ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Блюм А.И., Ряднова В.А.
Курский государственный медицинский университет
Кафедра общей и клинической психологии, кафедра общей гигиены
Одним из самых актуальных и перспективных направлений в образовании является компетентностный подход, заключающийся в подготовке специалиста, наделенного не только профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и в формировании целостной, гармоничной, творческой личности. Подготовка врача отличается от профессиональной подготовки специалистов из других отраслей особенностями формированием в них психологических процессов, а именно профессионального клинического мышления. Процесс формирования и развития личности студентов медицинских ВУЗов непосредственно связан с обучением и воспитанием и имеет свои особенности. Прежде всего, нравственно-психологические и эстетические черты личности, такие как чувства и осознание добра и зла, справедливости, долга, чести и совести, прекрасного, возвышенного, трагического, и другие. Компетентносный подход к обучению студентов в высшем медицинском учебном заведении обеспечивает создание условий, при которых личность сможет максимально реализовать весь свой потенциал личностно важных качеств и способностей в своей будущей деятельности врача[4]. Компетентностный подход ориентирован на развитие профессиональной компетентности у будущих специалистов.
Профессиональная компетентность - это интегрированная личностная качество, что имеет систему ключевых компетенций, позволяющих специалисту эффективно осуществлять свою деятельность, самосовершенствоваться[1]. Общепринятыми факторами формирования профессиональных компетентностей являются социальные, психологические и организационно-педагогические. Социальные факторы характеризуются современными требованиями к личности, потребностями человека в деятельности. К психологическим факторам относятся особенности содержания и характера деятельности личности как субъекта и объекта образовательного процесса; уровень готовности к деятельности. Организационно-педагогические факторы показывают особенности процедуры и организации образовательного процесса. Под формированием профессиональной компетентности в высшем медицинском учебном заведении понимается процесс овладения устойчивыми, интегрирован-
ными и системными знаниями по естественно-гуманитарных, фундаментальных и клинических дисциплин; умение применять их в новых, нестандартных ситуациях; развитие личностно важных качеств и профессионально важных свойств, что обеспечит личностное становление будущего врача. На наш взгляд формирование профессиональной компетентности неразрывно связано с развитием внутренней активности личности, через организацию ее внутренних мотивационных сил, определяющих поведение. При этом профессиональная деятельность предполагает преобразование личностно важных качеств в профессионально важные качества[2].
Применение интерактивных форм работы со студентами, а именно тренинговых формы работы, в настоящее время доказывают свою состоятельность как современные здоровьесберегающие технологии образовательного взаимодействия. Психотренинговое сопровождение подготовки специалиста является непрерывным процессом обучения и развития личности с помощью психологического тренинга на протяжении всей учебной и профессиональной деятельности [3,5].
Целью нашего исследования стало изучение эффективность применения интерактивных форм работы при формировании профессиональной компетентности врача по специальности медико-профилактического дела.
Задачи: изучить личностные компетенции у студентов, обучающихся на факультете медико-профилактического дела; изучить когнитивные и поведенческие компетенции у студентов, обучающихся на факультете медико-профилактического дела; выявить эффективность применения тренинговых форм работы в становлении психологической компетентности врача по специальности медико-профилактическое дело.
Для решения поставленных задач были использованы: клинико-психологический метод (беседа, наблюдение), психодиагностический, психотерапевтический и статистический методы исследования. В исследовании приняли участие 160 студентов факультета медико-профилактического дела, которые посетила тренинговые занятия, направленные на становление психологической компетентности специалиста. Тематика тренинговых занятий была посвящена развитию эмпатии, коммуникативных способностей, проблемам конкурентоспособности будущего специалиста, проектирования собственного профессионального становления и развитие.
По результатам проведенного исследования нами отмечаются значимые различия по показателю самочувствие (p-level=0,001). Это свидетельствует о том, что тренинговая форма работы способствует выработке ресурсов относительно самоощущения, что улучшает физическое и психическое состояние. Тренинговая работа предполагала выработку навыков адекватного эмоционального реагирования на предъявляемое воздействие внутренней и внешней среды. Способность сформировать данный ресурс личности подтверждается полученными результатами по показателю эмоциональное благополучие (p-level=0,000). Активность (p-level=0,000) и настроение (p-level=0,000), как психологические условия эмоционального благополучия также претерпевают изменения.
Психологическая сущность самооценки в нашем исследование рассматривается в контексте конкретной - учебной деятельности студента, в одной из ее важнейших областей - в интеллектуальной сфере. Неадекватно высокую самооценку в процессе обучения и неадекватно заниженную самооценку мы рассматриваем как мишени воздействия при проведении тренинга. По полученным результатам мы можем констатировать изменение в самооценке (p-level=0,000) за счет корректирующего воздействия в сторону ее оптимизации.
Формирование когнитивной компетентности происходит при применении тренинговых форм воздействия, что отражают значимые различия по шкале «Когнитивные копинг-стратегии» (p-level=0,000). Студенты демонстрируют проявление когнитивных копинг-стратегий при анализе проблемных ситуации и их последствий, поиске соответствующей информации, обдумывании, взвешенном подходе к решениям; относительность в оценке ситуациии, сравнение с другими, находящимися в худшем положении; придание проблеме значения и смысла, самоуважение как более глубокое осознание собственной ценности как личности.
Нами не было обнаружено значимых различий по критерию «Поведенческие копинг-стратегии» (p-level=0,1). Мы предполагаем, что проявлением поведенческих копинг-стратегиий будет являться обращение к какой-либо другой деятельности помимо учебной, альтруизм, поиск эмоциональной поддержки. На наш взгляд формирование поведенческих копинг стратегий происходит при большей длительности взаимодействия и глубокой личностной рефлексии.
Таким образом, формирование профессиональной компетентности в высшем медицинском учебном заведении это длительный процесс, направленный на овладение устойчивыми, интегрированными, системными знаниями, обусловленными умением применять их в новых, нестандартных ситуациях. Развитие личностно важных качеств и профессионально важных свойств обеспечивает личностное становление будущего врача, успешность её профессиональной реализации на этапе обучения в Вузе. Применения интерактивных форм работы со студентами при формировании профессиональной компетентности способствует формированию и реализации потенциала личностно и профессиональных важных качеств в будущей деятельности врача по специальности медико-профилактическое дело.
Список литературы:
- Василенко Т.Д. Системный анализ структурно-динамической организации когнитивных и личностных компетенций в процессе обучения в вузе /Т.Д. Василенко, Н.Ю. Есенкова, А.И. Конопля, А.В. Селин// Вестник СПб госуд. мед. акад. им. И.И. Мечникова – 2008. – №2. – С.74-78.
- Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
- Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд. ЛГУ, 1985. – 166 с.
- Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.; ред. Тепкина И.В. М., 2005.
- Филиппдев П.Я., Кирхман В.В. Медицине нужна помощь психологии // Психологический журнал. 1988. - Т. 5. - N 4. - с. 22.
- Царькова Е. А. Компетентность в контексте модернизации профобразования / Е. А. Царькова // Профессиональное образование. – 2004. – № 6. – С. 5 – 6.
|