Бажинская Ю.А. - Материалы - VI Окружающая среда и здоровье населения - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Вторник, 06.12.2016, 18:57
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Материалы [55]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » VI Окружающая среда и здоровье населения » Материалы

Бажинская Ю.А.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ ТРУДА НА ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Бажинская Ю.А.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области»,

Курск, Россия.

Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества,  являясь  важным  инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт не только отрасль, перемещающая грузы, а в первую очередь межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования.

Транспортный комплекс Курской области представлен предприятиями железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. Курская область является одним из важнейших транспортных узлов России. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Курской области по густоте железнодорожных путей область занимает 4 место в Российской Федерации.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 5,6 тыс. км., в том числе 5,3 тыс. км дорог имеют твердое покрытие (из них дорог федерального значения 400 км).

В Курской области в 2015 г. эксплуатировалось 8691 единица автомобильного транспорта. В структуре грузовых перевозок доля автомобильного транспорта составляет 84%. 97% пассажирских перевозок общественным транспортом осуществляется автобусами и городским электрическим транспортом (трамваями и троллейбусами).

 В целом по Курской области доля автомобильного транспорта, относящегося к 1-й группе санэпидблагополучия, составила 49,5%, ко 2-й группе – 43,3%, к 3-й группе – 7,2%.

Бесперебойное функционирование комплекса обеспечивают 190 тыс. чел. Основными производственными факторами негативного воздействия на состояние условий труда водителей автотранспорта являются: шум, вибрация, микроклимат, освещенность, а также фиксированная рабочая поза. Степень воздействия данных факторов зависит от технического состояния автотранспортных средств, рельефа местности, состояния дорожного покрытия, а также длительности рабочей смены, соблюдения режима труда и отдыха, организации питания водителей. Количество работающих в контакте с вредными производственными факторами, не отвечающим гигиеническим нормативам на предприятиях транспортного комплекса, в 2015 г. составило 27,9%. При этом наибольший удельный вес – 13,5% - заняты в условиях, связанных с напряженностью трудового процесса; в условиях воздействия шума и вибрации, не соответствующих гигиеническим нормативам 11,3% и 9,2% соответственно.

В 2015 г. мониторинг условий труда водителей осуществлялась на 312 транспортных средствах (в 2014 г. – 313ед, в 2013 г. – 398ед., в 2012 г. - 424ед.,).

По результатам лабораторно-инструментальных исследований не зарегистрированы превышения ПДК вредных веществ в воздухе рабочих зон водителей всех видов транспорта-  концентрации вредных веществ ниже требований гигиенических нормативов. Было исследовано 2751 проб воздуха рабочей зоны на содержание вредных веществ 3-4 класса опасности: азота оксид, углерода оксид, углеводороды нефти, керосин, бензин (в 2014 г. – 2268 проб, в 2013 г.- 3177проба). 

Уровни производственного шума зависят от марки транспортного средства и превышают ПДУ на 7,1% транспортных средств, преимущественно на грузовых марках транспорта. Корректированные уровни общей и локальной вибрации превышали ПДУ в 1,1% случаях. Степень превышения уровня шума составляет до 7дБА, уровня вибрации до 5дБ. В автомобилях иностранного производства превышений ПДУ шума и вибрации не установлено.

На рабочем месте водителя показатели тяжести трудового процесса характеризуются нахождением в рабочей позе «сидя» с вынужденным положением ног. Время непрерывного пребывания в такой рабочей позе может достигать до 60-80% рабочей смены (водители, осуществляющие грузоперевозки на дальние расстояния, водители грузовых автомобилей в период посевных и уборочных работ). Зачастую водители самостоятельно проводят ремонтные работы, что сопровождается подъемом и перемещением большегабаритных деталей.

Работа водителя при управлении транспортным средством сопряжена с нервно-эмоциональным напряжением, возникающим из-за большого количества и разнообразия информации (сигналы светофоров, качество дорог, неожиданные препятствия), идущей с улицы и от приборов кабины. Увидеть, услышать, прочувствовать, понять 3-4 важных сигнала в 1 минуту, более 200 за 1 час, свыше 1600 за 8-часовую рабочую смену и быстро принять решение - основа для большой нервно-психической перегрузки у лиц данной профессии

Под влиянием комплекса факторов различной интенсивности у водителей автотранспортных средств формируются профессиональные заболевания.

На территории Курской области ежегодно регистрируются  случаи профессиональной патологии среди водителей. Максимальная обращаемость отмечалась в 2010-20012 гг., когда ежегодно диагноз профессионального заболевания подтверждался у 31-34 водителей. С 2013 г. уровень профпатологии среди водителей несколько снизился  и на протяжении последних лет колеблется от 14 до19 случаев в год.  Уровень профессиональной заболеваемости среди водителей  составляет 0,2 на 10 тыс. работающего населения при 0,6 на 10 тыс. населения в целом по Курской области.

Основную долю составляют водители сельскохозяйственной и специализированной строительной техники (комбайны, трактора, грузовой транспорт КАМАЗ, МАЗ,  экскаваторы) – до 70% в профессиональной группе.

Структуру болезней составляют остеоартозы, остеохондрозы, спондилоартрозы, спондилолистезы, радикулиты, грыжи дисков позвонков. Также у водителей установлен сопутствующий диагноз в виде нейро-сенсорной тугоухости.

Средний возраст водителей, у которых выявлены профессиональные заболевания, составляет 50-55лет, то есть еще до наступления пенсионного возраста, что влечет за собой уход из своей профессии.

Следует также отметить, что большинство случаев профессиональной патологии выявлены при самостоятельном обращении работников за медицинской помощью.

Наличие  неблагоприятных условий труда, длительного стажа вождения более 25 лет, ненормированного режима труда и отдыха создают условия развития профессиональной патологии и определяют профессию водителей как потенциально вредную.

 

Категория: Материалы | Добавил: k2 (01.06.2016)
Просмотров: 73 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки