Блюм А.И., Ряднова В.А. - Материалы - VI Окружающая среда и здоровье населения - Информация - Кафедра общей гигиены Курского ГМУ
Суббота, 10.12.2016, 21:28
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Всё в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще. Станислав Ежи Лец
Главная Мой профильРегистрация ВыходВход
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Материалы [55]
Конференции
III Всероссийская дистанционноая интернет- конференция с международным участием «Окружающая среда и здоровье населения»

АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
Рекламный блок
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Найти на сайте
 Информация
Главная » Статьи » VI Окружающая среда и здоровье населения » Материалы

Блюм А.И., Ряднова В.А.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Блюм А.И., Ряднова В.А.

Курский государственный медицинский университет

Кафедра общей и клинической психологии, кафедра общей гигиены

 

Одним из самых актуальных и перспективных направлений в образовании является компетентностный подход, заключающийся в подготовке специалиста, наделенного  не только профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и в формировании целостной, гармоничной, творческой личности. Подготовка врача отличается от профессиональной подготовки специалистов из других отраслей особенностями формированием в них психологических процессов, а именно профессионального клинического мышления. Процесс формирования и развития личности студентов медицинских ВУЗов непосредственно связан с обучением и воспитанием и имеет свои особенности. Прежде всего, нравственно-психологические и эстетические черты личности, такие как чувства и осознание добра и зла, справедливости, долга, чести и совести, прекрасного, возвышенного, трагического, и другие. Компетентносный подход к обучению студентов в высшем медицинском учебном заведении обеспечивает создание условий, при которых личность сможет максимально реализовать весь свой потенциал личностно важных качеств и способностей в своей будущей деятельности врача[4]. Компетентностный    подход ориентирован на развитие профессиональной компетентности у будущих специалистов.

Профессиональная компетентность - это интегрированная личностная качество, что имеет систему ключевых компетенций, позволяющих специалисту эффективно осуществлять свою деятельность, самосовершенствоваться[1]. Общепринятыми факторами формирования профессиональных компетентностей являются социальные, психологические и организационно-педагогические. Социальные факторы характеризуются современными требованиями к личности, потребностями человека в деятельности. К психологическим факторам относятся особенности содержания и характера деятельности личности как субъекта и объекта образовательного процесса; уровень готовности к деятельности. Организационно-педагогические факторы показывают особенности процедуры и организации образовательного процесса. Под формированием профессиональной компетентности в высшем медицинском учебном заведении понимается  процесс овладения устойчивыми, интегрирован-

ными и системными знаниями по естественно-гуманитарных, фундаментальных и клинических дисциплин; умение применять их в новых, нестандартных ситуациях; развитие личностно важных качеств и профессионально важных свойств, что обеспечит личностное становление будущего врача. На наш взгляд формирование профессиональной компетентности неразрывно связано с развитием  внутренней активности личности, через организацию ее внутренних мотивационных сил, определяющих поведение. При этом профессиональная деятельность предполагает  преобразование личностно важных качеств в профессионально важные качества[2].

 Применение интерактивных форм работы со студентами, а именно тренинговых формы работы, в настоящее время доказывают свою состоятельность как современные здоровьесберегающие технологии образовательного взаимодействия. Психотренинговое сопровождение подготовки специалиста является непрерывным процессом обучения и развития личности с помощью психологического тренинга на протяжении всей учебной и профессиональной деятельности [3,5].

Целью нашего исследования стало изучение эффективность применения интерактивных форм работы при формировании профессиональной компетентности врача по специальности медико-профилактического дела.

Задачи: изучить личностные компетенции у студентов, обучающихся на факультете медико-профилактического дела; изучить когнитивные и поведенческие  компетенции у студентов, обучающихся на факультете медико-профилактического дела; выявить эффективность применения тренинговых форм работы в становлении психологической компетентности врача по специальности медико-профилактическое дело.

Для решения поставленных задач были использованы: клинико-психологический метод (беседа, наблюдение), психодиагностический, психотерапевтический и статистический методы исследования. В исследовании приняли участие 160  студентов факультета медико-профилактического дела, которые посетила тренинговые занятия, направленные на становление психологической компетентности специалиста. Тематика тренинговых занятий была посвящена развитию эмпатии, коммуникативных способностей, проблемам конкурентоспособности будущего специалиста, проектирования собственного профессионального становления и развитие.

По результатам проведенного исследования нами отмечаются значимые различия по показателю самочувствие (p-level=0,001). Это свидетельствует о том, что тренинговая форма работы способствует выработке ресурсов относительно самоощущения, что  улучшает физическое и психическое состояние. Тренинговая работа предполагала выработку навыков адекватного эмоционального реагирования на предъявляемое воздействие внутренней и внешней среды. Способность сформировать данный ресурс личности подтверждается полученными результатами по показателю эмоциональное благополучие (p-level=0,000). Активность (p-level=0,000) и настроение (p-level=0,000), как психологические условия  эмоционального благополучия также претерпевают изменения.

Психологическая сущность самооценки в нашем исследование рассматривается  в контексте  конкретной - учебной деятельности студента,  в одной из ее важнейших областей - в интеллектуальной сфере. Неадекватно высокую самооценку в процессе обучения и неадекватно заниженную самооценку мы рассматриваем как мишени воздействия при проведении тренинга. По полученным результатам мы можем констатировать изменение в самооценке  (p-level=0,000) за счет корректирующего воздействия в сторону ее оптимизации.

Формирование когнитивной компетентности происходит  при применении тренинговых форм воздействия, что отражают значимые различия по шкале «Когнитивные копинг-стратегии» (p-level=0,000). Студенты демонстрируют проявление  когнитивных  копинг-стратегий при  анализе проблемных ситуации  и их последствий, поиске соответствующей информации, обдумывании, взвешенном подходе к решениям; относительность в оценке ситуациии, сравнение с другими, находящимися в худшем положении; придание проблеме значения и смысла, самоуважение как более глубокое осознание собственной ценности как личности.

Нами не было обнаружено значимых различий по критерию «Поведенческие копинг-стратегии» (p-level=0,1). Мы предполагаем, что проявлением поведенческих копинг-стратегиий будет  являться обращение к какой-либо другой деятельности помимо учебной, альтруизм, поиск эмоциональной поддержки. На наш взгляд формирование поведенческих копинг стратегий происходит при большей длительности взаимодействия и глубокой личностной рефлексии.

Таким образом, формирование профессиональной компетентности в высшем медицинском учебном заведении это   длительный процесс, направленный на овладение устойчивыми, интегрированными, системными знаниями, обусловленными умением применять их в новых, нестандартных ситуациях. Развитие личностно важных качеств и профессионально важных свойств обеспечивает личностное становление будущего врача, успешность её профессиональной реализации на этапе обучения в Вузе.  Применения интерактивных форм работы со студентами при формировании профессиональной компетентности способствует формированию и реализации потенциала личностно и профессиональных важных качеств в будущей деятельности врача по специальности медико-профилактическое дело.

Список литературы:

  1. Василенко Т.Д. Системный анализ структурно-динамической организации когнитивных и личностных компетенций в процессе обучения в вузе /Т.Д. Василенко, Н.Ю. Есенкова, А.И. Конопля, А.В. Селин// Вестник СПб госуд. мед. акад. им. И.И. Мечникова – 2008. – №2. – С.74-78.
  2. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
  3. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд. ЛГУ, 1985. – 166 с.
  4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.; ред. Тепкина И.В. М., 2005.
  6. Филиппдев П.Я., Кирхман В.В. Медицине нужна помощь психологии // Психологический журнал. 1988. - Т. 5. - N 4. - с. 22.
  7.  Царькова Е. А. Компетентность в контексте модернизации профобразования / Е. А. Царькова // Профессиональное образование. – 2004. –  №  6. – С. 5 – 6.
Категория: Материалы | Добавил: k2 (01.06.2016)
Просмотров: 82 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright ksmumpf group © 2016
Choose language
Английский Белорусский Немецкий
Облако
Войти в почту
Логин:
Пароль:

Соц. закладки