % образовательных организаций Псковской области относятся ко II и III группе по уровню санитарно-эпидемиологического благополучия соответственно. Для оценки связи показателей заболеваемости и условий обучения в таких учреждениях проведен анализ результатов профилактических осмотров детей за период 2006-2015 гг. Всего на конец 2015 г. на контроле Управления Роспотребнадзора  по Псковской области находилось 960 детских  и подростковых учреждений.      

По сравнению со среднероссийскими показателями уровень санитарно-эпидемиологического благополучия псковских образовательных учреждений несколько выше (больше доля учреждений 1 группы СЭБ (в 2014 – 57,6 % против 49,3 % в среднем по РФ, ниже доля 2 (41 % и 49,8 % соответственно) и почти такая же доля учреждений 3 группы (1 % и 1,5 % в 2012 г., 1 и 1,2 % в 2013, 1 и 0,9 % в 2014 г.). 

Рис. 3. Доля ученической мебели, не соответствующей росто-возрастным показателям учащихся образовательных учреждений Псковской области в 2006 – 2015 гг.

По данным государственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2014 г.» доля несоответствия учебной мебели росто-возрастным особенностям обучающихся  и параметров микроклимата в Псковской области находится на уровне ниже среднероссийского (10,4 % против 14,7 % (РФ) и 8,16 % и 9,5 % (РФ)).

В составе СЗФО Псковская область имеет одни из наиболее благополучных показателей в части распределения по удельному весу детей и подростков с нарушениями осанки и сколиозом (в числе регионов с показателем на уровне или не превышающем среднероссийский показатель), а вот показатель снижения зрения у детей и подростков Псковской области находится в диапазоне превышения среднероссийского показателя в 1,1 – 1,4 раза.

На протяжении нескольких лет отмечается тенденция зависимости отдельных показателей состояния здоровья детского и подросткового населения от факторов санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений. Так, например, замечено, что имеется зависимость между показателями удельного веса несоответствующих замеров искусственной освещенности и удельным весом детей и подростков с нарушением зрения, а также зависимость между показателями удельного веса школьников при использовании мебели, не соответствующей их росту, и вероятности нарушений у них осанки и возникновения сколиозов.

Как видно на рис. 4, снижению доли несоответствия учебной мебели росто-возрастным особенностям учащихся соответствует снижение заболеваемости сколиозом и нарушениями осанки. 

Рис. 4. Связь между заболеваемостью сколиозом и нарушениями осанки и долей ученической мебели, не соответствующей росто-возрастным показателям учащихся образовательных учреждений Псковской области в 2006 – 2015 гг.

Доля несоответствия параметров искусственной освещенности за период 2006 – 2015 гг. имеет тенденцию к снижению, что вполне увязывается с тенденцией к снижению частоты случаев понижения остроты зрения. 

Рис. 5. Связь между понижением остроты зрения и долей параметров искусственной освещенности, не соответствующих санитарным требованиям, в образовательных учреждениях Псковской области в 2006 – 2015 гг.

Рост заболеваемости такими нозологиями как сколиоз, нарушения осанки и зрения находится в связи с показателями СЭБ образовательных учреждений (особенно общеобразовательных), в которых дети проводят большую часть своего времени, поэтому необходимо тщательно следить за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в образовательных учреждениях и добиваться улучшения материально-технической базы этих учреждений. В особенности следует обращать внимание на соответствие параметров искусственной освещенности санитарным требованиям, поскольку данный показатель способен существенно влиять на здоровье детей и подростков.

Литература

  1. Валеева Э. Р., Зиятдинова А. И., Акберова Г. Р. Гигиеническая оценка внутришкольной среды в образовательных учреждениях различного вида// Современные проблемы науки и образования. – 2015. - № 6-0. – С. 59 – 66.
  2. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Текшева Л. М., Степанова М. И., Сазанюк З. И. Гигиенические аспекты применения светодиодных источников света для общего освещения в школах // Гигиена и санитария. – 2013. – № 5. – С. 27 - 31.
  3. Кучма В. Р., Шубочкина Е. И., Сафонкина С. Г., Ибрагимова Е. М. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и риски здоровью детей и подростков при обучении в образовательных учреждениях// Анализ риска здоровью. – 2014 – № 1.- С. 65 - 73.
  4. Кучма В. Р., Шубочкина Е. И., Сафонкина С. Г., Ибрагимова Е. М.Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений и здоровье детей г. Москвы// Вопросы школьной университетской медицины и здоровья, – 2014. – № 1. – С. 11 - 22. 
Категория: Материалы | Добавил: k2 (01.06.2016)
Просмотров: 60 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки